Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Ее место в системе биологических наук





Предисловие

С целью дальнейшего улучшения качества обучения студентов по анатомии человека нами осуществляется издание ряда учебных пособий, методическая часть которых построена в соответствии с требованиями учебной программы предмета по кредитно-модульной системе и направлена на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении учебного процесса.

Настоящее третье издание учебного пособия по анатомии опорно-двигательного аппарата существенно отличается от предыдущих. В новом издании, состоящем из пяти разделов, учтены замечания, пожелания и советы студентов и преподавателей. Значительно расширена глава, посвященная введению в анатомию, где отражены основные направления анатомии, принципы и методы анатомических исследований, периоды и этапы развития анатомии, дана базовая анатомическая терминология, половые, индивидуальные и возрастные особенности тела человека, основы общей гистологии, этапы развития человека в фило- и онтогенезе, норма, классификация аномалий развития.

Значительно расширены разделы по остеологии и краниологии. В них приведены данные о строении отдельных костей скелета, целостных образований черепа: глазница, полость носа, черепных ямки и т.д., особенностях развитии костей, освещены отличия черепа новорожденного, дана характеристика возрастных изменений, изложены основы рентгенанатомии. Таблицы, содержащие краткие обобщающие сведения, сделаны более доходчивыми. В них синтезирован весь излагаемый материал.

Опорно-двигательный аппарат является важной частью анатомии человека, а один из ее разделов «Артросиндесмология» – посвящен изучению соединений костей. В настоящем учебно-методическом пособии содержатся сведения по общей и частной артросиндесмологии. В этих разделах подробно изложены развитие соединений костей, классификация соединений костей, непрерывные и прерывные соединения, биомеханика суставов, соединения костей туловища и головы, верхней и нижней конечности. Сведения о наиболее крупных суставах изложены по предложенной схеме ответа.



В разделе «Миология» содержатся сведения по общей и частной анатомии мышц, как активной части опорно-двигательного аппарата. Этот трудный раздел анатомии мы старались изложить кратко, по общепринятой схеме описания, с учетом различных признаков: области тела, происхождения мышцы, формы мышцы, анатомо-топографических взаимоотношений направления мышечных волокон, отношения мышцы к суставам; приведены классификации скелетных мышц человеческого организма, приведены данные о границах областей, начала, прикрепления и функции мышцы, фасциях, топографической анатомии и клеточных пространствах туловища, головы, верхней и нижней конечностей.

Последний раздел пособия в виде сводной таблицы посвящен обзору движения тела, где отражены отделы скелета и суставы, в которых осуществляются движения, виды движений, мышцы, производящие движения.

При описании основных костных структур, образований черепа, суставов и связок, мышц в тексте наряду с общепринятыми русскими, даны латинские анатомические термины, принятые новой международной анатомической номенклатурой (Сан-Пауло, Бразилия – S-PNA) – 1997 г. В каждом разделе можно получить необходимую информацию об основах рентгенанатомии. Иллюстрации, включенные в данное издание, позволяют облегчить восприятие материала и способствуют более глубокому его осмыслению и усвоению.

В учебно-методическом пособии представлена характеристика основных анатомо-топографических образований опорно-двигательного аппарата. Эти данные в последующем будут востребованы в процессе изучения клинических дисциплин, а также позволит обобщить знания, полученные во время обучения на первом и втором курсах, и будут способствовать формированию целостного представления о строении опорно-двигательной системы человека. Пособие ориентировано на кредитно-модульную систему обучения, и станет хорошим подспорьем для студентов медицинских, стоматологических и фармацевтических факультетов при организации внеаудиторной работы, при подготовке к очередной теме и самостоятельной работы на практических занятиях, а также может быть использован молодыми преподавателями и аспирантами, врачами-клиницистами различных специальностей, в частности челюстно-лицевыми хирургами, травматологами-ортопедами, нейрохирургами и др.

