Тема: Тактическое планирование в логистической системе порта
Цель:Научиться осуществлять тактическое планирование технологии международной перевозки грузов через морской порт.
12.1. Краткие теоретические положения.
Тактическое планирование в порту осуществляется по цепочке, состоящей из некоторого набора операций, позволяющих получить оптимальные решения.
Такая цепочка строится для разработки технологии переработки каждого вида груза в порту.
Студентам предлагается по заданному типу груза построить цепочку тактического планирования по предлагаемой схеме. Задаться необходимыми данными, принять решения промежуточные и окончательные, пропустив программу через ЭВМ.
Составить технологическую схему обработки заданного груза (рис. 12.1.).

Рис. 12.1. Цепочка тактического планирования грузопереработки
Работу проводить по следующим этапам:
1. Выбор вида транспорта из i вариантов (ж.д., ав., реч., возд., и т.д.), выбор вида судна из j вариантов.
2.
Выбор типа подвижного состава из К вариантов.
3. Выбор материальных потоков по кол-ву и поставщикам на основании l договоров.
4. Выбор технологии обработки грузов(повагонная, мелкая отправка и др.)
5. Выбор вида грузовых единиц (упаковка или без неё)
6. Выбор типа перегрузочных средств(краны, перегружатели, тягачи)
7. Выбор технологии переработки грузов для перевозочных q, складских r, перегрузочных s работ.
12.2. Задание на лабораторную работу
Студентам предлагается осуществить тактическое планирование технологии обработки заданного груза в логистической системе порта.
Планирование осуществляется в семь этапов, на каждом из которых студент принимает конкретное решение исходя из принципов:
а) с наименьшими затратами;
б) точно в срок;
в) с соблюдением условий сохранности груза.
При этом учитывается что каждое из принимаемых решений имеет свои положительные и отрицательные стороны, что учитывается в предлагаемых оценочных баллах.
Окончательный результат выполненной работы считается приемлемым, если сумма оценочных баллов соответствует допустимым, по заданному виду груза.
Таблица 12.1
Исходные данные к работе
№
вар
| Номенклатура
грузов
| Возможный
вид упаковки
|
|
|
|
| Овощи свежие
| мешки, ящики, связки, корзины
|
| Материалы отделочные, полимерные, кровельные, гидроизоляционные и герметизирующие
| ящики, рулоны,
без упаковок
|
| Материалы и изделия асфальтовые строительные
| навалом, мешки, ящики, без упак.
|
| Асбест и слюда
| мешки, ящики, без упаковок
|
| Суперфосфат
| навалом, мешки, бумаж. пакеты
|
| Клей
| мешки, ящики, бочки
|
7.
| Металлы щелочные и металлогрузы
| мешки, ящики, без упаковки, бочки
|
8.
| Изделия кондитерские, сахаристые (кроме мучных)
| мешки, ящики, бочки
|
Продолжение таблицы 12.1
|
|
|
| Мясо и субпродукты
| мешки, ящики, бочки
|
| Рыбопродукты соленые, копченые, сушеные
| мешки, ящики,
бочки
|
| Пряжа, нитки всякие, шелк-сырец
| ящики, кипы, тюки
|
| Войлок и изделия войлочные
| мешки, рулоны, кипы, тюки
|
| Галантерея
| мешки, кипы, тюки
|
| Изделия из кожи, волоса, щетины, кроме галантерейных
| мешки, ящики, кипы, тюки
|
| Утиль-сырье
| мешки, ящики, кипы, тюки
|
| Сера
| навалом, мешки, ящики, бочки
|
| Рассада овощная, цветочная, ягодная, цветы живые и срезанные
| ящики, корзины, связки
|
| Рис
| мешки, насыпью
|
| Пшено
| мешки, насыпью
|
| Известняк флюсовый, доломит сырой
| навалом, мешки
|
| Мед
| мешки, ящики, бочки
|
| Кирпич огнеупорный
| ящики, без упаковки
|
| Гипс, известь, мел
| навалом, в мешках
|
| Торф для сельского хозяйства
| навалом, в мешках, ящиках
|
| Птицы живые и пчелы
| ящики, без упаковки
|
| Пшеница
| мешки, насыпью
|
| Свекла сахарная
| ящики, мешки
|
| Кокс каменоугольный
| навалом, мешки
|
| Мазут
| бочки
|
| Газ сжиженый
| баллоны
|
| Балласт для железных дорог
| навалом
|
| Трубы керамические
| ящики, без упаковки
|
| Драгоценные металлы
| ящики
|
12.3. порядок выполнения работы
Этап
Выбрать один из видов транспорта для доставки грузов в порт по таблице 12.2 (наилучший вариант занимает 1 место)
Таблица 12.2
Оценочный этап видов транспорта доставки грузов в порт
Транспорт
| Критерии оценки по видам транспорта
| Место
|
1
|
|
|
Продолжение таблицы 12.2
|
|
|
железнодорожный
речной
автомобильный
трубопроводный
воздушный
морской-морской
|
Экономичность
|
|
железнодорожный
речной
автомобильный
трубопроводный
воздушный
морской-морской
|
Быстрота доставки
|
|
железнодорожный
речной
автомобильный
трубопроводный
воздушный
морской-морской
|
Сохранность груза
|
|
железнодорожный
речной
автомобильный
трубопроводный
воздушный
морской-морской
|
Экологическая безопасность
|
|
Этап
Выбрать тип подвижного состава для доставки заданного груза в порт и тип судна на которое будет перегружаться груз по таблицам № 12.3, 12.4, 12.5, 12.6.
