Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Воспитание и педагогическая мысль в античном мире




Древневосточные цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществлялось уже на следующей ступени исторического развития — в эпо­ху античности, греко-римской древности. Достижения в об­ласти содержания, методов и организации образования под­растающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинис­тических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Территория и временные границы античного мира огром­ны: от 3-го тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегре­ческая культура, и вплоть до V в. н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским ми­ром, христианством и породил эпоху средневековья. Терри­ториально античный мир на разных ступенях своего разви­тия охватывал земли трех материков — от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии.

На островах Эгейского моря, преж-

де всего на Крите, и на материко-
и педагогическая »г -> <->

мыс!ь в Древнейвои территории Греции в 3-2-м

Грециитысячелетиях до н.э. сложился осо-

бый тип культуры, во многом схо­жий с древними восточными цивилизациями, многими ни­тями, и экономическими и культурными, связанный с Егип­том, Малой Азией, Финикией, Междуречьем.

В условиях этой самобытной культуры уже в 3-м тысяче­летии до н.э. на Крите зародился вид письменности, восхо­дивший к пиктографическим знакам, к протошумерсгой письменности и отражавший потребности храмов и дворцо­вых хозяйств.

В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом регионе полу­чает распространение слоговое письмо, которым владели не только жрецы, но и служители царских дворцов и даже бога­тые горожане. В критском письме уже появились знаки для передачи как согласных, так и гласных звуков, другие при­знаки постепенного перехода к алфавитному письму.


Подобно древневосточным цивилизациям, первоначаль­но центры обучения создавались здесь при храмах и царских дворцах. Так, при дворце критского царя имелось специаль­ное помещение для служителей-писцов и их учеников. Крит­ские писцы установили твердые правила письменности: на­правление письма слева направо, расположение строк сверху вниз; они стали выделять заглавные буквы и красную строку. Все это стало в той или иной степени достоянием европейс­кой письменной культуры последующих веков.



Культурное развитие в Древней Греции и на Крите было задержано вторжением с Балкан в XII—XI вв. до н.э. дорийс­ких племен, воинственных обитателей периферии греческого мира. Воспитание и обучение юношества в Греции в IX—VIII вв. до н.э. отражено в эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея», авторство которых по античной традиции приписывается ле­гендарному древнегреческому поэту Гомеру. Школьных форм обучения гомеровская Греция еще не знала, но внимание к воспитанию детей было большим. Сложился образ совершен­ного человека, личности развитой умственно, нравственно и физически. В воспитательной практике этим идеалом руковод­ствовались как педагогической целью. Герои Гомера воспиты­вались домашними учителями, наставниками, как правило старцами. Таким предстает перед нами Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует образовательную цель так: «Да, тебя всему научу я: был бы в речах ты вития и делатель дел знаменитый». Герои Гомера владеют яркой и образной речью, знают мифы, деяния богов и предков, историю своего рода, поют и играют на музыкальных инструментах, читают письменные послания. Гомер характеризовал идеального героя как «способного мыс­лить, мудрого». Грек архаической эпохи должен был быть развит физически, подготовлен к пользованию оружием. В эпических поэмах в связи с этим даются следующие характеристики: «креп­кий, выносливый», «стремительный, сильный мышцами», «спо­собный вести бой». Художественно раскрыт Гомером и идеал нравственного воспитания, его герой «славный в потомках», «действующий, как заведено по обычаю», «справедливый», «вер­ный», «надежный». Конечная цель воспитания, по Гомеру,—до­стичь славы, превзойти в доблести своего отца: «Пусть о нем i юкогда скажут, из боя идущего видя: он и отца превосходит!» — говорит Гектор о своем сыне. Воспитателями применялись тра­диционные приемы, с одной стороны, стимулирующие поло­жительное поведение, с другой — пресекающие нежелательное. 11одросткам внушалось быть «лучшими среди сверстников».

11а рубеже VIII—VII вв. до н.э. традиционное древнегре­ческое воспитание нашло описание в поэме «Труды и дни»



3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ


Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции



 


Гесиода. Здесь в художественной форме изложены правила
житейской мудрости, приведены бытовавшие в то время на­
зидания юношеству. Можно сказать, что Гесиод положив
начало дидактической поэзии "вложил

В период расцвета Эллады, в VI-IV вв. до н.э., ведущую
роль среди составлявших ее мелких государств-полисов^?
г 1Л В АТШК1 С РеспУбл*канским строем правление и
Спарта в Лаконии, формально возглавлявшаяся царями власти
которых существенно ограничивалась Советом старейшин -
герусиеи. Эти два полярных полиса, города-государства дали
два различных образца организации воспитания в древне™
ческом мире. мр^лсцд;

В Спарте сложился идеал сильного духом, физически раз­витого воина, но по сути своей невежественного человека Еще Аристотель заметил, что основной недостаток спартан­ского воспитания заключался в том, что спартиаты чувство­вали себя уверенно лишь в ходе военных действий а досу­гом своим пользоваться не умели, поскольку обладали огра­ниченным кругозором. Напротив, в Аттике юношеству давалось широкое, универсальное по тем временам образо­вание. Это отличие выражено афинянином Периклом в речи приведенной Фукидидом в его «Истории»: «. .я утверждаю' что все наше государство - центр просвещения ЭлладьГка?-' дыи человек может, мне кажется, приспособиться^ 'насГк многочисленным родам деятельности »

Воспитание полноправных граждан Спарты было цели­ком и полностью в ведении государства. Здесь был осуществ­лен один из первых известных человечеству опытов огосу­дарствления личности. Благодаря подробным описаниям вос­питания спартиатов, которые приведены Ксенофонтом Плутархом Павсанием, можно восстановить его достаточно целостно. В Спарте целенаправленному воспитанию прида­вали решающую роль в деле формирования человека

Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев» привел ле­
генду о том, как законодатель Ликург убедил в необходимос­
ти воспитания народное собрание. Он показал старейшинам
двух собак, одна из которых, охотничьей породы, была ппи
учена к лакомой пище, а другая, сторожевой породы -'к
псовой охоте. Когда перед ними положили еду и выпустили
зайца, то каждая устремилась к чему была приучена И вывод
«воспитание для выработки добрых качеств значит больше
чем природа», всем необходимо в течение всей жизни учить­
ся доблести. у 1

Общественное воспитание спартиатов начиналось с пер­вого дня жизни. По словам Плутарха, новорожденного осмат-


ривали старейшины. Слабых и уродливых детей кидали в про­пасть Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых и крепких передавали опытным кормилицам. Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы, ценились зо всей Греции. Они малышей не пеленали, оставляя свободу движения телу; при­учали их соблюдать меру в еде и не быть разборчивыми к пище; учили не бояться темноты, не пугаться; кормилицы умели останавливать плач и предупреждать капризы детей.

С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали вместе и дели-ли на так называемые агелы, которые, в свою очередь, состо­яли из илов, более мелких подразделений. В этих товарище­ствах ровесники жили вместе. Агелу возглавлял один из маль­чиков, отличавшийся умом и гимнастическими умениями. Плутарх называл агелы «школой послушания», где мальчики «упражняются в искусстве повелевать и подчиняться», т.е. го­товиться быть послушными гражданами, исполнителями воли властей. Грамоту же спартанцы изучали только ради «потреб­ности жизни».

С 13-летнего возраста подростки обучались и воспитыва-пись, по словам Плутарха, в «школах для гимнастических упражнений», которые возглавлял специально назначенный старейшинами «педоном», у него был помощник из числа старших юношей — «эйрен». Эти школы находились под бди­тельной опекой представителей старшего поколения, кото­рых ученики беспрекословно слушались, считая их своими ■отцами, учителями и наставниками». В этих государствен­ных учреждениях подростков упражняли в военном искусст­ве, они участвовали в учебных сражениях и походах. С ними проводили беседы нравственного содержания с целью на­учить молодых спартиатов отличать хорошее от дурного. Та­кого рода беседы должны были приучить подростков к крат­кости и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность». Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публич­ным испытаниям, «агонам», которые подразделялись на гим­настические, когда юноши должны были показывать свои успехи в физической подготовке, и мусические, прежде все-i < > состязания в пении и игре на флейте. И гимнастические и мусические испытания были тесно связаны с военными уп­ражнениями. По словам того же Плутарха, «в песнях восхва-пнии доблести, свойственные каждому возрасту».

Состязания в терпении и выносливости проводились, в частности, в форме сечения подростков у алтаря Артемиды «)|)гии. Плутарх в «Изречениях спартанцев» рисует следующую картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте пороли бичом... в н'чсиие целого дня, и они нередко погибали под ударами.


               
   
   
 
 
 
   


Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции 55

54 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он ста­новился знаменитым». Формированию у молодых спартиатов качеств воина-рабовладельца служило такое государственное установление, как криптия, своего рода военный поход мо­лодежи, во время которого они наделялись правом тайного убийства самых сильных и боеспособных из среды порабо­щенного населения — илотов. Такую практику сам Плутарх считал чрезмерно жестокой. Только после прохождения всех этапов государственного воспитания юноши-спартиаты ста­новились полноправными гражданами.

В демократических Афинах до 7 лет дети получали тради­ционное семейное воспитание, целью которого было разви­тие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирова­ние традиционных нравственных установок.

По достижении 7-летнего возраста для части афинских де­тей начинался этап школьного обучения. В состоятельных семь­ях попечение о маленьких школьниках возлагалось на раба-вос­питателя, педагога. Слово «педагог» буквально означало «дето-водитель». Это был более или менее развитый домашний раб, который сопровождал ребенка в школу и следил за ним дома. Постепенно из обычного раба педагог превращался в домаш­него воспитателя.

Афинские учебные учреждения — «дидаскалейоны» — пер­вые учебные заведения эпохи классического периода — были частными, следовательно, платными. Соответственно целям воспитания, включавшим во взаимосвязи духовное и физи­ческое развитие, в Афинах существовало два типа школ — мусические и гимнастические — палестры. В мусической шко­ле обучали детей учитель-грамматист и учитель-кифарист. Здесь дети должны были научиться искусству читать и писать, а также счету, используя для этого специальное счетное при­способление — абак, некоторое подобие наших счетов. Обуче­ние грамоте велось буквослагательным методом. Для этого ис­пользовались навощенные дощечки — «церы», на которых уче­ники «стилями» — заостренными палочками — наносили буквы, составляли тексты, вели записи вычислений. Эти эле­менты техники школьного обучения свидетельствуют о связях древнегреческой культуры с близкой к ней исторически куль­турой Древнего Востока.

Мусическое воспитание охватывало те сферы культуры," которые находились под покровительством муз, по гречес­кой мифологии — дочерей богини памяти Мнемосины. В их ведении были поэзия, музыка, танцы, науки и творчество н целом. В мусических школах дети заучивали отрывки из клас-


Древнегреческий гимнасий (реконструкция)

«.-ической литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил, Софокл, Гнрипид. Музыка, поэзия и грамматика были так тесно свя-1лны, что обучать им мог один учитель, параллельно обучая цстсй игре на кифаре, музыкальном инструменте щипково-|ч) типа. Игре на флейте в афинских школах не обучали, по-\ кольку, по мнению афинян, она не сочеталась с устной речью, а тем самым с интеллектуальным развитием детей. В i и псстрах афинские дети упражнялись в беге, борьбе, прыж-i .i\, метании диска и копья, подготавливаясь к участию в общественных состязаниях.

Юноши из благородных семей, завершившие курс обуче­нии и мусических школах и палестрах, в возрасте от 16 до IК ист продолжали совершенствоваться в государственных уч-|м (кдсииях — гимнасиях. В Афинах V—IV вв. до н.э. было три 1ИМПЛСИЯ — Академия, Ликей, Киносарг, где выдающиеся пригори и поэты вели с юношами наставительные беседы. i p. Mi скос слово «схола», нынешнее школа, обозначало до-i yi, miii.14 от труда, способствующий физическому и духов­ному < опершеиству.

I имнасий Академия располагался у священной рощи и

\\щм\\ негеидарпого афинского героя Академа. ВсадахАкаде-

• II i ниши жертвенники музам и Прометею, согласно леген-

м« , момнрпшпему людям письменность. Именно здесь Пла-

niiiipitn (iituix учеников. Гимнасий Ликей находился возле


56 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИР1

храма мифического Аполлона Ликейского, в котором учил Аристотель. В гимнасии Киносарг, где могли обучаться юно­ши не только из среды полноправных афинян, занимался со своими учениками Антисфен, основатель философской шко­лы киников. Рядом с этим гимнасием находилось святилище Геракла, легендарного полубога-труженика, который являлся как бы патроном-покровителем этой школы.

