Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Исследование артериального давления по методу Короткова в покое




Существует два непрямых метода измерения артериального давления: пальпаторный (Рива-Роччи) и аускультативный (Н.С. Короткова). Метод Рива-Роччи позволяет измерить только систолическое давление, тогда как с помощью метода Короткова можно определить как систолическое, так и диастолическое давление. Артериальное давление обычно измеряют на плечевой артерии. В норме у взрослых людей (18 лет и старше) систолическое давление составляет менее 130 мм рт. ст. (верхняя граница нормы 130-139); диастолическое менее 85 мм рт ст. (верхняя граница нормы 85-89).

Для точного измерения давления необходимо соблюдать следующие правила:

• В комнате должно быть тихо и тепло.

• Перед измерением пациенту в течение 30 мин не следует курить или принимать тонизирующие напитки и препараты.

• Ширина манжеты должна в надутом виде составлять 40% (для взрослых в сред­нем 12-15 см), а длина 80% от окружности конечности. При короткой или узкой манжете показатели давления оказываются завышенными.

• Манжета должна плотно облегать руку. В случае, когда манжета неплотно обле­гает руку или камера надувается за ее пределами, результаты измерения будут выше реальных.

• При измерении артериального давления необходимо быстро надувать манжету. При медленном наполнении манжеты воздухом появляется венозный застой, вызы­вающий приглушение тонов, снижение систолического и повышение диастолического давления.

• При измерении артериального давления плечевая артерия в области локтевого сгиба должна находиться на уровне сердца (4-ое межреберье у края грудины). Если при измерении плечевая артерия расположена ниже уровня сердца, то показатели ар­териального давления будут завышены.

• Также более высокие показатели будут получены, если пациент держит руку на весу. Руку, выбранную для измерения давления, необходимо расслабить, освободить от одежды; на ней не должно быть катетеров, шрамов.

• Перед измерением давления нужно определить, насколько высоко следует под­нять давление в манжете. Для этого оценить величину систолического давления по способу Рива-Роччи и прибавить к ней 20-30 мм рт. ст. Предварительная оценка мак­симального уровня давления в манжете необходима для того, чтобы слишком высокое давление в манжете не вызывало неприятных ощущений у пациента. Она позволяет распознать аускультативный провал (беззвучный интервал между систолическим и диастолическим давлением) и избежать ошибок в определении давления.



Для работы необходимы: аппараты для измерения артериального давления, спирт, ватные шарики.

Методика работы:

♦ Перед измерением испытуемый должен отдохнуть 5 мин. Испытуемый сидит на сту­ле, положив руку на стол. На его обнаженное плечо накладывают манжету так, чтобы ее нижний край отстоял от локтевого сгиба на 2,5 см. При измерении дав­ления шкала манометра должна быть прямо перед глазами.

♦ Определите, насколько высоко следует поднять давление в манжете. Для этого пальпаторно оцените систолическое артериальное давление (используя метод Рива-Роччи): контролируя пульс на лучевой артерии, быстро накачайте с помо­щью резиновой груши воздух в манжету, пока пульс на лучевой артерии не ис­чезнет. Запомните показания манометра и прибавьте еще 30 мм рт. ст.; затем быстро выпустите воздух из манжеты и подождите 15-30 сек.

♦ В локтевой ямке расположите фонендоскоп в области пульсирующей плечевой артерии. Быстро с помощью резиновой груши накачайте воздух в манжету до уровня, определенного ранее, а потом медленно выпускайте воздух со скоро­стью примерно 2-3 мм рт. ст. в 1 с.

♦ Заметьте по манометру момент появления тонов в плечевой артерии (систоли­ческое давление) и момент, когда тоны резко ослабевают или исчезают (диастолическое давление). Для того, чтобы убедиться, что звуков действительно нет продолжайте слушать, пока давление не снизится еще на 10-20 мм рт. ст. Затем быстро выпустите воздух из манжеты, чтобы давление в ней упало до нуля. Обычно момент исчезновения тонов всего на несколько мм рт. ст. ниже момента начала приглушения и указывает наиболее точную цифру диастолического ар­териального давления у взрослых.

♦ У некоторых людей точка начала приглушения тонов и точка их исчезновения далеко отстоят друг от друга. Если разница более 10 мм. рт. ст., запишите оба значения. В случае, когда тоны Короткова не прослушиваются, для их усиления можно поднять руку пациента до и во время раздувания манжеты, затем опус­тить ее и произвести измерение.

♦ Округлите значения систолического и диастолического давления в пределах 2 мм рт. ст. Подождите 2 мин и затем повторите. Вычислите средний показатель. Если показания отличаются более чем на 5 мм рт. ст. повторите измерения еще раз. Измерьте давления на обеих руках. В норме различие показателей может достигать 5-10 мм рт. ст.

Полученные результаты занесите в таблицу:

Физиологические ситуации Артериальное давление
    Систоличес­кое (СД) Диастоли­ческое (ДД) Пульсовое (СД-ДД)
Покой      

В выводах перечислите биофизические и физиологические факторы, влияющие на показатели артериального давления.

 

Ситуационные задачи:

1. При физической нагрузке в мышце снизился тонус артериол. Как при этом измени­лось давление в капиллярах?

2. Почему при длительном белковом голодании у человека у человека развиваются отеки?

3. С возрастом снижается эластичность стенки крупных артерий. Как это обстоятельство влияет на гемодинамику?

4. В эксперименте денервировали конечность экспериментального животного. Изменился ли кровоток через эту ко­нечность?

5. Почему введение ганглиоблокаторов (блокаторов Н-холино-рецепторов) вызывает резкое снижение артериального давления?

 

 

Занятие № 26

Тема занятия: Анатомия и физиология органов дыхания. Внешнее дыхание. Механизм и биомехани­ка вдоха и выдоха. Методы исследования внешнего дыхания. Регуляция дыхания. Транспорт газов кровью

Цель занятия: Изучить анатомию органов дыхания человека, механизм вдоха и выдоха, освоить мето­ды определения легочных объемов, жизненной емкости легких, скорости фор­сированного вдоха и выдоха для оценки функционального состояния внешнего дыхания; изучить структурные особенности дыхательного центра, обеспечивающие смену вдоха и выдоха.

 

Знать Уметь
1) Механизмы формирования вдоха и выдоха человека. 2) Локализацию и структуру дыхательного центра. 3) Особенности транспорта кислорода и углекислого газа кровью. 1) С помощью спирометрии определять дыхательные объемы и емкости и оценивать полученные показатели.

Рекомендуемая литература:

1. Лекционный материал.

2. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии [Текст] / Н.Н.Алипов // М.: Гэотар-медиа, 2008. – 423 с.

3. Физиология человека: Учебник [Текст] / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф. Коротько // М.:Медицина, 2007. – 656 с.

Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы:

1. Строение дыхательной системы.

2. Общий об­зор анатомо-гистологических особенностей воздухоносных путей, легких и элементов костно-мышечной системы грудной клетки.

3. Роль эластической тяги и поверхностного натяжения альвеол в создании и поддержании отрицательного внутриплеврального давле­ния.

4. Механизм вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании.

5. Пнев­моторакс как причина нарушения внешнего дыхания.

6. Анатомическое и физиологическое мертвое пространство и его физиологическое значение.

7. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

8. Альвео­лярная газовая смесь, причины постоянства ее состава.

9. Механизм газообмена между альвеолярной газовой смесью и кровью.

10. Структурно-функциональная организация аэрогематического барьера.

11. Транспорт кислорода кровью. Значение гемоглоби­на.

12. Транспорт углекислого газа кровью. Значение карбоангидразы.

13. Понятие дыхательного центра, его расположение в стволе мозга, свойство автоматии.

14. Суть эксперимента Фредерика с перекрёстным кровообращением как доказательство специфической чувствительности дыхательного центра и его рецепторных зон к отклонениям газовых констант крови.

15. В тетради для самоподготовки подготовьте :

А) схему опыта Люмсдена с пояснениями;

Б) кривую диссоциации оксигемоглобина с пояснениями вариантов сдвига кривой

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Работа № 1.





Читайте также:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)