Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Определение целей и задач фирмы. Прибыль как одна из целей менеджмента





Цели - это особый элемент системы фирмы, который играет интегрирующую роль. Наличие единой цели объединяет все компоненты предприятия. В сущности цель представляет собой мысленное представление о желаемом будущем. В них концентрируются интересы социальных групп, связанных с предприятием: работников, руководителей, собственников, потребителей предприятия. Помимо системообразующей роли цели играют роль направляющего фактора в менеджменте. Они ориентируют управленца при выборе решений, стимулируют осуществление деятельности определенного вида. Любое предприятие имеет много различных целей. Основные их типы: 1) обращены во внешнюю среду (официальные). Призваны объяснить обществу необходимость предприятия, сформировать определенный взгляд на предприятие, передать обществу тот взгляд, которым работники, руководство сами смотрят на себя; 2) оперативные (внутренние). Определяют конкретные результаты различных видов деятельности, к которым коллектив предприятия должен стремиться; 3) операционные - цели отдельных работников, руководителей, собственников в области профессионального роста, материального благосостояния. Каждый тип можно классифицировать по различным признакам: дальше и ближе, количественные и качественные, конечные и промежуточные, точечные и траекторные, общие и частные, глобальные и локальные, по содержанию научно-технические и производственные. Чтобы цели могли соответствовать той роли, которую они должны играть в фирме, необходим ряд условий: 1) ясность и понятность цели, чтоб каждый мог увидеть в них отражение своих интересов; 2) реалистичность, достижимость, соответствие возможностям предприятия, ограничениям, которые накладывает общество на предприятие; 3) контролируемость; должны существовать определенные показатели, позволяющие количественно измерить достигнутые результаты и ответить на вопрос, добилось ли предприятие целей за определенный период. В работе менеджера ведущую роль играет анализ поставленных целей. В ходе анализа выясняется соответствие поставленной цели условиям и требованиям. Это значит, что в ходе анализа выясняется, есть ли такие показатели, которые позволяют точно охарактеризовать цели и их исчислить. Каждое предприятие располагает определенным объемом ресурсов, который необходимо распределить эффективно. Это возможно, если цели согласованы между собой по содержанию, сроку, в разрезе отдельных видов деятельности и структурных единиц фирмы. Это предполагает выделение в системе цели, наиболее главной на данном этапе развития предприятия. Для согласования целей во временном, функциональном, организационном аспектах используется методика формирования дерева целей. При выявлении приоритетов часто используют матричный анализ, позволяющий сопоставить различные варианты приоритетных целей. Нередко при установлении приоритетов исходят из здравого смысла, набор целей оценивается по 2-ум критериям: устранение узких мест (приоритетны цели, которые позволяют решить наиболее острые проблемы предприятия), неупущенных шансов (приоритетны цели, которые наилучшим образом могут вписаться в прогнозируемые условия деятельности). Согласование и ранжирование целей предполагает 3-хэтапную процедуру: 1) На высшем уровне предприятия даются общие установки относительно желаемого будущего. Они относительно абстрактны, сформулированы в наиболее широком смысле и в значительной мере отражают систему ценностей высшего руководства, общую философию и внутреннюю культуру фирмы, отталкиваются от ее истории; 2) На всех последующих уровнях руководства определяются конкретные цели, исходя из особенности деятельности подразделений и установок высшего руководства; 3) Согласование всех целей, которые определены на низлежащих уровнях и установок высшего руководства, которое завершается формулированием целей. Чем крупнее предприятие, тем больше требуется согласования. Важную роль играет степень централизации руководства фирмой. Чем выше степень централизации, тем меньше согласования. Главная цель предприятия - создание товаров и услуг, которые нужны потребителям. Однако предприятие должно постоянно развиваться, приспосабливаться к меняющемуся рынку. Создание товаров и услуг должно компенсировать затраты и получение прибыли, за счет которой возможно дальнейшее развитие. Если предприятие успешно справляется с основной задачей, то оно, как правило, получает и прибыль. Долгое время в теории существовало представление, что главная цель предприятия - получение максимальной прибыли. Это было оправдано лишь на ранних этапах развития рынка. В современных условиях значение прибыли упало. Прибыль зависит от следующих главных факторов: 1) объем сбыта; 2) цены на товары и услуги; 3) затраты на пр-во товаров. Объем сбыта зависит от занимаемой предприятием доли рынка, цены - от конкурентных позиций, затраты - от качества пр-ва и управления. В этой связи при определении прибыли как цели менеджеры должны определить, когда и сколько прибыли получить. Для долговременной политики следует захватить большую долю рынка, снизить цены, что приведет к временным убыткам. Погоня за максимальной прибылью приводит часто к нарушению норм этики бизнеса, ущемлению прав коллектива Þ предприятие проигрывает конкурентам за счет потери ведущих работников. Сегодня главные цели предприятия связаны с его социально-ответственной деятельностью, служением обществу, потребителям, сотрудникам. В процессе установления размеров желаемой прибыли менеджеры могут ориентироваться на прибыль других аналогичных предприятий, среднеотраслевые показатели, свои потребности. При определении размеров прибыли учитываются относительные показатели. Прибыли при этом, как правило, уменьшаются на величину различных обязательных выплат. Прибыль может соотноситься с активами предприятия, акционерным капиталом, общей величиной дохода от продаж.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (935)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)