Словарь физиологических терминов раздела
«Физиология сенсорных систем» Адаптация сенсорной системы (анализатора)- снижение чувствительности сенсорной системы при длительном действии раздражителя с постоянными физическими характеристиками. Начинается на уровне рецепторов и охватывает все уровни сенсорной системы. При адаптации сенсорной системы на фоне снижения её абсолютной чувствительности наблюдается повышение дифференциальной чувствительности. Адаптация рецепторов- процесс уменьшения активности рецепторов по мере действия раздражителя с постоянными физическими характеристиками. Выделяют быстро и медленно адаптирующиеся рецепторы. К быстро адаптирующимся относятся тактильные рецепторы прикосновения и вибрации и колбочки сетчатки. Медленно адаптирующиеся - болевые рецепторы, палочки сетчатки, терморецепторы, кожные рецепторы давления, слуховые, обонятельные, вкусовые рецепторы, практически не адаптируются вестибуло- и проприорецепторы. Адекватный раздражитель- раздражитель, к восприятию которого рецептор эволюционно приспособлен. Аккомодация-процесс приспособления глаза к ясному видению различно удаленных предметов. Выражается в изменении кривизны хрусталика посредством ресничных мышц. Аналгезия- полное отсутствие боли в результате фармакологического или иного воздействия, обычно не приводящего к подавлению других видов чувствительности. Аносмия- отсутствие обоняния. Антиноцицептивная система- специфическая система нейронов мозга, предназначенная для угнетения боли. Она организована на спинальном уровне, нейронах центрального серого околоводопроводного вещества, ядер шва продолговатого и среднего мозга; вентро- и дорсомеди-альных ядер гипоталамуса; сенсорной зоны коры больших полушарий. Угнетение боли обеспечивается: а) тормозными влияниями антиноцицептивной системы на структуры проведения болевой чувствительности, б) действием морфиноподобных веществ, вырабатываемых антиноци-цептивной системой, на опиатные рецепторы нейронов ноцицептивной системы. Аудиометрия- процесс определения состояния слухового анализатора по остроте слуха (определение абсолютных и дифференциальных порогов к чистым тонам, сложным звукам и речи). Ближайшая точка ясного видения- точка пространства, находящаяся от глаза на кратчайшем расстоянии, при котором сохраняется полная разрешающая способность глаза при максимальном напряжении аккомодации, равна 6-10 см. Боль- психофизиологическое, мотивационно-эмоциональное состояние человека, возникающее при действии повреждающих раздражителей. Боль включает сенсорный, аффективный (эмоциональный), вегетативный и поведенческо-мотивационный компоненты. Вкус(пищи) - мультимодальное ощущение,формирующееся во время приема пищи с хемо-, механо-, термо-, болевых рецепторов слизистой оболочки ротовой полости, обонятельных рецепторов, механорецепторов жевательных мышц и пародонта. Восприятие- процесс познания окружающего мира. Целостный образ предметов и явлений, возникающий в сознании при непосредственном их воздействии на органы чувств. Гиперестезия- повышенная чувствительность к раздражителям, воздействующим на органы чувств. Дальтонизм- нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать красный и зеленый цвет. Запах- обонятельное ощущение. Классификация запахов: камфорный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, едкий, гнилостный. Зрение- функция зрительного анализатора. Заключается в восприятии освещенности и цвета предметов, их формы, размеров, движения, взаиморасположения и расстояния. Кинестезия- совокупность процессов, обеспечивающих возникновение ощущений о положении различных частей тела животного и его перемещениях. В основном обеспечивается активностью проприоцептивной и вестибулярной системы при участии кожных и зрительных рецепторов. Кодирование сенсорное- процесс преобразования специфической энергии раздражителя в последовательность импульсов в разрядах рецепторов и афферентных нейронов. Интенсивность раздражителя отражается в частоте разряда соответствующих афферентных нейронов (временной код) или в числе афферентных волокон, вовлеченных в реакцию (пространственный код). Органы чувств- сформировавшиеся в ходе эволюции специальные органы, обеспечивающие восприятие определенных раздражителей внешней среды. Различают органы зрения, обоняния, вкуса, слуха, осязания, восприятия гравитации. Органы чувств