Необходимо хорошо знать структуру аргументативного текста
Основным средством убеждения в аргументативном тексте является логика доказательства, что, в свою очередь, требует строгой структуры аргументативного текста, в которую обязательно входят тезис, аргументы, иллюстрации (примеры) к ним и вывод. Тезис- основное положение, которое доказывается, поэтому в аргументирующей речи предъявляются повышенные требования к его формулировке и доказательству. Тезис – это всегда для кого-то спорное утверждение. Если же он будет бесспорным, то тогда пропадает необходимость в его доказательстве В то же время тезис должен быть доказуем, ибо в противном случае с возможностью его доказать также пропадает и потребность в том, чтобы доказывать недоказуемое. Тезис должен быть одним и тем же в ходе всего доказательства. Тезис должен быть логически непротиворечивым. Тезис должен быть кратко, но очень емко и точно сформулированным. Нарушение хотя бы одного из пунктов этого правила чревато тем, что вы нарушите логику доказательства этого тезиса, а значит – не сможете выполнить главную задачу речи – убедить в своей правоте. Если тезис будет нечетко сформулирован, его будет трудно доказать, у слушателей непременно возникнут вопросы: «Ну и что это доказывает? Это совсем из другой оперы!». Нечеткость формулировок может привести к потере тезиса. Это очень частая ошибка: начав говорить, оратор может потерять нить выступления, сбиться на второстепенные или даже не имеющие отношения к теме проблемы, начать говорить «вокруг да около». Самое главное в том, чтобы тезис был доказан. Для доказательства используют аргументы. Аргументы -это мысли, суждения, приводимые для подтверждения другого тезиса. Аргументы должны быть - достаточными для доказательства данного тезиса; - истинными; - они не должны противоречить друг другу - четко сформулированными, - они должны объединяться в особую систему утверждений. Аргументы различаются по содержанию, направленности, силе и т.д. По содержанию выделяют логические и психологические аргументы. Логические аргументы представляют собой ссылки на - факты (на статистические сведения; случаи из повседневной жизни, из истории, из личного опыта, из литературы и т.д.); - ссылки на заведомо истинные суждения (аксиомы, правила и т.д.); - ссылки на авторитеты (цитаты из речи знатоков в этой области; пословицы, поговорки, крылатые слова и т.п.). К психологическим аргументамотносят - аргументы к авторитету; - аргументы к публике, включающие мнения других людей, присутствующих при разговоре или принимающих в нем непосредственное участие; - аргументы к эмоциям и чувствам – возбуждение в оппоненте чувства жалости и др. Аргументы по силе делятся на сильные и слабые. Довод, против которого легко найти возражение, называют слабым, и наоборот, довод, который трудно опровергнуть, называют сильным. Обратите внимание, что сила аргумента определяется с точки зрения слушателя, а не говорящего. По направленности выделяются собственно аргументы и контраргументы. Последние возникают в сознании оппонента как возражение оратору. Очень хорошо, если говорящий, зная или чувствуя аудиторию, в состоянии предвидеть, предусмотреть возможные контраргументы, а еще лучше – предупредить их появление фразами типа: «Здесь мне могли бы возразить, что…, но это не совсем так, потому что…» Менее заметную, но не менее важную роль в доказательстве играют иллюстрации, задача которых – подтвердить аргумент конкретными примерами. По составу они повторяют все логически аргументы, о которых мы уже говорили, однако, поскольку их роль – конкретизировать аргумент, они всегда носят частный, подчиненный характер. Вывод в доказательстве выполняет роль не только заключения в речи, но прежде всего усилителя тезиса на основе всего доказательного процесса, поэтому он не просто обязателен, а сверхобязателен, потому что но без него доказательный текст теряет немалую долю своей убедительности. Вывод – это повторение тезиса, но с непременным прибавлением слов. Итак, мы доказали, что... вы все теперь убедились в том, что... И теперь нельзя усомниться в том, что... и т.д. Как вы убедились, все структурные компоненты аргументирующей речи имеют свою функцию и являются обязательными, однако их механическое соединение вряд ли сделает текст убедительным: для этого необходимо выстроить строгую логическую цепочку самого доказательства, которая в совокупности со всеми остальными структурными компонентами также становится средством убеждения. 4. Необходимо знать также логику и способы доказательства. Продумать формулировку тезиса и систему аргументов крайне важно, так как воздействие этих аргументов будет определяться еще и тем, как именно они расположены и в какой последовательности предъявлены слушателям. Существуют различные способы расположения аргументов в аргументирующей речи. Аргументация может строиться как нисходящая и восходящая, как индуктивная и дедуктивная, односторонняя и двусторонняя. Нисходящая и восходящая аргументация. Эти способы различаются по тому, как направлено усиление аргументации: при нисходящей аргументации сначала приводятся самые сильные аргументы, затем – менее сильные, завершается все выводом или побуждением к действию. При нисходящей аргументации слабые аргументы, выступая как дополнение к сильным, а не как самостоятельные, выглядят более убедительно. Восходящая аргументация предполагает, что сильные аргументы используются в конце выступления. Заканчивается речь с восходящей аргументацией, как правило, ярким, эмоциональным призывом. Индуктивная и дедуктивная аргументация.При использовании индуктивной аргументации изложение построено от анализа конкретных фактов к выводу. Таким образом, обобщение делается на основе изучения типичных случаев. При этом выступающему необходимо следить, чтобы все примеры, рассмотренные в качестве основания для обобщения, были истинными и связанными с выводами, а их количество должно быть достаточным для соответствующих обобщений. Кроме того, необходимо, чтобы эти примеры были типичными для подтверждения сделанного вывода. Дедуктивный метод предполагает рассуждение от общего к частному. Познавая мир, человеческое общество использует этот метод постоянно, поскольку ряд явлений, которые общество уже постигло, приобретает значение общего правила. Односторонняя и двусторонняя аргументация. Односторонняя аргументация предполагает изложение аргументов одной направленности: либо позитивные, поддерживающие данную точку зрения, либо негативные, излагающие противоположную точку зрения. При двусторонней аргументации аудитория может сопоставить обе позиции и вместе с оратором выбрать одну из них. Оппонент при двусторонней аргументации может быть как реальным, так и вымышленным лицом. Последний прием называется «чучелом оппонента». Двусторонняя аргументация активизирует внимание аудитории, позволяет более глубоко проанализировать ситуацию и сделать выводы самостоятельно. Естественно, что этот прием предпочтительнее в аудитории более высокого интеллектуального уровня. Односторонняя аргументация лучше воспринимается слушателями, готовыми принять чужую точку зрения, особенно если она совпадает с их собственной. Логика убеждения тесно связана с тем способом доказательства, который избрал оратор. Выделяется два основных способа доказательства: прямой и косвенный. Прямое доказательство – это такой способ, при котором из представленных аргументов выводятся истинные суждения, а из этих суждений – доказывается справедливость тезиса. Косвенное доказательство – это такой процесс, при котором мы, доказывая тезис, одновременно доказываем нелогичность антитезиса. Этот способ имеет три варианта: «от противного», метод исключения, приведение к абсурду.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2480)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |