Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы




Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 академических часов).

Учебно-тематический план дисциплины

Таблица № 1

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего час./ зач. ед. семестр В том числе, час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
лекции семинары Практ. зан. Мелкогрупов. зан. Инд.Зан
1. Рыночная экономика и менеджмент 6/ 0,15 2/ 0,05 2/ 0,05       2/ 0,05 Тест, участие в дискуссии
2. Специфика и инфраструктура менеджмента в сфере туризма   4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
3. Инфраструктура менеджмента туристской индустрии 6/ 0,15 2/ 0,05 2/ 0,05       2/ 0,05 Тест, выполнение практического задания
4. Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия индустрии туризма 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
5. Организация работы по управлению туристским предприятием 6/ 0,15 2/ 0,05 2/ 0,05       2/ 0,05 Тест, участие в дискуссии
6. Система коммуникаций на предприятиях туризма 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, выполнение практического задания
7. Методы принятия решений в сфере туризма 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
8. Корпоративный менеджмент, качество и работа современного менеджера 6/ 0,15 2/ 0,05 2/ 0,05       2/ 0,05 Тест, участие в дискуссии
9. Мотивация труда на предприятиях индустрии туризма 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, выполнение практического задания
10. Организация контроля за деятельностью подчиненных на туристских предприятиях 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, выполнение практического задания
11. Этика и психология менеджмента 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
12. Управление конфликтами в сфере туризма 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
13. Информационное обеспечение менеджмента в индустрии гостеприимства и туризма 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
14. Инновационная программа менеджера и современная концепция инвестирования в туризм 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, выполнение практического задания
15. Риск-менеджмент и эффективность антикризисного менеджмента в туризме 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, участие в дискуссии
16. Внешние связи и зарубежный опыт менеджмента в туризме 4/0,1 2/ 0,05 2/ 0,05         Опрос, выполнение практического задания
  Итоговый контроль: 108/3             Экзамен, реферат
  Итого 180/5   32/ 0,8 32/ 0,8       8/ 0,2  

 

