Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8.1. Сущность принципов организации





 

Напомним, что организация рассматривается как социальная система, которая реализует себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. Для решения своих задач она должна включать ряд важных элементов (рис. 8.1.1).

 

 

Рис. 8.1.1 Схема основных элементов организации

 

Принцип есть не что иное, как исходное положение, правило действия, вытекающее из закона. Принципы организации - это общие правила (положения) формирования (самоформирования) систем в природе и обществе, обеспечивающие их упорядоченность и це­лесообразность функционирования.

Процедура формирования, освоения и применения принципов организации представлена на рисунке 8.1.2.

 

Рис. 8.1.2. Процедура формирования, освоения и применения принципов организации

 

По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы.

К научным - относятся такие, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей организации, и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентируя его на познавательную деятельность.

Все многообразие принципов организации можно классифицировать по ряду признаков (рис.8.1.3).

 

 

Рис. 8.1.3. Классификация принципов организации

 

 

К обыденным - относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуи­ции. Они почти все без исключения субъективны и не несут достаточной научной обосно­ванности.

По степени универсализации принципы организации можно разделить на универсальные (общие), специфические (особенные) и ситуационные (частные). К универсаль­ным относят принципы, отражающие правила формирования самых разнообразных сис­тем в природе и обществе; к специфическим — действующие в отдельных сферах природ­ной и человеческой действительности; к ситуационным — лишь те, которые характерны для конкретных ситуаций.

По способу реализации можно выделить принципы, реализуемые природой без ка­кого-либо участия человека; при взаимодействии природы и человека и только с участием человека. Последние - могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллектив­ной и совокупной общественной деятельности.



По масштабу действия принципы организации можно разделить на действующие только в отдельных элементах системы, на уровне работника предприятия (принцип ин­дивидуальной работы); между элементами системы внутри предприятия (принцип корре­лятивной связи субъекта и объекта управления, принцип обратной связи); между систе­мами (между предприятиями, отраслями).

Одним из первых разработал систему общих принципов Анри Файоль, в своей работе “Общее и промышленное управление” он предложил четырнадцать принципов:

­ разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);

­ власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты);

­ дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между работниками и менеджерами, базирующееся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации: в основном — результат возможностей руководства);

­ единство распорядительства (распоряжения только от одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);

­ единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единичных целей);

­ подчинение индивидуальных интересов общим интересам (менеджер должен добиваться с помощью личного примера и жесткого, но справедливого управления того, чтобы ин­тересы индивидов, групп и подразделений не превалировали над интересами организации в целом);

­ вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимули­ровать рабочих на работу с отдачей);

­ централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты);

­ цепи взаимодействия (четкое построение цепей следование команд от руководства к подчиненным);

­ порядок (все должны знать свое место в организации);

­ равенство (к рабочим следует подходить справедливо и по-доброму);

­ стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);

­ инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи);

­ корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, развивать бригадную форму работы).

К числу основных универсальных принципов организации, исследованных А.А.Богдановым, можно отнести принципы: цепной связи, ингрессии, подбора (отбора), под­вижного равновесия, слабого звена и др. Эти принципы, в той или иной мере, относят­ся к формирующим и регулирующим механизмам, составляющим суть процессов органи­зации. Или к механизмам поддержания устойчивости и организованности форм целостных образований.

Принципы организации можно разделить условно на три группы:

­ принципы организационной статики, определяющие правила построения структур (структуризации);

­ принципы организационной динамики, как общие правила формирования организационных процессов;

­ принципы рационализации, как общие правила совершенствования статики и динамики организации.

Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или часть их. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Развитие основано на более детальном жизненном цикле любой материальной системы (рис. 8.1.4.), который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация или утилизация (Э8).

 

Рис. 8.1.4. Динамика развития материальной системы

 

Статическая группа (Рис. 7.5.) включает: порог нечувствительности и ликвидации (утилизации). Организацию, находящуюся в статической группе, называют статической организацией. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Это довольно плодотворный метод при подготовке документов, регистрации, физического создания организации, создания, реорганизации и ликвидации организаций. Например, производство и ремонт радиоаппаратуры лучше производить в отключенном от сети состоянии.

Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Организацию, находящуюся в динамической группе, называют динамической. В такой организации преобладают координирующие действия (рис. 8.1.5).

Рис. 8.1.5. Соответствие группы организации этапам жизненного цикла

 

Так, отладку радиоаппаратуры лучше проводить в рабочем состоянии (on line power).

Специалисты консультационных фирм предпочитают работать со статическими организациями, а руководителям приходится работать с динамическими организациями. Для работы с динамическими организациями разработано несколько консультационных технологий, например, технология «прорыв», рассмотренная выше, и ее модификации.

Рассматриваемые далее принципы входят в состав механизма реализации рассмотренных ранее законов организации и законов для организаций.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (560)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)