С 18-летнего возраста афинские юноши должны были со­стоять в эфебии, государственной организации для подготов­ки свободнорожденных молодых людей к военной и граждан­ской службе. Здесь юноши проходили 2-годичную подготовку в воинских формированиях, находясь на государственном обес­печении. После первого года обучения они приносили клятву на верность Афинскому государству.

В Афинах и других городах Эллады в конце V — начале IV в. до н.э. свои школы имели и странствующие учителя мудрос­ти — софисты, обучавшие прежде всего красноречию и логи­ке. Надо отметить, что в то время в греческих полисах важ­ную роль играли политики и ораторы. Красноречие, искус­ство убеждать и отстаивать свои взгляды, стало делом политиков. Потребность в подготовке такого рода людей и удовлетворяли софисты. Их называли учителями мудрости, «словесной борьбы», «гимнастики ума». Условно говоря, обу­чение такой деятельности преследовало вполне прагматичес­кую задачу: научить будущих общественных деятелей обо­сновывать и доказывать необходимую точку зрения в ходе словесных состязаний, остро сформулированных вопросов и ответов, выступлений. Важно отметить, что софисты поло­жили начало развитию риторики и логики, понимаемых как искусство речи, включающее использование поэтических, художественных и научных сочинений. Развивая риторику, софисты способствовали повышению общего уровня обра­зования юношей, приучая их мыслить, правильно говорить, следовать образцам поведения великих людей. Способы обу­чения были весьма разнообразны: рассказ, развернутое до­казательство, беседа, дискуссия.

Софисты профессионально занимались и проблемами вое питания. Например, Исократ (436—338 до н.э.), афински/1 оратор и руководитель школы, в принципе противник демок ратии, в речи «О значении Ареопага» высказал мысль, чт<> руководить воспитанием и образованием молодежи должны самые мудрые афиняне. Он ставил воспитание выше госудвр ственных законов, полагая, что хорошо воспитанные граждп не даже при дурно составленных законах могут оставаться м пределах законного.


 

Поспитание и педагогическая мысль в Древней Греции

Усложнение общественной жизни, накопление знаний и предметного опыта вступали в противоречие с традицион­ными мифологическими представлениями. В связи с этим в сочинениях древнегреческих мыслителей уже в VII—VI вв. до н.э. наблюдались попытки рационалистического подхода к объяснению возникавших перед людьми вопросов, в том числе и в области воспитания. Обычно эти высказывания носили афористический характер: лучше быть ученым, чем неучем; детей воспитывай; добропорядочность нрава соблю-цай вернее клятвы; не лги, а говори правду; научишься под­чиняться — научишься управлять; язык твой пусть не обго­няет ум; повинуйся законам; невоспитанность невыносима; находясь у власти, управляй самим собой и т.п.

В VI в. до н.э. в Древней Греции начали уже достаточно mi- i ко складываться философские школы. Древнейшей из них bi.nia пифагорейская, оказавшая сильное влияние на после-пующее развитие всей философской мысли. Основателем пи-ф.норейской школы, своеобразного религиозно-этического Ора гства, являлся Пифагор (VI в. до н.э.), расцвет жизни кото­рою приходился на 540—537 гг. до н.э. В пифагорейском брат-i пи- обучение и воспитание молодежи было хорошо проду-манпым и организованным.

II основу периодизации развития человека, отмечая основ-Hi.ii' возрастные рубежи, пифагорейцы положили цифру 7: в мерную седмицу выпадают зубы, во вторую седмицу наступа-г| по/юная зрелость, в третью седмицу— отрастает борода. ( Mivi.ii ь и воспитывать надо соответственно возрасту, чтобы •«пи не вели себя по-младенчески, юноши — по-детски, м, i и по-юношески, а старики не впадали в маразм».

I «натдаря более поздним высказываниям философа III—IV вв. Имшшха можно составить представление об организации обуче­нии ишошей в пифагорейском братстве. День начинался с оди-

И... II утренней прогулки в священной роще, чтобы каждый в

Hiiii п.Hoi ги мог «упорядочить и гармонизировать сознание». I It и и пою все ученики собирались в храме, где шло учение и Hi up пни ппс нравов. Затем — гимнастика, ауже потом — завт-!• и п прогулка с друзьями с целью совместного повторения шпини. I Iocjic совместного обеда юноши приступали к ЦП шин, причем читал самый молодой ученик, а самый стар­шим I iiMMCiiiiipoiuui. В конце дня учитель произносил свои на-■ -■• и ним, и учащиеся расходились по домам.

Hi...... ч мни.ко характерных пифагорейских наставлений

|й|1МИЧ1 I кого характера: правильно осуществляемое обу-

t.i i no происходить по обоюдному желанию учителя

И i'ii щи i нон it ни папа или другая сторона противится, то


58 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

поставленная задача не будет решена; изучение наук и ис­кусств, если оно добровольно, то правильно и достигает цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно.

Ямвлих особенно отмечал, что в пифагорейском братстве в задачу учителей входило развитие памяти учащихся, которую чрезвычайно ценили и постоянно упражняли; в процессе заня­тий не переходили от одного вопроса к другому до тех пор, пока не усваивался предыдущий. Учащихся в пифагорейских школах приучали к самостоятельному преодолению трудностей в познании, причем в задачу учителя входило «ношу помогать взваливать, но не снимать», т.е. не облегчать хода учения.

В V в. до н.э. в Древней Греции стала очевидной необходи­мость осмысления в рамках философии такого важнейшего явления социальной жизни, как воспитание необходимых полису граждан. Эмпирический материал был богат и разно­образен, школы возникали и функционировали во многих городах античного мира. Нерасчлененные еще научные зна­ния концентрировались в своего рода натурфилософских системах, в ткань которых вплетались и педагогические идеи. С миром древнегреческой педагогической мысли знако­мит, в частности, Гераклит (конец VI — начало V в. до н.э.). Его сочинения, дошедшие до нас лишь в виде фрагментов, содержат ряд основополагающих педагогических идей: каж­дый человек способен к обучению, познанию истины и со­вершенствованию; у человека есть два основных орудия по­знания: ощущения и разум; через органы чувств обучающийся вступает в контакт с окружающим миром и приобретает спо­собность мыслить; критерий истины не в том, что узнают из опыта, а во всеобщем, которое следует научиться понимать и о котором нужно уметь правильно говорить: «Кто намерен говорить с умом, те должны крепко опираться на общее для всех...» Таким образом, разум, а не чувства свидетельствует об истинности или ложности явления. Кто не владеет этим искусством, того нельзя считать образованным: «Должно при­знать: мудрость в том, чтобы знать все как одно».

Гераклит был убежден, что многознание уму не научает и что мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и дей­ствовать согласно природе, а этому следует учиться. Особен но важно овладеть способами усвоения и передачи знаний. Познание истины Гераклит сравнивал с добычей золоти: «Ищущие золото... много земли перекапывают, а находя^* мало». Для этого необходимо не только быть усердным уме ником, умеющим видеть и слышать, но и обладать разни roll душой. Интеллектуальное образование и нравственное нос питание у Гераклита — единый процесс: «глаза и уши


Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции 59

дурные свидетели для людей, если души у них варварские», и еще — «невежество лучше прятать, чем выставлять напо­каз». В общем, Гераклит придавал главное значение разви­тию способности самостоятельно мыслить, овладевать по­ниманием, учиться действовать сообразно природе. Отсюда он делал вывод о ведущей роли самовоспитания и самообра­зования в становлении личности. Идею Гераклита о необхо­димости следовать природе в деле воспитания и обучения развивал другой древнегреческий философ следующего по­коления — Демокрит.

Демокрит (около 470/460 до н.э. — умер в глубокой старо­сти), мыслитель-энциклопедист, являлся одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он разработал основы новой теории познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания, «смутным познанием», проясняемым ||ишь мышлением. В этом он продолжал линию идей Герак­лита, ибо также считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию».

Одним из первых Демокрит сформулировал мысль о не­обходимости сообразовывать воспитание с природой ребен­ка, которую он определял термином «микрокосм», сравни-иая природу человека и Космоса. Демокрит высоко оценивал роль семейного воспитания, главное в котором — учить сле-лонать положительному примеру родителей; упражнять де-ivii в навыках правильного поведения, ибо «хорошими людь­ми становятся больше от упражнений, чем от природы; важ­но приучение ребенка к труду, а не принуждение к нему, in скольку учение вырабатывает прекрасные вещи только на oi попе труда». И все же основными мотивами самосовершен-t питания, по Демокриту, является детская любознатель­ность, а задача учителя — побуждать внутреннее влечение иг гей к учебе прежде всего с помощью убеждения.

Го поря о закономерностях в развитии природы, Демок-|ш i 1амечал, что природа и воспитание подобны. Идя по пути природы, воспитание создает вторую природу человека, ибо корошими люди становятся вследствие постоянных упраж-п' и пи, а поэтому успехи в воспитании и обучении являются рг iy/п.татом непрерывного труда.

Он ной из вершин педагогической мысли Древней Греции t краж-/ни шо считается Сократ (ок.470—399 до н.э.). Еслисофи-• hi i loiiai ал и, что ответить на вопрос о критерии истины невоз-

н...... I, го их современник и оппонент философ Сократ пола-

|и i -им истина no3iиется в споре. Знаменуя поворот философс-i шаппя к человеческой индивидуальности, он считал, что


60 '"■"ава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ


Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции



 


                                 
   
   
     
       
 
 
 
   
       
 
 
 
 
     
 
   
 

этические ценности выражают отно­
шение человека к миру и являются
определяющими в его познаватель­
ной деятельности. Им были даны оп­
ределения этических понятий (доб­
ра, справедливости, доблести и др.),
поскольку, по его убеждению, люди
не соблюдают моральных норм «по­
тому, что их не знают». Поэтому доб­
родетель, по Сократу, тождественна
знанию, а самосознание — высшая
добродетель. Формулировке софиста
Пифагора о человеке как о мере все­
го сущего им была противопоставле­
на другая — «Познай самого себя!».
Он рассматривал воспитание как вое- ]
ходящий путь интеллектуального и
Сократ нравственного развития человека и

характеризовал воспитание как «вто­рое рождение». Вся его философская деятельность была нераз-рывно связана с педагогической. Современники свидетельству-ют, что большую часть своего времени Сократ проводил на пло­щадях, в палестрах и гимнасиях, вступая в беседу с любым, кто хотел говорить с ним, и не навязывал своих мыслей слушате­лям, поскольку признавал убеждение основным воспитатель­ным средством.

Сократ стоял у истоков зарождения эвристического ме­тода обучения. Он не оставил после себя сочинений, но его дела и мысли известны из воспоминаний множества его уче­ников и почитателей. В своей педагогической практике Со­крат широко использовал метод диалога. Именно в диалоге с учеником осуществлялся им поиск истины. Он одним из пер­вых стал использовать индуктивные доказательства и давать определения понятиям, сближаясь в этом с софистами.

На начальном этапе обучения живое общение с учащимися, совместный поиск решения той или иной проблемы — лучший способ образования человека. Одно из достоинств этого метода заключается в том, что ученик отталкивается от осознания сно-у его незнания и тем самым побуждается к самостоятельной мы<£ лительной деятельности.

Ксенофонт (430—355/354 до н.э.), ученик Сократа, автор античного педагогического романа «Киропедия», или «Нос питание Кира», излагая свои мысли об образовании и поспи тании правителя, высказал ряд общих педагогических идей, ' отражавших практику как афинской, так и спартанской сии


 

темы воспитания. Ксенофонт высо­
ко оценивал роль обучения искусст­
ву речи в процессе образования лич-
i юсти. Основные персонажи «Киро-
11сдии» произносят образцовые речи
i ю всем правилам классической гре­
ческой риторики. Образованный че­
ловек, по мнению Ксенофонта, дол­
жен в совершенстве владеть искус­
ством спора, уметь вести его путем
сопоставления; уметь анализировать,
истолковывать обсуждаемые поня­
тия, уметь пользоваться аналогиями.
Важно отметить, что, по Ксенофон-
iv, образование молодежи не может
ныть делом частных лиц, а, как в Платон

< Парте, должно находиться под кон­тролем государства и иметь своей целью воспитание совершен­ных граждан. Даже родители не имеют права распоряжаться воспитанием своих детей, достигших 7 лет.

На первое место в воспитании Ксенофонт ставил обуче­ние справедливости: дети должны видеть, как нравственно и пшнопристойно ведут себя ежедневно старшие, что весьма способствует воспитанию нравственных устоев. Детей должно учиII. повиновению предводителям. И здесь особое значение имеет пример старших. В процессе воспитания, по Ксенофон-IV. особое внимание должно уделяться не детскому, а юно-шескому возрасту. В «Воспоминании о Сократе» Ксенофонт ми примере педагогической практики этого философа раскры­та i особенности умственного образования юношества, вос-t iim.i-.ui, методическим искусством Сократа.

// иппоп (428/427—348/347 до н.э.) также был учеником Со-kpiiiit, что отразилось и на его взглядах на проблемы воспита­нии и i >i>pa зования молодежи. На базе одного из трех афинских i ими.к пев, которые упоминались ранее, Платон основал фи-'и и |м|>| кую школу — Академию (387), которой сам руководил. Ццм упорядочения организации школьной жизни Платон ис-IHHC юваи водяные часы-будильник, звонком призывавшие в мир. и псиное время учеников к занятиям.

i оцержанис образования в Академии было для того вре-

Mi пи net i.мн разносторонним: здесь обучали математике,

Ннй'В i ппг, астрономии, естествознанию и другим наукам

НИ иючн Методика обучения восходила к сократическим

спим, I порам, диалогам и получила яркое отражение в

MMHiB ииич самого Платона.


                   
   
 
     
     
   
 
 
 
 

62 Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В АНТИЧНОМ МИРЕ

Платон выдвинул идею создания системы государственных школ, оказав сильнейшее влияние на организацию школьного дела в последующую, эллинистическую эпоху. По мысли фи­лософа, в идеальном аристократическом государстве-полисе воспитание детей в семье и школьное обучение должны осу­ществляться под контролем государства и в его интересах. По­лисная власть обязана регулировать даже браки, не допуская заключения их между людьми различных социальных групп. Спе­циальные чиновники должны подбирать пары таких родите-. лей, от которых должно произойти здоровое потомство. Ново­рожденных должны вскармливать общественные кормилицы в государственных воспитательных домах. С 3 лет до 6 целенап­равленное воспитание предполагалось осуществлять особым вос­питательницам на специально оборудованных площадках вблизи храмов. Детям этого возраста Платон рекомендовал пребыва­ние на свежем воздухе и игры, во время которых они должны были приобретать полезные знания и готовность к школьному обучению и будущему своему предназначению. С 7 лет все дети должны были посещать школы, но не частные, а единообраз­ные, государственные.

Содержание образования рекомендовалось то же, что и практиковавшееся в Афинах его времени: с 12 до 16 лет под­ростки должны посещать палестры и гимнасии, а затем для детей элиты в целях подготовки к государственной и воинс­кой деятельности с 18 до 20 лет предполагалась военно-гим­настическая и философская подготовка в эфебии, которую Платон рассматривал уже не как службу в армии, а как сво­еобразное учебное заведение.

Платону принадлежит заслуга осмысления целей и содер­жания школьного образования. В своем позднем сочинении «Законы» образование он трактует как то, что ведет с дет­ства к добродетели, заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим спра­ведливо подчиняться или же начальствовать.

Содержание школьного образования раскрыто во многих диалогах Платона, таких как «Протагор», «Федон», «Государ­ство», «Пир», «Федр», где рассматривается сущность воспи­тания; в «Теэтете» — излагается теория познания; в «Мею/ не» —' высказывается идея о познании как припоминании того, что душа знала до своего земного воплощения. Проблема от­бора и передачи научных знаний у Платона связана с его уче­нием о «мире идей», особом интеллектуальном мире, по сути дела — мире человеческого знания. По мнению Платона, идеи — вечны, а вещи — лишь тени мира идей, которые отражают­ся в мире вещей и не являются истинно существующими.


Востлчние и педагогическая мысль в Древней Греции

Сущность познания заключается в припоминании вечных и неизменных идей. Вечные, божественные идеи, по мысли Платона, являются мощным импульсом, изнутри влияющим на формирование человека. Таким образом, им была постав­лена впервые проблема факторов, влияющих на развитие личности. В соответствии со своим учением о мире идей Пла­тон предлагал окружить ребенка впечатляющими образами прекрасного и доброго, которые должны пробуждать в его душе смутные воспоминания об идеальном мире.

Антисфен (455—360 до н.э.), также один из учеников Со­крата, был основателем материалистически ориентирован­ной философской школы киников. Единственно реальным для Антисфена являлись вещи, имеющие точные наимено­вания, которые и следует уяснить в начале школьного обу­чения, тем самым приближаясь не к миру идей, а к миру

предметных явлений.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.05 сек.)