Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера





Стиль управления – типичная манера и способ поведения менеджера. Существует несколько классификаций стилей менеджмента.

Стили могут классифицироваться по следующим критериям.

1. Критерий участия исполнителей в управлении:

- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает – сотрудники исполняют);

- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений);

- автономный (менеджер играет сдерживающую роль – сотрудники решают сами, обычно большинством).

2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

- управление через инновацию (разработка инновации – как руководящее задание);

- управление с помощью задания цели (на каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем);

3. Критерий преимущественной ориентации.

- слабое управление – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала;

- управление по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;

- клубное управление – господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач;

- управление по среднему пути – достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;

- сильное управление - идеальный стиль.

Модель Блейка – Мутона, включающая 5 основных стилей руководства. Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81 вариант стиля управления. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.

1.1. – нищета управления (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.



Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства.

1.9. – клубное управление (социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства.

9.1. – авторитет – подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности.

5.5. – организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве.

9.9. – команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства – оптимальным стилем – было поведение руководителя в позиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9.9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Успех стиля управления можно оценивать по критериям:

– воздействия на прибыль и издержки;

– реализации задач при разработке продукции;

– реализации задач организации;

– реализации задач в управлении персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:

- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования);

- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков);

- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля);

- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда).

Специфика работы менеджера заключается в постоянном общении с деловыми партнерами, подчиненными, клиентами. Поэтому одной из важнейших задач менеджера является умение научиться оставлять о себе хорошее впечатление, т. е. научиться формировать хороший имидж, под которым понимается формируемый в глазах общества комплекс его внешних и внутренних качеств. Положительный имидж всегда способствует карьерному продвижению менеджера.

Специфика труда менеджера, его место, роль и основные задачи

Менеджер это человек, который наделен соответствующими полномочиями принимать решения и вести за собой других люде, направляя на достижение общих целей. Менеджер это лидер организации, обладающий формальной властью. Власть предоставляет менеджеру возможность влиять на других людей. Влияние менеджер может оказывать разными способами, в зависимости от этого различаются формы власти: власть, основанная на принуждении, на вознаграждении, на знаниях, личных качествах, на законе, на убеждении и привлечении сотрудников. Труд менеджера специфичен – его предметом и продуктом является информация, а объектом люди. Труд менеджера преимущественно умственный, сложный, его не возможно измерить в количестве произведенного продукта. Это труд, который требует достаточно глубоких профессиональных знаний, а так же природных способностей оказывать влияние на других людей. В зависимости от полномочий, которыми располагает менеджер, в любой организации принято различать линейных руководителей и функциональных. Линейные руководители, если организация не маленькая, подразделяется на уровни иерархии – высшие руководители, руководители среднего звена и низовые. Место менеджера в любой организации весьма своеобразно – будучи наделен властью, менеджер выступает связующим звеном между организацией и ее сотрудниками, между организацией и внешней средой, между различными уровнями иерархии организации. Роль менеджера на фирме оценивается сообразно этому, с разных точек зрения: с точки зрения организации в целом, с точки зрения менеджера более высокого уровня, если такие есть, с точки зрения подчинения, с точки зрения коллег по работе, с точки зрения внешней общественности, т.е. государственной власти, различных других общественных формирований, местных жителей. Выполняя все свои роли, менеджер должен выражать интересы, с одной стороны, подчиненных и отстаивать их интересы во всех других сферах, но менеджер, если это высшее звено руководства или маленькая фирма, где нет уровней управления, должен выражать и интересы собственников фирмы. Он должен обеспечить государственные интересы, должен отстаивать интересы потребителей. Интересы эти не могут совпадать, поэтому менеджеру постоянно приходится искать компромисс, и в каждой конкретной ситуации должен правильно определить свои позиции во взаимоотношении разных сторон. От того, каков руководитель организации, во многом зависит имидж этой организации. Очень часто общественность, средства массовой информации судят об организации исходя из того, каковы ее высшие руководители, с которыми приходилось вступать в личный контакт. У менеджера много задач. Среди них можно выделить такие задачи, как обеспечить выживание организации в долгосрочной перспективе, обеспечить благополучие подчиненных, обеспечить выполнение той миссии, для которой организация была изначально предназначена. Работа менеджера достаточно тяжелая и требует полной самоотдачи. В принципе менеджером может быть тот человек, который хочет в значительной части посветить себя работе. Это не значит, что менеджер должен ориентироваться на одну работу, но все же работа должна доминировать в системе его жизненных ценностей.

 

Важнейшие требования к менеджеру, качества менеджера, основные типы менеджера

Требования, которые предъявляют к менеджеру, весьма разнообразны. 1)Менеджер должен прежде всего уметь ставить задачи для себя и для других людей. 2)Должен уметь сделать выбор в любой ситуации в том числе в такой, когда нет достаточной информации для прояснения этой ситуации. 3)Менеджер должен уметь сформировать единую команду, сплоченный коллектив, который работал бы на достижение общей цели. 4)Менеджер должен уметь делиться своими полномочиями с другими людьми, предоставлять им возможность удовлетворить свои социальные и психологические потребности. 5)Менеджер должен уметь поддерживать межличностные коммуникации, уметь работать с людьми с тяжелым характером, уметь мотивировать людей соответственным образом, налаживать и поддерживать соответствующий климат в коллективе, должен уметь вести переговоры, создавать и поддерживать определенный имидж организации среди ее общественности. 6)Важнейшим требованием к менеджеру является требование быть компетентным, обладать знаниями и в области руководства людьми, и в той области, которая является сферой деятельности фирмой. Он должен быть деловитым, т.е. уметь применять свои знания в реальной практике. 7)На современном этапе, когда бурно развивается научно-технический прогресс, быстро меняется рыночная ситуация, возникли новые требования к менеджеру, которые еще относительно в недавнем прошлом не ощущались. Это требование масштабно мыслить, эффективно действовать в нестандартной обстановке, уметь быстро реагировать на любые изменения, уметь воздействовать на внешнюю среду. Для того чтобы быть менеджером, человеку необходимы некоторые личностные качества: общительность, властность, терпеливость, настойчивость, инициативность, физическая выносливость, хладнокровие, самокритичность. В управленческой литературе существует большое число различных классификаций типов менеджеров, в основу которых положены разные признаки. Первый вид классификации:классификация по стилю руководства, который доминирует в их поведении. Можно выделить менеджеров-автократов, демократов и менеджеров-либералов. Втораяклассификация распределяет менеджеров в зависимости от направлений их главных усилий. Здесь можно говорить о менеджерах, преимущественно ориентированных на работу и на людей. Могут быть разные сочетания, иногда приводятся достаточно развернутые решетки по этому признаку классификации (менеджер с сильной заботой о работе и о людях, менеджер с сильной заботой о работе и слабой о людях, слабый о работе и сильной о людях и т.д.). Классификация менеджеров по их характеру: волевые руководители; руководителей с сильной волей, но отзывчивых к людям; слабовольные или слабохарактерные. Классификация менеджеров в зависимости от их главных преимуществ. В этой классификации выделяют архитипы менеджеров. Лидер - менеджер, который особенно хорошо умеет налаживать контакты с людьми, умеет вдохновлять их на труд, умеет ставить перед ними цели – пользуется большой популярностью среди людей. Администратор – хорошее знание дела, знание того, что надо сделать в трудных ситуация, какие надо принять меры, как быстро претворить решение в жизнь. Сильными сторонами его являются логичность мышления, объективность суждений, высокая преданность делу. Плановик – характерен аналитический склад ума, лучше всех справляется с задачей подготовки многовариантных решений, лучше всех способен организовать и вести методичную работу в спокойной стадийной обстановке. Предприниматель – инициативность, новаторство, способность пойти на разумный риск, поставить задачу на перспективу, способность осуществить прорыв в какой либо области. Политик –ему присуще умение налаживать внешние связи, умение так вести любые переговоры, чтобы организация всегда оказывалась в выигрышном положение, лучше всех способен поддерживать имидж фирмы у общественности, часто умеет наладить взаимоотношение фирмы с представителями местной или центральной государственной власти. Созидатель системы – способность системно подходить к любым проблемам, силен в области информатики, хорошо знает современные средства обработки ,передачи и хранения информации, владеет современными приемами подготовки управленческих решений. Эксперт – обладает способностью критически мыслить, оценивать различные варианты и выбирать наилучший, способен давать советы, способен найти выход из самой неожиданной ситуации. Конечно, в реальной практике не найти такого менеджера, который точно подходил бы под той или иной тип, под ту или иную классификацию. В каждом руководителе присутствую черты различных типов, причем в разных ситуациях они по-разному человеком применяются. В последнее время все чаще встречается система множественного руководства, когда во главе организации стоит не один, а несколько менеджеров, которые последовательно передают управление друг другу в руки. Например, на этапе становления фирмы с задачей лучше справляется менеджер-предприниматель, на этапе зрелости администратор и плановик и т.д.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)