Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Тема 6.1. Организация в древности





При изучении науки управления следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений. Согласно кумулятивномувзгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.

Другой, эволюционный,взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность и новые экономи­ческие теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может пред­ставить значительный интерес в другое. И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытает­ся создать новые модели для новых способов экономического поведения.

Изучение теорий управления будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных аль­тернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с те­чением времени. Эволюционный метод тем самым, предпочтительнее по сравнению с кумулятивным.

Теория организации появляется с первыми искусственными общностями (охотничьей группой, соседской общиной, затем государством). Становление государственности привело к значительным изменениям в управленческой практике. Государства были сложными организациями, что и потребовало развития управленческой практики и учета геополитического положения страны. У каждого из этих древних государств были свои особенности. Рассмотрим подробнее развитие управления в некоторых из них.

Экономическая мысль Древней Азии.

На территории Древней Азии в IV тысячелетии до н. э. возникли пер­вые рабовладельческие государства. Особенностью восточного рабства явилось существование не только частной собственности рабовладель­цев, но и активное участие государства в закабалении населения и рас­пространении долгового рабства. Государство решало задачи управления ресурсами и масштабные хо­зяйственные задачи, к которым относились:



­ создание ирригационных систем;

­ регулирование натурального хозяйства посредством правовых мер;

­ регламентация ссудных и торговых операций;

­ расширение масштабов собственности государства в хозяйственной и иных сферах деятельности.

Выполнение государством столь обширных функций дает основа­ние называть восточные цивилизации «азиатским способом произ­водства».

О зарождении и развитии экономических идей Древней Азии мож­но судить по экономическому устройству Древнего Египта, Вавилонии, Китая и Индии. Общей характерной особенностью философов этих стран являлась защита натурального рабовладельческого хозяй­ства. Зарождающиеся товарно-денежные отношения рассматривались ими лишь чисто эмпирически, а не как объективная закономерность.

Самыми ранними в истории человечества памятниками экономичес­кой мысли стали документы, появившиеся в Древнем Египте.Один из них под названием «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» появился в XXII в. до н. э. В нем указывается, что «правила» государ­ственного управления и руководства хозяйством столь же важны, как и всякая иная область деятельности государства. Главная идея другого документа, «Речение Ипусера», датирующегося началом XVIII в. до н. э., состоит в обосновании недопущения бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и возникновения в стране гражданских волнений.

Интересна экономическая мысль Древней Вавилонии.В XX в. до н.э. в этой стране появились законы царя Эшнунны, в которых толко­вался широкий круг хозяйственных вопросов. Наиболее значитель­ным памятником Вавилонского царства является Кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Законы охраняют экономическую основу рабовладельческого строя — частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смерт­ной казнью либо обращением виновного в рабство. Деление общества на рабов и рабовладельцев считается вечным и естественным явлени­ем. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.

Основу экономики Вавилонии составляло натуральное хозяйство. Однако в законах Хаммурапи обращалось внимание на развитие то­варно-денежных отношений и назывались меры, способствовавшие расширению торговых сделок.

Экономическая мысль Древнего Китая связана с философией Кон­фуция (551-479 гг. до н. э.) и идеями популярного в IV—III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы».

В экономике страны в бытность Конфуция происходили существен­ные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разруша­лись общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств, расширя­лись товарно-денежные отношения, усиливалось купечество. Конфу­ций одним из первых создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сосло­вие, и «простолюдинов» (низших), уделом которых является физиче­ский труд, Конфуций считал естественным. Экономические взгляды Конфуция были противоречивы. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфу­ций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков. Предложенный философом консерва­тизм общественного устройства на долгие годы утвердился в китай­ском обществе.

Экономическая мысль Древней Индии встречается уже в древней­ших памятниках — ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания. Они создавались в I тысячелетии до н. э. и отражали начавшееся раз­ложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения. Развитие экономической мысли Индии содержалось также в литера­турно-религиозных памятниках, к числу которых относятся знаменитые «Законы Ману» — свод предписаний, ниспосланных людям «бо­жественным законодателем». В них устанавливались формы превра­щения свободного человека в раба, обосновывалась брахманская кон­цепция экономической политики государства, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, управления ресурсами и т. п.

Выдающимся экономическим памятником Древней Индии являет­ся трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чанд-рагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н. э.). Этот документ создавался как наставление для царя, но по своему содержа­нию вышел за рамки свода советов. «Артхашастра» характеризует со­циально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. В нем описывается состояние экономики страны и основные занятия населения. Главной отраслью было земледелие. Наряду с ним разви­вались ремесла, торговля, строительство и проведение оросительной системы. В документе содержатся сведения об общественном разделе­нии труда, обмене и торговле. Большое внимание уделяется толкова­нию экономической роли государства: доказывается необходимость его вмешательства в экономическую жизнь страны.

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Экономическим строем Древней Греции и Рима являлось античное рабство, существовавшее с начала первого тысячелетия до н. э. по IV в. н. э. и достигшее расцвета в V в. до н. э. Наибольшую роль в истории экотомики учений Древней Греции сыграли известные мыслители Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» уче­ник Сократа, греческий мыслитель Ксенофонт(430-355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством ра­бовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос»дом, «номос»— закон), что можно перевести как «домострой», т.е. искус­ство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия — это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сель­ском хозяйстве,а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия слу­жил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца. Основ­ной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал обеспече­ние производства полезных вещей, т. е. потребительных стоимостей. «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в об­ласти хозяйственной деятельности. Их уделом являлось управление рабами, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, при­годное только для рабов. Ксенофонт одним из первых среди мыслите­лей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и как важное условие уве­личения производства потребительных стоимостей. Он близко подо­шел к принципу мануфактурного разделения труда и впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело выделение профессий.

Особый интерес вызывают экономические идеи древнегреческого философа Платона(427-347 гг. до н. э.). Наиболее известна его рабо­та «Политика или государство», в которой он создает проект идеаль­ного государства. Платон рассматривает государство как сообщество людей, порожденное самой природой, и впервые высказывает мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных. В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:

­ философов, призванных управлять государством;

­ вои­нов;

­ землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев.

Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвен­тарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Филосо­фы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон про­являл особую заботу. Он предлагал обеспечить им обобществленное потребление, т. е. создать некий «аристократический коммунизм».

Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Гре­ции внес величайший мыслитель античности Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не раз­делял, однако, платоновского идеализма и шел к материализму.

Аристотель известен как воспитатель наследника престола Маке­донии — знаменитого Александра Македонского. Будучи сторонни­ком рабовладельческой демократии, Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов, иностранцы могли быть только рабами. Граждан Гре­ции он делил на пять групп: земледельческий класс, класс ремеслен­ников, торговый класс, наемные рабочие, военные. Рабы приравнива­лись к вещам. Аристотель имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристоте­ля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Заслуга Аристотеля-экономиста и управленца состоит в том, что он первым установил неко­торые категории и закономерности экономии. Например, воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю, экономия — это естественная хозяйственная дея­тельность, связанная с производством продуктов. Наряду с «эко­номией» он разглядел явление, называемое им «хрематистикой» (греч. «хрема»имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство.«Экономия» и «хрематистика» вместе со­ставляют учение о богатстве. Если экономия связана с производ­ством продуктов, то хрематистика — с движением денег, с вложе­нием и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа и управления капиталом;

Для Аристотеля, как и для Ксенофонта, идеалом оставалось нату­ральное хозяйство. Однако в отличие от Ксенофонта Аристотель не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.

Экономическая мысль античного мира получила дальнейшее разви­тие и завершение в Древнем Риме.Важнейшей проблемой Рима явля­лись вопросы рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). Этими проблема­ми занимались Катон Старший, Варрон, Колумелла.

Катон Старший(234-149 гг. до н. э.) являлся крупным землевла­дельцем и в своем труде «Землевладение» защищал интересы рабовла­дельческого хозяйства, тесно связанного с рынком. Он рекомендовал «меньше проживать и больше наживать». Прибыль Катон рассматри­вал как избыток над стоимостью. Для получения высокой прибыли он советовал «спокойно выжидать высоких цен». Катон был врагом при­менения наемного труда. Он стремился обеспечить доход за счет ра­бов и уделял много внимания организации их труда. Автор относил рабов к орудиям производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребно­сти.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в. до н. э. продолжил римский ученый Варрон(116-27 гг. до н. э.). Его взгляды из­ложены в трактате «О сельском хозяйстве», где он высказывает серь­езную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Автор ищет пути укрепления экономики в развитии не только земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсив­ности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, использовании материальной заинтересованности и т. д.

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хо­зяйстве» Колумелла(I в. н. э.). Он писал о крайне низкой производи­тельности рабовладельческого труда, о том, что рабы плохо относятся к работе, воруют, обманывают землевладельцев, уничтожают инвен­тарь. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. В поисках выхода из кри­зиса Колумелла ставит вопрос об отказе от рабского труда.

 

Тема 6.2. Взгляды на вопросы организации в средние века





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (494)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)