Обнаружение потенциала покоя в опыте Гальвани (без металлов)1. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы. 2. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему для развития ответа мышцы седалищный нерв нервно-мышечного препарата должен коснуться одновременно поврежденной и неповрежденной поверхности. 3. В выводе укажите, что доказывает данный опыт. Работа № 2 Наблюдение вторичного сокращения в опыте Маттеучи. 3. Нарисуйте схему опыта, укажите ее элементы. 4. Сформулируйте результаты эксперимента. При обсуждении результатов объясните, почему сокращается мышца 1-го препарата, почему сокращается мышца 2-го препарата, что является раздражителем для нерва и мышцы 2-го препарата. 5. В выводе укажите, что доказывает данный опыт.
Ситуационные задачи 1. Как меняется величина потенциала покоя при увеличении (уменьшении) уровня калия во внеклеточной среде? 2. Как и почему меняется величина потенциала покоя при увеличении проницаемости мембраны для ионов натрия? 3. Как и почему меняется потенциал покоя мембраны при блокаде натрий-калиевого насоса? К каким последствиям для клетки это может привести? 4. Как изменится потенциал действия возбудимой клетки при удалении ионов натрия из межклеточной среды? 5. В эксперименте нервное волокно раздражают стимулами частотой 1000 Гц. Известно, что продолжительность абсолютного рефрактерного периода нервного волокна составляет 2 мс. С какой частотой будут формироваться в нервном волокне потенциалы действия в ответ на частотное раздражение?
Занятие № 11 Тема занятия: Нервная ткань. Структурные основы функционирования нервной системы. Морфофункциональная характеристика нейронов. Межнейрональные синапсы. Физиология проведения возбуждения по нервному волокну. Цель занятия: изучить строение нервной ткани, виды нейронов и глиальных клеток; исследовать виды нервных волокон, механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам разного типа; изучить виды межнейрональных синапсов, механизмы их функционирования.
Рекомендуемая литература: 1. Лекционный материал. 2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с. 3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1) Общая характеристика структурных элементов нервной ткани. 2) Морфофункциональная классификация нейронов. Строение нейрона. 3) Виды глиальных клеток, их функции. Особенности разновидностей макро- и микроглии. 4) Синапс, виды межнейрональных синапсов, механизмы функционирования химических и электрических синапсов. 5) Структура нервного волокна, механизмы проведения возбуждения по разным типам волокон и их функциональная характеристика. 6) Законы проведения возбуждения по нервному волокну. 7) В тетради для самоподготовки зарисовать схему межнейронального химического синапса. Обозначить пресинаптическую мембрану, постсинаптическую мембрану, синаптическую щель, везикулы медиатора. Кратко описать этапы передачи сигнала через химический синапс.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА В начале практической работы проводится просмотр видеофильма «Нервная клетка» Работа № 1. Микроскопия и зарисовка нервной ткани. Микроскопия и зарисовка препарата «Нейроны передних рогов спинного мозга». Необходимо зарисовать нейрон, обозначить ядро, сому, отростки, дать характеристику нейронам передних рогов спинного мозга по морфологической и функциональной классификации. В выводе перечислите основные структурно-функциональные элементы нервной ткани. Работа № 2. Моделирование эксперимента Эрлангера-Гассера. Зарисовать принципиальную схему установки для проведения эксперимента, регистрируемый график суммарного потенциала нерва. Кратко (в виде таблицы) охарактеризовать свойства различных нервных волокон. Описать основные принципы передачи возбуждения по безмиелиновому и миелиновому нервному волокну. Определите скорость проведения возбуждения по нервному волокну и тип нервного волокна, если: а) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 10 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 1 мс; б) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 2 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 2 мс; в) расстояние между раздражающими и отводящими электродами 2 см. После нанесения раздражения потенциал действия регистрируется в точке отведения через 40 мс. Занятие № 12 Тема занятия: Структурные и функциональные особенности мышечной ткани. Физиология мышечного сокращения. Цель занятия: изучить анатомию и гистологию скелетной мышечной ткани, механизм сокращения скелетного мышечного волокна; провести сравнительную характеристику структурных и функциональных особенностей скелетной и гладкой мышечной ткани.
Рекомендуемая литература: 1. Лекционный материал. 2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с. 3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с. 4. Морфология и физиология мышц. Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов всех факультетов. Сазонова Е.Н., Демидова О.В. -Хабаровск: Издательство ДВГМУ 2014. (с комплексом обучающих презентаций). Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1) Строение мышцы, классификация мышц. 2) Основы частной миологии – основные мышцы туловища, шеи, головы, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей. 3) Гистологическое строение скелетной и гладкой мышечной ткани. 4) Строение и функционирование нервно-мышечного синапса. 5) Свойства мышцы как возбудимой ткани. 6) Анализ механизмов сокращения - электромеханическое сопряжение, теория скользящих нитей. 7) Структурно-функциональные особенности гладких мышц. 8) Познакомиться с обучающей компьютерной презентацией «Физиология мышц». Используя материал презентации, в тетради для самоподготовки зарисовать схему саркомера расслабленной и сокращенной мышцы. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Работа № 1 Микроскопия и зарисовка скелетной и гладкой мышечной ткани. А) препарат «Скелетная мышечная ткань языка» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько мышечных волокон. Обратить внимание на то, что структурно-функциональной единицей скелетной мышечной ткани является мышечное волокно – симпласт. Указать основные морфологические признаки симпласта. Отразить на рисунке краевое расположение ядер, поперечную исчерченность. Б) препарат «Гладкая мышечная ткань кишечника» окраска гематоксилин-эозин. Зарисовать несколько миоцитов – структурно-функциональных единиц гладкой мышечной ткани. Обратить внимание на центральное расположение и форму ядер, отсутствие исчерченности. В выводе дать сравнительную характеристику строения и особенностей функционирования скелетной и гладкой мышечной ткани. Работа № 2 Читайте также: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1417)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |