Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Понятие социальной организации





Несмотря на то, что теория организации как наука уже полностью сформировалась, мы и по сей день не располагаем достаточно четким и исчерпывающим определением понятия социальной организации. Основная трудность состоит в том, что термин «организация» существует во многих науках — философии, социологии, биологии, кибернетике и других. В биологических системах синонимом организации является термин организм— живое целое существо или растение с со­гласованной организацией деятельности всех органов.

Социальная система - это упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующая интегративные качества, не свойственные составляющим ее компонентам: Наличие интегративных качеств, целост­ность, «эмерджентность» — признаки, отличающие социальные системные объекты от не­системных (Рис. 7.3.1).

 

Рис. 7.3.1. Компоненты социальных систем

Важнейшим компонентом социальных систем является человек — существо, прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента — сущностная и важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем, скажем, биологического порядка.

Организация социальная (от лат. organize — сообщаю, устраиваю) может быть определена как разновидность социальных систем, объединения людей, совместно реализующих некото­рую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил. Организа­ция — это элемент общественной системы, самая распространенная форма человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно ради своего существования и создает. Организация — объект и субъект общества.

Социальная организация может быть формальной и неформальной.



Формальная организация характеризуется узаконенной системой норм, правил принципов деятельности, стандартов поведения членов организации. Главный признак формальной организации — это заданность, запрограммированность и определенность ор­ганизационных норм и действий. Организация не исчерпывается формальной частью, хотя и определяется ею.

Неформальная организация — это система не предписанных социальных ролей, не­формальных институтов и санкций, эталонов поведения, переданных обычаями и традициями, которые возникают спонтанно в ходе ежедневных взаимодействии людей.

Термин «организация» употребляется в самом разном смысле, поэтому трудно выделить четкий набор признаков, определяющих границы этого понятия. Чаще всего это поня­тие ассоциируется с объединением людей. Объединения лю­дей принято называть группами или при определенных усло­виях организациями. Эти объединения можно условно разде­лить на первичные и вторичные группы.

Объединение людей в первичных группах основано на лич­ностных отношениях, эмоциях, взаимных симпатиях, на об­щих увлечениях, на вере и убежденности в чем-либо. К этим объединениям относятся семья, друзья, спортивные и творче­ские коллективы, некоторые религиозные общины и т.д.

Вторичные группы образуются для достижения конкрет­ных целей. Роли людей во вторичных группах, как правило, достаточно строго распределены, и эмоциональные отношением уходят на задний план. Основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей, объединившихся для достижения общественно значимой цели. К их числу относятся предприятия, фирмы, магазины, услуживающие и медицинские учреждения, учебные заведе­ния, армия, различные общественные организации и т.д.

Заметим, что деление на первичные и вторичные группы носит условный характер. В данном случае первичными груп­пами будем считать объединения, создаваемые для удовлетво­рения первичных психологических потребностей человека в самосохранении, в продолжении рода, в общении на уровне удовлетворения личных интересов. С этих позиций семья рас­сматривается как первичная ячейка общества.

Во вторичных группах в большей степени удовлетворяют­ся потребности, имеющиеся психосоциальную природу, такие как самовыражение, уважение, признание, карьерный рост, повышение квалификации, власть и т.д. Эти потребности че­ловека удовлетворяются в деловых и общественных организа­циях.

Если же подходить к делению на группы с позиций соци­альной значимости и масштабности, то первичными (т.е. бо­лее важными) можно будет считать организационные систе­мы, выделенные нами ранее во вторичные группы.

Следует отметить, что в реальной жизни не всегда просто провести четкую грань между первичными (неформальными) и вторичными (формальными) группами. Примером могут служить харизматические группы. Во главе такой группы стоит лидер, отличающийся огромным влиянием и особой притягательной силой — харизмой. Для членов группы он обладает непререкаемым авторитетом, ос­нованным на исключительных качествах его личности. Члены группы обожествляют лидера и готовы ему полностью и бес­прекословно подчиняться. Это означает, что сплочение груп­пы происходит на эмоциональном или духовном, а не на логи­ческом уровне. Подобный тип взаимоотношений в группе ха­рактерен, в частности, для религиозных организаций, для многих творческих коллективов, а также для некоторых дело­вых организаций.

Харизма в переводе с греческого означает «божественный дар». В харизматических группах изначально нет служебной иерархии. Роли в таких группах определяются близостью к лидеру. Здесь нет постепенного или последовательного про­движения по службе. Все зависит только от личного располо­жения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения на эмоциональном уровне нестабильны, структура группы очень изменчива. Роль харизматической группы в жизни людей зависит от ситуации, сложившейся в данной стране или регионе.

Понятие социальной организации неразрывно связано с по­нятием коллектива. Состав коллектива и направления его деятельности, определяемые стремлением к достижению единой цели, регулируются административно-управленческим аппара­том, а также правовыми и этическим нормами, принятыми в чанной организации и обществе в целом. Указанные нормы в большинстве своем не зависят от конкретного персонального состава коллектива и поэтому являются обезличенными.

В то же время деятельность организации во многом опре­деляется формально нерегулируемым поведением членов кол­лектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работ-пиков, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность деятельности организации.

Понятия организационной системы и коллектива взаимо­связаны, но далеко не тождественны. Коллектив — это объе­динение всех работников организации, осуществляющих со­вместную трудовую деятельность. Организация не может су­ществовать без коллектива и включает в себя коллектив как свою основу. Показатели многих составляющих, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью заменен, тем не менее, организация продолжит свое существование.

Специфические законы

Существует еще и ряд специфических законов, регламен­тирующих главным образом деятельность внутри организации.

Новые информационные технологии, сетевые коммуника­ции и автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов организации и совершенствованию принципов управления. Следует иметь в виду, что кроме рассмотренных выше основопола­гающих законов, обеспечивающих эффективное функциони­рование социальных организаций с учетом условий внешней и внутренней среды, не менее существенное влияние на их дея­тельность оказывают также специфические законы, опреде­ляющие управленческую деятельность внутри организации. Специфические законы отражают:

­ неразрывную связь всех звеньев организации;

­ пропорциональность производства и управления;

­ переход от администрирования к стратегическому плани­рованию;

­ упреждающее управление;

­ воздействие технологических новаций на развитие соци­ально-экономических организационных систем;

­ требования экономии времени и интеллектуального ресурса персонала организации и т.д.

Специфические законы способствуют установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой частями системы. Они явля­ются составной частью теории организации и определяют правила организации управленческого труда, в числе которых:

­ планирование (стратегическое, тактическое, оперативное);

­ координация деятельности всех звеньев организации;

­ стабильность и регламентация трудового процесса;

­ гибкость построения системы управления;

­ адаптация работников к информационной среде управления;

­ кооперация управленческого труда;

­ горизонтальная интеграция процессов управления.

Их формулировка и конкретная реализация во многом за­висят от специфики организации и от целей, стоящих перед организацией.

Человек — это центр организации.

 

 

Рис. 7.3.2. Человек в организации

 

Соотношение формализованных коммуникаций и неформальных отношений человека с другими людьми (рис. 7.3.2) в организациях должно заранее определяться руководителем, а еще лучше — проектантом организации.

Порядок служебных отношений определяется инструкциями, уставами, положениями о внутреннем распорядке, установившимися порядками, подписанными контрактами, договоренностями и регламентами. Порядок неформальных отношений определяется чувствами людей друг к другу, симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями.

Руководители большинства организаций больше всего заботятся о формализованной стороне отношений. Они создают различную нормативную документацию, полагая, что этим можно ограничить процесс управления коммуникациями. Однако неформальными отношениями также необходимо управлять, чтобы добиться гармонии отношений в организации. В этом плане руководители должны усиливать роль профсоюзов, женских и молодежных организаций. Это дает возможность наилучшим образом реализовать потребности и интересы людей, что очень выгодно для организации, так как она получает значительно больше от высокопроизводительного и творческого труда работников. Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное — это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Учесть общее в организации может каждый руководитель по материалам - справочников, учебников и т.д., а особенное — может лишь профессиональный руководитель с большим опытом работы и хорошей управленческой подготовкой. Специфические законы организации представлены на рисунке 7.3.3.

 

Рис. 7.3.3. Специфические законы организации

 

К специфическим законам организации принято относить: Закон своеобразия; закон социальной гармонии; закон оптимальной загрузки; закон эффективного восприятия и запоминания информации; закон эффективного осмысления; закон установки; закон устойчивости информации; закон доходчивости информации.

Закон своеобразия: Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура.

Закон социальной гармонии: Для каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда работников, как за счет повышения эмоционального уровня работников (улучшается качество продукции), так и за счет активизации его трудовой деятельности (повышение производительности труда).

Закон оптимальной загрузки: Для каждого человека существует оптимальный объем загрузки работой, при которой в полной мере рассматриваются его способности и возможности.

Закон эффективного восприятия и запоминания информации: Процесс восприятия и запоминания информации человеком реализуется наиболее эффективно, если они приближены к процессу его мышления.

Закон эффективного осмысления: Эффективное осмысление нового возможного при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.

Закон установки: Любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился, и к которой он приготовился.

Закон устойчивости информации: Первая информация о каком-либо событии, поступившая человеку, является более устойчивой, чем повторная о том же событии.

Закон доходчивости информации: Доходчивость сообщения для человека будет выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Из законов организации вытекают принципы оптимизации функционирования системы управления и повышения эффективности деятельности людей в организации. Изучая законы и принципы организации, следует помнить, что они будут эффективно работать только в том случае, если руководитель сможет найти их разумное сочетание, выделить главный (на текущий момент) закон и подчинить ему все другие законы и принципы организации управленческого труда, обеспечивающие достижение глобальной цели организации.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)