Содержание учебной дисциплины

5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины

Таблица № 2

№ п/п Наименование раздела (темы) Содержание раздела (темы)
1. Рыночная экономика и менеджмент Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления. Организация: люди, цели, управление. Сущность менеджмента как процесса, искусства и науки. Содержание понятий «менеджмент», «бизнес» и «предпринимательство». Процесс осуществления управления организацией (средства коммуникации, информация, группа заинтересованных лиц, выбор альтернативного решения, принятие управленческого решения). Объекты управления: производство, персонал, финансы, маркетинг, инновации, эккаутинг, информационные технологии. Позиция управления внутри организации (структура, внутриорганизационные процессы, планирование и проектирование работ, технологии, кадры, организационная культура). Характеристика общих функций менеджмента. Функция прогнозирования и планирования. Организационная функция (руководство и координация). Мотивация как функция управления. Функция учета и контроля. Понятие и классификация методов менеджмента. Регламентирующие методы управления: организационные и административные. Стимулирующие методы управления: экономические и социально-психологические. Основные требования к современным менеджерам в сфере услуг.
2. Специфика и инфраструктура менеджмента в сфере туризма   Традиционный, системный, процессный и ситуационные подходы современной школы менеджмента. Общие принципы управления: научной обоснованности и применимости, интеграции и ориентации на ценности, централизации и децентрализации, иерархичности и коллегиальности. Частные принципы управления (разделение труда, власть, дисциплина и единство распорядительства, руководство и подчинение интересов, вознаграждение и порядок, равенство и инициатива, стабильность персонала и корпоративный дух). Особенности общего управления предприятием сферы сервиса и туризма. Организация социально-культурного сервиса и менеджмент (hard+soft, неосязаемость, неразрывность, несохраняемость, непостоянство услуги). Понятие, виды и формы туризма. Рыночная модель социально-экономической системы туризма. Типы туристов. Туристский регион. Туристское предложение, его составляющие. Особенности туризма как объекта управления. Организация управления туристским комплексом за рубежом, возможность ее использования в России. Организации управления индустрией туризма в России. Классификация туристских предприятий.
3. Инфраструктура менеджмента туристской индустрии Стратегическое управление гостеприимством и туристской организацией. Непосредственная внешняя среда менеджмента туристского предприятия. Факторы макросреды менеджмента для предприятий сферы сервиса и туризма. Экономические функции туризма. Внутренняя среда туристского бизнеса. SWOT-анализ конкурентной среды туристской организации. Понятие цели и задач сервисного предприятия. Классификация целей. Система целей организации: общие и специфические цели, миссия туристского предприятия. Дерево целей сервисной организации. Модель организации как коллектива, построенного на разделении труда. Модель организации как сложной иерархической системы. Модель организации как общественной организации.
4. Стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия индустрии туризма Содержание и виды планирования деятельности турпредприятия. Понятие плана и его виды. Технология планирования деятельности туристского предприятия. Уровни планирования деятельности туристского предприятия. Структура планирования. Принципы планирования. Способы и методы планирования. Взаимосвязь стратегического и текущего планирования. Сущность стратегического планирования и его элементы. Модель стратегического планирования. Понятие текущего планирования. Специфика краткосрочных и оперативных планов.
5. Организация работы по управлению туристским предприятием Понятие структуры управления туристским предприятием. Элементы структуры управления: звенья, уровни, горизонтальные и вертикальные связи. Проектирование организационных структур. Функциональная структура туристского предприятия. Факторы, влияющие на конкретную структуру управления. Виды организационных структур управления сервисным предприятием: их характеристика, преимущества и недостатки. Основные этапы проектирования организационной структуры туристского предприятия. Эффективность организационной структуры. Характеристики организационной системы по уровню взаимодействия и уровню решения проблем. Механистический и органический тип организации. Традиционная, дивизиональная и матричная структура управления на основе департаментизации корпорации по ресурсам и результатам работ. Корпоративная и индивидуалистская организация.
6. Система коммуникаций на предприятиях туризма Понятие, значение и классификация коммуникаций на предприятиях сферы сервиса и туризма. Функции коммуникаций. Виды коммуникации и богатство информации. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. Коммуникационные сети. Модель коммуникационного процесса. Коммуникационные стили в управлении: открытие, реализация, замыкание, защита и торговля за себя. Диапазон контроля. Взаимодействие с потребителями услуг: типы потребителей (клиентов), процесс личной продажи. Формальные и неформальные связи: социальный контроль (принадлежность, взаимопомощь и защита, тесное общение и симпатии), сопротивление переменам (ресурсы, опыт, нужды, интересы, эмоции), неформальные лидеры (целеустремленность и социальное взаимодействие).
7. Методы принятия решений в сфере туризма Управленческое решение и его особенности. Подходы к принятию решений. Классификация управленческих решений. Влияние личности менеджера на характер разрабатываемых решений. Процесс принятия решений. Содержание основных этапов принятия и реализации решения. Методы принятия решений и их характеристика. Метод дерева решений: выбор альтернатив, ранжирование и предпочтение по капиталоемкости, использование прошлого опыта и эксперимент. Линейное программирование и имитационное моделирование. Экономический анализ и платежная матрица. Общественное мнение и мнение торговых агентов. Казуальное моделирование и метод экспертных оценок.
8. Корпоративный менеджмент, качество и работа современного менеджера Сущность понятия «менеджер». Эффективное руководство корпорацией и функции менеджера. Культура управленческого труда (потенциал, взаимозависимость, свобода действий). Распределение полномочий, делегирование прав и ответственности. Модель современного менеджера: критерии-требования к современному менеджеру. Понятие власти и ее основы. Должностная и личная власть (принуждение и вознаграждение, экспертная, эталонная и законная власть). Баланс власти, власть и партнерство. Коллектив, группа и групповая динамика. Формы воздействия руководителей на подчиненных. Специфика влияния: эмоциональное и рассудочное влияние. Способы положительного влияния. Лидерство и авторитет менеджера. Основные виды управления. Понятие стиля и факторы, на него влияющие. Классификация стилей руководства. Сравнительная характеристика авторитарного, демократического и либерального стилей руководства. Эффективность различных стилей работы руководителя. Управленческая решетка.
9. Мотивация труда на предприятиях индустрии туризма Смысл понятия «мотивация». Теории мотивации. Политика кнута и пряника. Использование в управлении методов психологии. Понятие потребности, вознаграждения и их виды. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей по А. Маслоу, модель мотивации Ф. Герцберга, теория мотивации Д. Макклелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Элементы системы мотивации труда. Действия кадровой службы для мотивирования труда на предприятиях сервиса и туризма. Сущность стимулирования, его виды. Требования к организации стимулирования труда. Денежное вознаграждение и структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы оплаты и стимулирования труда. Система участия в прибылях. Комплексная программа оплаты и стимулирования труда. Функционально-стоимостный подход к организации и стимулированию труда на предприятиях туриндустрии.
10. Организация контроля за деятельностью подчиненных на туристских предприятиях Понятие персонала туристского предприятия. Специфика управления человеческими ресурсами в сфере туризма. Концепция управления персоналом. Функции кадровой службы. Кадровое планирование на туристском предприятии. Этапы проектирования кадровой политики. Планирование потребности в персонале и методы определения потребности в персонале. Суть процесса подбора персонала. Внутренний и внешний рынки рабочей силы: преимущества и недостатки. Источники подбора персонала. Специфика оценки персонала и ее основные цели. Методы оценки персонала. Экспертная оценка свойств и деловых качеств личности. Средства отбора и оценки претендентов. Сущность понятия аттестации. Этапы проведения аттестации. Понятие деловой карьеры и ее виды. Управление карьерой и карьерограмма. Этапы деловой карьеры. Текучесть кадров и факторы, на нее влияющие. Адаптация и ее разновидности. Сущность профессионального развития персонала. Бизнес-тренинги.
11. Этика и психология менеджмента Понятие и структура организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Подходы к измерению влияния культуры. Соответствие культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой. Сущность деловой этики в сервисной деятельности. Значение технологии делового общения. Модель процесса общения. Виды и формы общения. Организация (технология) общения. Понятие стресса. Модель стрессовой ситуации. Факторы, вызывающие стресс. Симптомы стресса. Методы предотвращения стресса.
12. Управление конфликтами в сфере туризма Природа и функции конфликта. Причины внутрифирменных конфликтов. Внутриличностный конфликт: основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт. Виды внутриличностных конфликтов. Межличностный конфликт и способы его разрешения. Понятие группового конфликта и его виды. Конфликты между тур: оператором и его деловыми партнерами (поставщиками) и агентами. Конфликты с туристами и причины их возникновения. Методы предотвращения конфликтов с туристами. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Стадии послетурового разрешения конфликта. Модель конфликта. Управление конфликтами.
13. Информационное обеспечение менеджмента в индустрии гостеприимства и туризма Значение информационного обеспечения современного менеджмента (глобализация, актуализация, альтернативность, технологичность, непрерывный поиск). Управленческая информация и закономерности ее движения. Вербальная и невербальная информация. Внутрифирменная система информации (аппарат управления, носители, коммуникационные сети, функциональные задачи). Структура информационных технологий управления в социально-культурном сервисе и туризме. Программное обеспечение общего назначения. Программные средства автоматизации туроператоров, турагентств. Программные комплексы автоматизации гостиницы. Автоматизированные системы управления рестораном. Программные средства автоматизации индустрии развлечений. Программные средства автоматизации музея. Системы поиска и бронирования туров. Системы онлайн-бронирования отелей, экскурсий, автомобилей и других туристских услуг. Глобальные компьютерные системы бронирования. Туристские интернет-порталы, CRM-системы, системы управления контентом.
14. Инновационная программа менеджера и современная концепция инвестирования в туризм Причины внедрения инноваций в сферу услуг. Инновационный менеджмент в сфере сервиса и туризма: специфика, предмет и задачи. Процесс инновационного менеджмента. Понятие новации и инновации. Виды нововведений. Разновидности инновационных стратегий. Принципы отбора первоочередных нововведений. Этапы разработки инновационной программы. Основные этапы создания нового продукта (услуги). Основные направления инновационной деятельности туристских организаций. Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей. Использование новых туристских ресурсов как одно из направлений инновационной деятельности туристских предприятий. Инновации в организации производства и потребления туристских услуг. Выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг. Проблемы и перспективы управления проектами. Цели и задачи финансового менеджмента в процессе инвестирования туризма.
15. Риск-менеджмент и эффективность антикризисного менеджмента в туризме Понятие эффективности менеджмента туризме. Измерение экономической эффективности туризма. Определение издержек, связанных с туризмом. Планирование прибыли компании. Современная концепция управления жизненным циклом продукта. Проблемы эффективного планирования туристского продукта. Социальная эффективность менеджмента туризма. Формирование эффективной организационной структуры туризма и эффективность управленческих решений. Социально-экономические кризисы, их симптомы, характер и последствия. Механизм, инструменты и стиль антикризисного менеджмента. Риски в антикризисном управлении. Понятие управленческого риска, его основные элементы и черты. Классификация рисков. Основные причины предпринимательских рисков в сфере сервиса и туризма. Система внешних факторов, влияющих на уровень предпринимательского риска. Механизм управления рисками. Основные принципы управления риском. Приемы управления рисками. Правила выбора приема управления риском и варианта решений. Процесс управления риском. Основные методы снижения экономического риска и их характеристика.
16. Внешние связи и зарубежный опыт менеджмента в туризме Процессы глобализации в международном туризме и налаживание взаимовыгодного сотрудничества. Транснациональные корпорации на рынке международного туризма. Влияние туристских ТНК на национальную экономику. Роль и значение деятельности Всемирной туристской организации (ВТО) на международный и национальный туризм. Международные стандарты путешествий и гостеприимства. Особенности управления международным туризмом в США, Японии, Западной Европы. Контрагенты и схемы работы зарубежного туроператора с ними (преимущества и недостатки). Характеристики деятельности российского туроператора, занимающегося выездным туризмом. Идентификация поставщиков туруслуг. Критерии оценки потенциальных партнеров. Особенности работы с meet-компанией. Необходимые реквизиты договоров. Основные характеристики американского менеджмента. Особенности японского менеджмента. Европейский менеджмент.



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (597)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)