Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 1.1. Сущность и задачи менеджмента как науки





Негосударственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Институт управления, бизнеса И ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра менеджмента

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

КУРС ЛЕКЦИЙ

Калуга - 2011

 

 

Содержание

 

Лекция 1. Основы менеджмента как науки и профессии…………………………...…4

Тема 1.1. Сущность и задачи менеджмента как науки………………………………….….4

Тема 1.2. Менеджмент, его природа и роль в современном обществе……………...….…9

Тема 1.3. Основные этапы развития управленческой мысли. Ведущие школы менеджмента…………………………………………………………………………………14

Тема 1.4. Модели менеджмента……………………………………………………………...20

Тема 1.5. Организация как система управления…………………………………………..28

Тема 1.6. Общая теория управления……………………………………………………….31

Тема 1.7. Инфраструктура, социофакторы и этика менеджмента……..……37

Лекция 2. Методология менеджмента……………………………………….42

Тема 2.1. Методологические основы менеджмента………………..……..…42

Тема 2.2. Организационные методы управления…………………………………………45

Тема 2.3. Экономические методы управления…………………………………………….54

Тема 2.4. Социально-психологические методы управления………………………...…...59

Лекция 3. Функции менеджмента………………………………………………………..62

Тема 3.1. Сущность и классификация функций менеджмента…………………….……..62

Тема 3.2. Планирование и прогнозирование в системе менеджмента………………..…65

Тема 3.3. Организация как функция менеджмента……………………………………….69

Тема 3.4. Мотивация деятельности в менеджменте………………………………………76

Тема 3.5. Координация и контроль в системе менеджмента……………………………..81

Тема 3.6. Эффективность менеджмента……………………………………………...……85

Тема 3.7. Информационно-коммуникационное обеспечение менеджмента…………….90

Лекция 4. Разработка управленческого решения………………….………………….99

Тема 4.1. Сущность и виды управленческих решений………………………….…...……99



Тема 4.2. Процесс принятия и реализации управленческих решений……………...…..103

Тема 4.3. Методы принятия управленческих решений………………...……………..…107

Тема 4.4. Эффективность управленческих решений………………………….....………112

Лекция 5. Теория организации …………………………………………………………115

Тема 5.1. Теория организации в системе наук………………………………...……..…..115

Тема 5.2. Цели и целепологание в организации……………………………...…………..119

Тема 5.3. Организация как система………………………………………...……………..123

Тема 5.4. Модели организации. Жизненный цикл организации…………………….….127

Лекция 6. Развитие науки об организации …………………………………………...131

Тема 6.1. Организация в древности …………………………………………………...….131

Тема 6.2. Взгляды на вопросы организации в средние века…………………...………..136

Тема 6.3. Развитие организационной мысли в России……………………………...…...143

Тема 6.4. Вклад информатизации в организационную науку…………………………..149

Лекция 7. Законы развития организации……………………………………………..155

Тема 7.1. Социальные законы организации……………………………..…………….…155

Тема 7.2. Общие законы организации…………………………………………………….159

Тема 7.3. Специфические законы социальной организации……………………...……..169

Лекция 8. Принципы организации. Организационные структуры………………..175

Тема 8.1. Сущность принципов организации………………………………………….....175

Тема 8.2. Принципы организационной статики……………………………………….....180

Тема 8.3. Принципы организационной динамики………………………...……………..185

Тема 8.4. Принципы построения рациональных структур……………………………...189

Тема 8.5. Основные элементы организационных структур управления……………….194

Тема 8.6. Организационные системы и организационные структуры …………………199

Лекция 9. Организационное поведение………………………………………………..223

Тема 9.1. Организационная культура……………………………………………………..223

Тема 9.2. Власть и влияние………………………………..………………………………233

Тема 9.3. Управление конфликтами в организации……………………………………..238

Тема 9.4. Самоменеджмент и имидж руководителя…………………………………….243

Лекция 10. Управление персоналом…………………………………………………...250

Тема 10.1. Основы управления персоналом……………………………………...………250

Тема 10.2. Кадровая политика организации……………………………………………...262

Тема 10.3. Функции кадровой службы в организации…………………………………..272

Тема 10.4. Управление карьерой в организации ……………………………………...…275

 

 

Лекция 1. Основы менеджмента КАК НАУКИ И ПРОФЕССИИ

 

Тема 1.1. Сущность и задачи менеджмента как науки

В последнее время понятие менеджмента приобрело очень широкое распространение.

Менеджмент (management – англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность методов, принципов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Другое определение менеджмента: менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Менеджмент можно представить в виде формулы:

менеджмент = искусство + опыт + обучение

Т.е. управление производством требует специальных врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, приобретается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения. Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.

Существует мнение, что термин «менеджмент» труден для понимания, т.к. он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин «менеджмент» обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления («government administration» или «public administration»).

Объектом менеджмента как науки являются люди в организациях и совокупность отношений между ними.

Предметом изучения– экономический механизм, организационные структуры, маркетинг, персонал, информация, организационная культура и другие составные части системы управления.

Менеджер (англ. manager – manage – управлять) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Он принимает решения и несет за них персональную ответственность.

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку.

Специфические особенности управленческого труда:

· это интеллектуальный труд, характеризующийся многообразием решаемых задач;

· участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;

· предметом труда является информация;

· средством труда – организационная и вычислительная техника;

· результат труда – управленческие решения, дающие положительный результат. С этой точки зрения, менеджмент – один из факторов производства.

Основные задачи менеджера:

· координация,

· руководство,

· управление,

· принятие решений.

Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить и подбора команды.

Слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием. На этой основе возникла теория менеджеризма, согласно которой контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим – менеджерам.

Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту.

Менеджмент – это наука об управлении организацией.

Задача менеджмента как науки управления состоит в повышении практической значимости исследований, ориентации их на разработку принципов и методов, дающих возможность в тех или иных условиях практически решать проблемы функционирования организации.

В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.

Получили распространение четыре научных подхода к управлению:

· процессный;

· системный;

· ситуационный;

· программно-целевой.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)