Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логические формы изложения материала





Формы изложения Определение
Анализ Мысленное разделение объектов, предметов на содержащиеся в них части и отдельное рассмотрение каждой из этих частей
Синтез Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков целого
Сравнение Мысленное установление сходства и (или) различия предметов по главным и неглавным признакам
Обобщение Мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии

 

Логические приемы изложения материала

Приемы изложения Определение
Индукция Рассуждение от частного к общему, от аргументов к выводу
Дедукция Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам
Метод аналогии Рассуждение, в котором проводится параллель с тем, что уже известно слушателям
Концентрический метод Материал располагается вокруг главной проблемы, и в процессе выступления происходит возращение к тезису речи с целью углубления его содержания
Ступенчатый метод Рассмотрев какую-либо проблему, оратор больше к ней не возвращается
Исторический метод Материал излагается в хронологическом порядке

(Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Часть 1/ В.В. Кудряшова и др.; СПбГГИ. СПб, 2006, с.58).

Средства выразительности: тропы и фигуры
(основные)

Мастерство публичного выступления состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Образность речи достигается за счет использования выразительных средств языка – тропов и фигур.

Тропы(лексические средства) - слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений.

 

Языковое средство Определение Примеры
Эпитет Образное определение А волны моря с печальным ревом о берег бились (Горький)
Сравнение Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку, обязательно упоминание обоих сравниваемых предметов Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (Л) Ах, злые языки страшнее пистолета (Грибоедов)
Метафора Перенос значения с одного явления(или предмета) на другое на основе сходства между ними В саду горит костер рябины красной, но никого не в силах он согреть (Есенин)
Метонимия Перенос значения (переименование) на основе смежности явлений Я три тарелки съел (Крылов) …Белинского и Гоголя с базара понесет (Некрасов) Все поле охнуло (Пушкин)
Синекдоха Перенос значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними сходства, назывании целого через его часть или наоборот. Мы все глядим в Наполеоны (Пушкин)  
Гипербола Художественное Преувеличение Я говорил вам тысячу раз. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский)
Литота (обратная гипербола) Художественное преуменьшение Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)
Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы Отговорила роща золотая березовым, веселым языком (Есенин)
Аллегория (иносказание) Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ Фемида безмолвствует (о правосудии)
Перифраз(а) Замена названия предмета (явления) описательным оборотом Унылая пора! Очей очарованье!(Пушкин) (об осени)

Фигуры(синтаксические средства) - обороты речи, которые изменяют эмоциональную окраску.



 

Языковое средство Определение Примеры
Анафора Повторение слов, словосочетаний, морфем в начале предложений Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья (Лермонтов)
Эпифора Повторение слов, словосочетаний в конце предложений Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Параллелизм одинаковое синтакси-ческое построение соседних предложений или отрезков речи Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать!
Антитеза Противопоставление явлений и понятий Я царь – я раб, я червь – я Бог! (Державин)
Градация Расположение слов, вы-ражений по возраста-ющей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (Чехов) Не сломлюсь, не дрогну, не устану (Бергольц)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов Ей радостно грустить такой нарядно обнаженной (Ахматова)
Инверсия Нарушение прямого порядка слов По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (Пушкин)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Выражение утверждения в вопросительнй форме; привлечение внимания; усиление эоционального воздействия Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (Тютчев)  
Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов И Толстой, и Достоевский, и Чехов – вечные спутники умного человека.
Парцелляция Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (Грибоедов)

Контрольная работа

Выполните тест

Задания Варианты ответов
1.Какое из определений риторики принадлежит Аристотелю? 1) Риторика – наука хорошо говорить. 2) Риторика – это теория и мастерство эффективной речи. 3) Риторика – искусство убеждать. 4) Риторика – это наука об искусстве публичного выступления
2.Какой компонент не входит в модель речевой коммуникации? 1) – отправитель информации (адресант) 2)– получатель информации (адресат) 3) – наличие экспрессивно окрашенной лексики 4)– сообщение (текст в письменной или устной форме)  
3.К какому роду речей относится приветственная речь? 1) К академическому 2) К социально-бытовому 3) К социально-политическому 4) К судебному
4.Какая речь не относится к академическому роду речей? 1) Лекция 2) Научный доклад 3) Агитаторская речь 4) Научное сообщение
5.Какой вид речи имеет перед собой основную цель воздействовать на поступки адресата? 1) Информационная 2) Эпидейктическая 3) Агитационная 4) Убеждающая
6. К какому виду речей по цели высказывания относится лекция? 1) Убеждающая 2) Информационная 3) Агитационная 4) Эпидейктическая
7. Какая из перечисленных речей не относится к эпидейктическим речам? 1) Приветствие 2) Оправдательная речь 3) Благодарственное слово 4) Поздравление
8. На каком этапе подготовки публичного выступления следует соблюдать риторические принципы последовательности, единства, усиления и экономии? 1) Изобретение 2) Расположение 3) Словесное выражение 4) Произнесение
9.Укажите правильную последовательность этапов подготовки публичного выступления 1) Расположение – изобретение – словесное выражение; 2) Изобретение – словесное выражение – расположение; 3) Словесное выражение – изобретение – расположение ; 4) Изобретение – расположение – словесное выражение
10. Какие способы убеждения относятся к универсальной аргументации?   1) эмпирическая аргументация 2) аргумент к здравому смыслу 3) теоретическая аргументация 4) аргумент к традиции
11.Какой форме изложения материала соответствует следующее определение: Мысленное соединение в целое отдельных частей какого-либо объекта и выделение признаков 1) анализ 2) синтез 3) сравнение 4) обобщение
12.Какому логическому приему изложения материала соответствует следующее определение: Рассуждение, в котором проводится параллель с тем, что уже известно слушателям   1) индукция 2) дедукция 3) метод аналогии 4) концентрический метод
13. Какому логическому приему изложения материала соответствует следующее определение: Рассуждение от общего к частному, от тезиса к аргументам   1) индукция 2) дедукция 3) метод аналогии 4) концентрический метод
14.Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе называется _________________ речи   1) аргументацией 2) композицией 3) инвенцией 4) выразительностью
15.Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – повторение отдельных слов в начале предложений. 1) антитеза 2) анафора 3) эпифора 4) инверсия
16. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – перенос значения (переименование) на основе смежности явлений. 1) сравнение 2) метафора 3) метонимия 4) гипербола
17. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – замена названия предмета (явления) описательным оборотом   1) метонимия 2) синекдоха 3) аллегория 4) перифраз
18. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – сочетание противоположных по значению слов   1) сравнение 2) метонимия 3) метафора 4) оксюморон
19. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений 1) инверсия 2) антитеза 3) параллелизм 4) оксюморон
20. Укажите средство выразительности, которому соответствует определение: … – нарушение прямого порядка слов 1) оксюморон 2) градация 3) инверсия 4) антитеза
21. Какое средство выразительности использовано в предложении? Северная Венеция очаровывает вас. 1) сравнение 2) аллегория 3) метонимия 4) перифраз
22. Какое средство выразительности использовано в предложении? Наука – это нервная система нашей эпохи (М.Горький). 1) сравнение 2) метафора 3) метонимия 4) перифраз
23. Какое средство выразительности использовано в предложении? Редкая птица долетит до середины Днепра (Гоголь). 1) метафора 2) сравнение 3) метонимия 4) гипербола
24. Какое средство выразительности использовано в предложении? Мой первый друг! Мой друг бесценный! (Пушкин). 1) параллелизм 2) эпифора 3) риторическое обращение 4) парцелляция

 

 

2. Выберите одно из предложенных определений риторики и обоснуйте свой выбор:

 

1) Ломоносов М.В.- «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

2) Кошанский Н.Ф. «Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других».

3) Михальская А.К. «Риторика - теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи».

4) Аннушкин В.И. «Риторика - умение сказать нужное слово в нужном месте в нужное время».

5) Рождественский Ю.В. «Риторика - искусство управления обществом».

 

3. Выберите один из предложенных афоризмов и сочините небольшую речь, раскрывая содержание афоризма. Подтвердите или опровергните афоризм.

1) Добро - не наука, оно действие (Ромен Роллан).

2) Учиться - все равно, что плыть против течения: остановился - и тебя отнесло назад (Китайская пословица).

3) Существует только один способ стать хорошим собеседником - уметь слушать (Кристофер Марло, англ. поэт XVI в.).

4) Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам (Г. Форд).

5) Красота в глазах смотрящего (Квинтилиан).

6) Жизнь в нас самих, а не во внешнем (Ф.М.Достоевский).

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1984)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)