Учебно-методическое пособие рекомендовано к изданию ЦМК и Координационным советом ГУ «Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского»

I. Введение в анатомию.

Основные направления анатомии. Классификация анатомии,

ее место в системе биологических наук

Нормальная анатомия человека (от греч. anatemno – рассекаю) – наука о строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, рассматриваемых с позиции развития и функции. В обобщенном виде можно дать и другое определение. Нормальная анатомия – это наука о строении человеческого организма.

Анатомия человека относится к числу биологических дисциплин. В разделе биологических наук выделяют две группы дисциплин – морфологию и физиологию. К морфологическим наукам относятся анатомия, гистология, эмбриология, сравнительная анатомия. Эти науки занимаются изучением формы и строения живых организмов, закономерностей их развития и взаимодействия с окружающей средой. Следовательно, анатомия – это биологическая наука, относящаяся к разделу морфологии (от греч. morphe – форма, вид и лат. logos – учение). Это фундаментальная дисциплина в системе медицинского образования, так как она создает «фундамент» для последующего изучения клинических дисциплин. Знание нормальной анатомии дает возможность изучать патологическую анатомию, различать заболевания, проводить правильное лечение, хирургические операции. Без знания анатомии невозможно стать врачом. «Врач, не знающий анатомии, для больного более опасен, чем болезнь» (В.Г. Ковешников), «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден» (Ефрем Мухин).

Задачами анатомии как науки являются изучения формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, а также включение закономерностей конструкции тела человека в целом и составляющих его частей.

Изложение анатомии человека начинают изучать по системному принципу, поэтому такой раздел анатомии имеет название системной анатомии. Системная анатомия дает представление о строении, форме, положении, топографии и развитии органов по системам. В системную анатомию входят:

1. Рабочие системы (опорно-двигательный аппарат):

– остеология – учение о костях;

– артросиндесмология – учение о соединениях костей;

– миология – учение о мышцах.

2. Системы жизнеобеспечения (спланхнология – учение о внутренностях):

– гастроэнтерология – учение о пищеварительной системе;

– пульмонология – учение о дыхательной системе;

– урология – учение о мочевыделительной системе;

– андрология / гинекология – учение о половой системе.

3. Интеграционные (объединяющие) системы:

– ангиология – учение о сосудах;

– неврология – учение о нервной системе;

– эстезиология – учение об органах чувств;

– эндокринология – учение об органах внутренней секреции.

Все эти системы работают в организме, как единое целое.

Кроме системной анатомии выделяют:

· Топографическую (хирургическую) анатомию(topos – место, grapho – пишу) – исследует взаимное расположение органов и тканей в каждой конкретной области послойно. Основателем этого вида анатомии является Н.И. Пирогов.

· Возрастную анатомию(эмбриология, геронтология, гериатрия) – рост и развитие тела человека в разные возрастные периоды.

· Функциональную анатомию– рассматривает строение тела в связи с его функциями. Основоположником функциональной анатомии является П.Ф. Лесгафт.

· Эволюционную анатомию (сравнительная, антропология, тератология) – строение тела человека на разных этапах эволюции.

· Пластическую анатомию(основатель – Леонардо да Винчи) – изучает внешние формы тела человека, пропорции. Дает сведения о динамике и статике внешних форм тела человека. Эти сведения используются в живописи, скульптуре, графике и т. д.

· Патологическую анатомию– изучает поражение той или иной болезнью органов и тканей.

· Динамическую анатомию– изучение анатомических особенностей организма под влиянием физических упражнений; в т.ч. спортивную (в зависимости от вида спорта).

· Экологическую анатомию – изменения в органах и тканях под влиянием различных факторов внешней среды. Решающее значение имеют и социальные факторы – условия труда и быта.

В зависимости от методов исследований различают макроскопическую анатомию – изучает строение тела, отдельных органов и их частей невооруженным глазом или при помощи оптических приборов, дающих небольшое увеличение (лупа); микроскопическую анатомию – изучает структуру органа при помощи микроскопа.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1120)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)