Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

I Лабораторное исследование функции почек




Общий анализ мочи является обязательным при обследо­вании каждого здорового и больного ребенка. СБОР МОЧИ для общего анализа следует проводить по­сле туалета (наружных половых органов). В чистую нестерильную посуду собирается вся моча первого утреннего мочеиспускания. Для сбора мочи у детей грудного возраста используют специальные одноразовые мочеприемники, которые располагаются в промежности и фиксируются лейкопластырём

Нормативные данные общего анализа мочи.

Общий анализ мочи №

Количество

Относительная плотность (уд. вес)

Цвет от светло-желтого до оранжево-желтого

Прозрачность — прозрачная

Реакция (рН) - слабокислая - рН = 6 (от 4,5 до 7,0)

Белок - нет

Сахар - нет

Билирубин - нет

Уробилин - нет

Уробилиноген - нет

Микроскопия осадка:

эпителий плоский - единичный в препарате, лейкоциты - 1-3 в поле зрения, эритроциты – 0-2 в препарате, цилиндры:

гиалиновые - 1-2 в поле зрения,
зернистые - нет,
восковидные - нет
соли - нет.

 

Возможные физиологические изменения органолептических свойств мочиу здоровых детей.

Цветмочи. У здоровых новорожденных моча бесцветна. При наличии мочекислого инфаркта почек моча новорожден­ных становится красновато-коричневой, что связано с выде­лением большого количества уратов, мочекислого натрия, щавелевокислого кальция, кристаллов мочевой кислоты.

У детей младшего возраста цвет мочи соломенно-желтый, у детей старшего возраста - варьирует от соломенно-желто­го до коричневато-кирпичного в зависимости от содержания в ней пигментов - урохрома, уроэритрина и др., что связано с особенностями пищевого режима.

Запахмочи. У здоровых детей свежевыпущенная моча име­ет нерезкий, слабо ароматический запах за счет содержащих­ся в ней летучих жирных кислот. При длительном стоянии моча приобретает запах аммиака.

Реакция мочи (Ph) зависит от количества свободных ионов водорода.

У здоровых детей моча имеет слабокислую реакцию (в среднем Ph = 6,0 с колебаниями от 4,5 до 8,4).

Реакция мочи меняется в зависимости от пищевого режи­ма. Сдвиг Ph в кислую сторону (меньше 6,0) отмечается при повышенном употреблении белков животного происхождения; щелочная реакция мочи (Ph>6,0) отмечается после избы­точного употребления растительной пищи.



Для определения реакции мочи пользуются универсальной индикаторной бумагой имеющей интервал значений Ph от 5 до 9. При смачивании индикатор­ной бумажки мочой отмечается изменение окраски, которое сопоставляют со шкалой значений Ph.

Относительная плотность мочи (удельный вес) зависит от количества растворенных в моче веществ (мочевины, моче­вой кислоты, солей, глюкозы, креатинина и др.) и отражает способность почек к концентрации и выведению их из орга­низма.

В первые дни жизни у детей относительная плотность мо­чи 1002-1018, с 8-10-го дня до одного года – 1002-1012, к 2-3 годам плотность мочи 1007-1017, к 4-5 годам – 1007-1020, к 10-12 годам – 1007-1030.

Для определения плотности мочи используют урометр. Моча медленно, избегая образования пены, наливается в ци­линдр, в который погружают урометр. После прекращения колебания урометра по его нижнему мениску регистрируется относительная плотность мочи.

У детей раннего возраста не всегда удается собрать нужное количество мочи, позволяющее погрузить в нее урометр. B таких случаях мочу разводят в 2-3 раза дистиллированной водой и установленный показатель относительной плотно­сти разведенной мочи умножают на степень разведения.

Определение содержания в моче белка, глюкозы, кетоновых тел, желчных пигментов осуществляют методом «сухой химии» при использовании специальных тест-полосок.

Глюкоза и кетоновые тела в моче здорового ребенка не выявляются.

При обнаружении глюкозы в общем анализе мочи, необходимо определить суточную глюкозурию.

Пример расчета суточной глюкозурии: если в общем анализе мочи определено 2 % сахара, а суточное количество мочи 1100 мл, то суточная экскреция глюкозы X составляет:

2 х 1100

X = ----------------- = 22 г / сутки

Белок в моче здорового ребенка также не выявляется. То не­большое количество плазменных белков (до 100 мг/сут), ко­торое выделяет ребенок, качественными пробами не опреде­ляется.

Белок в моче здоровых детей отсутствует. При обнаружении белка в общем анализе мочи необходимо определить суточную экскрецию белка. На протяжении суток (с 9 утра до 9 часов утра следующего дня) собирают мочу в одну закрывающуюся посуду и хранят в прохладном месте (холодильнике). Измеряют суточное количество мочи, перемешивают и примерно 30 мл направляют в клиническую лабораторию для оценки протеинурии.

Суточная экскреция белка (X г) составляет:

Д х с

X = -------------,

Д – суточное количество мочи, с – концентрация белка в суточной моче в ‰.

Пример расчета суточной протеинурии. Суточное количе­ство мочи 1300 мл, концентрация белка в суточной моче 9,9 ‰ (г в 1 мл).

1300 х 9,9

X = ---------------- = 12,9 г / сутки

 

При внепочечной протеинурии за сутки выделяется не бо­лее 1 г белка.

 

Микроскопическое исследование мочевого осадка включа­ет оценку неорганизованных и организованных осадков.

К организованным осадкам относятся эпителиальные кле­тки, форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты), цилиндры.

Среди эпителиальных клеток различают клетки плоского, переходного и почечного эпителия.

Клетки плоского эпителия бесцветные, крупные, полиго­нальные с маленьким ядром. В небольшом количестве обна­руживаются в моче здоровых детей в связи с физиологиче­ским слущиванием эпителия мочеиспускательного канала и наружных половых органов.

ЭРИТРОЦИТЫ единичные (0-1 в поле зрения) встреча­ются в моче здоровых детей.

ЛЕЙКОЦИТЫ - до 5 в поле зрения встречаются в моче здоровых детей. ЦИЛИНДРЫ - белковые слепки канальцев отсутствуют в мочевом осадке здоровых детей.

Для определения локализации патологического процесса используется трех стаканная проба(сбор мочи произ­водится в 3 сосуда, не прерывая мочевой струи). В 1-й стакан собирается начальная порция свободно вытекающей мочи (5-10 мл), во 2-й - основная порция свободно вытекающей мочи, в 3-й - ее остаток (при мышечном напряжении брюш­ной стенки).

Преобладание лейкоцитов 1-й порции мочи указывает на воспалительное заболевание нижних мочевых путей, во 2-й - на воспаление мочевого пузыря, в 3-й - может свидетельствовать о поражении почек (пиелонефрите).

Накопительные пробы.

При наличии в общем анализе мочи повышенного коли­чества цилиндров, лейкоцитов и эритроцитов проводятся специальные накопительные пробы, позволяющие доста­точно достоверно установить выраженность патологического процесса.

Метод Аддиса - Каковского. Учитыва­ется суточная лейкоцитурия, гематурия, цилиндрурия. В одну посуду собирают суточную мочу, измеряют ее количе -ство, перемешивают и 10 мл отливают в градуированную пробирку. Центрифу- гируют, удаляют 9 мл надосадочной жидкости, ос­таток (1мл) суспензируют и микроскопируют в счетной камере Горяева. Затем перерасчитывают найденное количе­ство форменных элементов крови и цилиндров на суточное количество мочи.

У здорового ребенка в сутки выделяется: лейкоцитов – 2-4 млн., эритроцитов - 1 млн., цилиндров- до 200 тыс.

Метод Амбурже. Мочу собирают за 3 часа (например, с 6 до 9 часов утра). После определения лейкоцитов и эритроцитов в камере Горяева рассчитывают количество их выделения в 1 минуту.

У здоровых детей в минуту выделяется: лейкоцитов не более - 2000 - 2500 за 1 мин., эритроцитов не более 1000 за 1 мин., цилиндров - не более 200 за 1 мин.

Метод Нечипоренко. Производится определение количества форменных элементов в 1 мл средней порции свежевыпущенвой мочи.

У здорового ребенка в 1 мл содержится: лейкоцитов не более 2000 – 2500 в 1 мл мочи, эритроцитов - не более 1000 в 1 мл, цилиндров - не более 200.

 

Для диагностики микробно-воспалительных заболеваний мочевой системы проводится бактериологическое исследование мочи. После туалета наружных половых органов средняя порция свободно вытекающей мочи собира­ется в стерильную пробирку. Специальным исследованием в бактериологической лаборатории определяются:

а) количество микробов в 1 мл мочи. Патологической яв­ляется бактериурия более 100 тыс. в 1 мл;

б) возбудитель воспаления и его чувствительность к ан­тибиотикам.





Читайте также:





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)