состоят из рецепторов и вспомогательного аппарата. Рецепторы воспринимают раздражитель и кодируют информацию о нём. Вспомогательный аппарат обеспечивает защиту от внешней среды, питание рецепторов и создает оптимальные условия для контакта раздражителя с рецепторами. Острота зрения- максимальная способность зрительной системы различать две светящиеся точки раздельно. Нормальный глаз различает две светящиеся точки раздельно под углом зрения в 1 минуту. В этом случае два раздельных луча от двух светящихся точек возбуждают две колбочки, между которыми находится одна невозбужденная, что соответствует расстоянию на сетчатке в 4 микрона или углу зрения в 1 минуту. Измеряется с помощью таблиц буквенного шрифта и колец Ландольта. Осязание- процесс восприятия физических факторов внешней среды посредством рецепторов кожи и слизистых оболочек, а также механорецепторов опорно-двигательного аппарата. Ощущение- отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающее при непосредственном воздействии их на рецепторы и нервные центры коры головного мозга. Порог ощущения абсолютный- минимальная величина энергии адекватного раздражителя, достаточная для возникновения ощущения. Порог ощущения дифференциальный (порог различения)- минимальное изменение параметров раздражителя (по силе, продолжительности и размеру), которое человек может осознать. Порог различения выражают в относительных единицах к значению фона или к исходному значению раздражителя. Поле зрения- пространство, видимое глазом при фиксации взгляда в одной точке, называется полем зрения. Сенситизация- обострение (усиление) чувствительности, являющееся результатом либо адаптации (для дифференциальной чувствительности), либо создания оптимальных условий для восприятия конкретных раздражителей. Сенсорная система(анализатор) - совокупность анатомических образований, обеспечивающих восприятие раздражителя, трансформацию его энергии в специфический процесс возбуждения, проведение этого возбуждения через структуры центральной нервной системы, анализ и оценку его специфическими зонами коры головного мозга с последующим формированием соответствующего ощущения. Сенсорные поля- кортикальные поля, в которые проецируются рецепторные отделы сенсорных систем. Слух- функция слухового анализатора, которая заключается в восприятии громкости и высоты звуков, определении местоположения источника звука в пространстве, опознании слуховых образов и слов. Стереогнозия-опознание предметов на ощупь. Обеспечивается осязанием. Функциональная мобильность- изменение возбудимости рецепторов под влиянием раздражителя или центральной нервной системы.
Контрольные вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы: 1. Основные принципы учения И.П. Павлова об анализаторах. Современные представления об общих принципах строения и функциях сенсорных систем, их роли в формировании приспособительных реакций человека. 2. Функциональная характеристика чувствительности, абсолютные и дифференциальные пороги ощущений и восприятий. 3. Физиологическая характеристика периферического отдела сенсорных систем. Общие свойства рецепторов и их классификация. Механизм возникновения возбуждения в первично- и вторичночувствующих рецепторах. 4. Характеристика проводниковой части сенсорных систем, характеристика центральной части (первичные сенсорные зоны коры больших полушарий). 5. Структура и физиологическая характеристика различных отделов соматосенсорной системы: особенности кожной, мышечной и суставной чувствительности. Принципы исследования тактильной и мышечной чувствительности. 6. Строение и функции различных отделов вкусовой сенсорной системы. Принципы исследования вкусовой чувствительности. Факторы, влияющие на вкусовую чувствительность. 7. Структура и физиологическая характеристика различных отделов обонятельной сенсорной системы, классификация запахов, механизм их восприятия. 8. Используя обучающие презентации «Сенсорные системы», в тетради самоподготовки заполните по прилагаемому примеру таблицу 14: Таблица 14 Функциональная морфология сенсорных систем
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Работа 1. Читайте также: III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Рекомендуемые страницы: Читайте также: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
|
Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |