Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Методы проведения внутрибанковского аудита





 

Аудиторские процедуры — выполняются как внутренними так и внешними аудиторами при проведении аудиторской проверки. Это определенный порядок и последовательность действий аудитора, направленных на получение аудиторских доказательств.

Правило аудиторской деятельности ''Аналитические процедуры'' характеризует их как анализ и оценку полученной аудиторами информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей:

- сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с плановыми показателями;

- сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за различные периоды;

- сопоставление показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности со среднеотраслевыми данными;

- сопоставление финансовой и нефинансовой отчетности;

- сопоставление показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством и самим субъектом и др.

При выполнении аналитических процедур аудиторы могут использовать разнообразные методы: от простого сравнения до комплексного анализа, использующего математические и статистические методы. Выбор метода зависит от профессионального суждения аудитора.

При проведении аудиторских проверок, как внутренними, так и внешними аудиторами, используются определенные методы контроля, по средствамкоторых получают аудиторские доказательства. К ним относятся:

наблюдение; устный опрос; получение письменных подтверждений; проверка по документам, полученным от третьих лиц; перепроверка арифметических подсчетов; документальный контроль (ревизия); анализ; аналитические тесты; оценка данных предыдущей проверки.

К аудиторскимипроцедурами в большей степени относятся аналитическиепроцедуры, наблюдение, тестирование, сравнение с нефинансовой информацией и др.

Наблюдение за выполнением операций в банке является, на первый взгляд, несложной процедурой, однако ее проведение поручается всегда достаточно опытным аудиторам. При этом необходимо проанализировать процедуру выполнения операций, взаимоотношения между работниками, подчиненность и другие вопросы, на которые опытный аудитор обратит внимание. Такие наблюдения желательно проводить на всех участках, где первичный учет “соприкасается” с бухгалтерским учетом. Кроме того, наблюдение может включать зрительное ознакомление с банком, его структурами, оснащенностью, перспективами развития и др. после чего аудитор должен составить рабочую документацию по полученным результатам.



Общепринято считать, что наблюдение включает проведение инвентаризацииматериальных ценностей, денежных средств, банковских переводов, а также контроль за ходом выполнения различных операций работниками бухгалтерии и другими службами, осуществляющими банковские операции.

Инвентаризация, как метод получения информации, дает наиболее ценные и достоверные доказательства. Одновременно аудитор должен установить, как часто и в установленные ли сроки (согласно закону или внутренним распоряжениям) проводились инвентаризации. При несоблюдении их аудитор имеет основание для вывода, что система внутреннего контроля в банке за сохранностью материальных ценностей и денежных средств недостаточно отлажена.

Инвентаризацияметод, позволяющий получить точную информацию о наличии имущества или финансовых обязательств. Аудиторы могут только наблюдать за проведением инвентаризации. В банках обязательна инвентаризация имущества (в разрезе статей баланса и по материально ответственным лицам).

В конце года в банке обязательна инвентаризация всех балансовых счетов. К результатам ее относятся проверочные ведомости, которые составляются работниками банка в конце отчетного года для сверки учетных данных с фактическим состоянием счетов. После проведения данной сверки составляется бухгалтерская (финансовая отчетность).

Аудиторы могут использовать данные инвентаризации банка, а также провести выборочно ее перепроверку.

Устный опрос проводится среди работников проверяемого учреждения. Эта процедура, как правило, осуществляется в начале аудиторской проверки. Она помогает определить объем и степень сложности работ для составления программы проверки. Кроме того, опрос проводится как метод сбора информации и получения различного рода разъяснений, необходимых для объективного аудиторского заключения. Опрос должен тщательно планироваться. Для этого аудитор должен иметь список сотрудников банка, включающий фамилии и имена сотрудников, наименование их официальных должностей, а также перечень направлений, которые они курируют.

Для устного опроса бухгалтера может быть предложен следующий план беседы:

·Какие первичные документы Вы оформляете?

·Какие счета аналитического учета Вы ведете?

·Как ведется аналитический учет по Вашему участку?

·Для каких счетов синтетического учета необходима Ваша информация?

·Как и кем производится выверка полученных Вами результатов?

·Назовите порядок Ваших действий при выполнении каждой из операций?

· Знаете ли Вы, в формировании какой строки бухгалтерской отчетности Вам приходится участвовать?

·Каким образом происходит контроль за Вашей работой?

·Как Вы исправляете выявленные ошибки?

·Имеются ли какие-либо неудобства в ведении учета, сверке результатов?

·Чувствуете ли Вы наличие в вашей работе проблем? Каких?

При использовании данного метода аудиторам следует использовать Правила аудиторской деятельности ''Разъяснения представляемые руководством проверяемого юридического лица или индивидуальным предпринимателем'' и ''Общение с руководством юридического лица или индивидуальным предпринимателем''.

Для получения письменных подтверждений аудиторские фирмы должны разрабатывать различного рода тесты или листы–опросники, которые рассылаются работникам банка и на их основе проводится составление схем системы внутреннего контроля и их анализ.

Проверка по документам, полученным от третьих лиц, может быть произведена несколькими способами. Во-первых, путем получения ответа на посланные запросы аудиторами или проверяемым банком. Во-вторых, путем выхода аудитора в третью организацию и проверки на месте необходимых документов, касающихся проверяемого банка. В-третьих, путем проверки первичных документов, находящихся в банке. К ним могут быть отнесены: расчетные документы других организаций (платежные поручения, чеки и т.д.), накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ, акты сверки (по налогам, по дебеторско-кредиторской задолженности и др.), различные договора и т.д.

Перепроверка арифметических подсчетов была наиболее распространенной в период “аудирования книг”. Однако нельзя сказать, что в настоящее время этот метод утратил свою актуальность. Использование его очень тесно связано с состоянием системы внутреннего контроля, которое оценил аудитор. В зависимости от этого арифметическая проверка может быть сплошной или выборочной. Очень часто сплошная арифметическая проверка проводится при пересчете налогов.

При автоматизированной обработке данных, что характерно для банковской системы, подсчет итогов по счетам баланса является нецелесообразным. Однако в данном случае аудиторы должны рассмотреть риск проведения аудита в компьютеризированной среде, которая включает в себя проверку правильности составления и функционирования компьютерной программы.

Документальный контроль связан с проверкой по первичным документам правильности совершения банковских операций, в части правильности отражения, полноты, своевременности, законности, обоснованности и т.д.

Такой метод аудиторской деятельности, как анализ, может развиваться в различных направлениях.

Во-первых, он может использоваться для анализа отчетных данных за текущий и прошлые периоды деятельности банка, а также для их сравнения с показателями сопоставимых банков (по публикуемой отчетности). На основании полученных заключений аудитор может сделать определенные выводы об объеме работы, плане работы, о состоянии бухгалтерского учета, политики банка, о рисках в его работе, доходности работы и др.

Во-вторых, анализ отчетности и первичных документов может показать области преднамеренных ошибок или злоупотреблений в деятельности банка.

В-третьих, анализ применяется при сопоставлении счетов за различные периоды, счетов, взаимосвязанных по операциям, и корреспондирующих счетов.

Оценка данных предыдущей проверки или его еще называют ''прошлый опыт'' — это оценка состояния системы контроля аудируемой области на основании предыдущих результатов (как внутреннего и внешнего аудита, так и других контролирующих органов).

Прошлые отчеты анализируются и оцениваются как:

· Хорошее состояние (за исключением нескольких аспектов);

· Удовлетворительное состояние (включая допустимое число и допустимые виды исключений для данного вида аудируемой области);

· Плохое состояние (наличие существенных недостатков или отсутствие предыдущих аудиторских проверок в данной области).

Метод оценки данных предыдущей проверки помогает аудиторам эффективно спланировать и провести проверку наиболее сложных участков.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова организация СВА?

2. Эффективна ли подчиненность СВА исполнительному органу?

3. В чем независимость внутреннего аудитора?

4. В чем особенности прав и обязанностей внутренних и внешних аудиторов?

5. В чем существенные отличия внутренних и внешних аудиторов?

6. С чем связана необходимость организации СВА в банке?

7. Назовите направления деятельности СВА?

8. Назовите методы контроля не используемые при изучении СВК?

 





Читайте также:

III. Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду
Административного регламента проведения проверок при осуществлении государственного лесного контроля и надзора
Анализ проведения и нейтрализации информационно-психологической операции в ходе региональной избирательной кампании.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемой организации, признанной банкротом, во время проведения процедуры конкурсное производство
В зависимости от условий проведения выделяют
В.24. Каковы достоинства и недостатки проведения приватизации в России
Вспомогательный материал для проведения расчетов
Вспомогательный материал для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ от деревообрабатывающего производства
Глава 1 Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда
График проведения СРСП



Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (557)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)