Таблица 12.3
Оценочный этап флота
№
|
Наименование
судна
| Регист-ровый
тоннаж, у/е
| Рабочая
скорость
| Даль- ность
плавания, миль
| Грузовмести-мость
|
полная загрузка, узлов
| баласт, узлов
| навалочных, м3
| кон-
тейнер
TEU
|
| Закарпатье
|
| 12.5
| 13.0
|
| –
| –
|
| Добруш
|
| 12.6
| 13.6
|
|
| –
|
| Г.Крыжанов-ский
|
| 13.0
| 14.0
|
|
|
|
4
| М.Рыльский
|
| 9.0
| 10.0
|
|
|
|
Продолжение таблицы 12.3
| Рубежное
|
| 12.6
| 13.6
|
|
|
|
| Г.Горбатов
|
|
| 16.5
|
| –
|
|
| Механик
Юзвович
|
|
9.0
|
10.0
|
|
|
|
| Иваново
|
|
| 11.5
|
| 7618.8
| –
|
| Донецк
|
| 13.8
| 14.4
|
|
| –
|
| Академик Губер
|
|
15.5
|
16.0
|
|
|
|
Продолжение таблицы 12.3
№
| Наименование судна
| Назна-чение
судна
| Длина, м
| Шири-на, м
| Водо- изме-щение, т
| Дед- вейт, т
| Грузо-подъ-ёмность т
| Мес- то
|
| Закарпатье
| балкер
|
| 22.9
|
|
|
|
|
| Добруш
| балкер
| 196.47
|
|
|
|
|
|
| Г.Крыжа-новский
|
ген. гр.
|
155.2
|
|
|
|
|
|
| М.Рыльский
| ген. гр.
| 124.3
| 16.4
|
|
| –
|
|
| Рубежное
| ген. гр. и кон.
|
117.9
|
16.6
|
|
|
|
|
| Г.Горбатов
| ген. гр.
| 148.57
|
|
|
|
|
|
| Механик Юзвович
|
балкер
|
139.9
|
16.6
|
|
|
|
|
| Иваново
| балкер
| 104.7
| 16.5
|
|
|
|
|
| Донецк
| балкер
| 152.6
| 19.2
|
|
|
|
|
| Академик Губер
|
ро-ро
|
|
19.4
|
|
|
|
|
Таблица 12.4
Оценка ПС ж.д. транспорта
Показатели
| КР
| ПВ
| ПЛ
| ЦС
| Х
| ИВ
|
Грузоподъёмность, т
|
|
|
|
|
| 4.9
|
Масса тары, т
|
| 22.4
|
| 22.2
|
|
|
Длина по осям сцепления автосцепок, мм
|
|
|
|
|
|
|
Объём кузова, м3
|
|
| 18.5
| 61.2
|
| 117/82
|
Площадь пола, м3
|
| 34.2
| 36.8
| –
|
| 43.6
|
Число осей
|
|
|
|
|
|
|
Стоимость в оценочных баллах (1-6)
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 12.5
Оценка воздушного флота
Характеристики в баллах
| Боинг-747
| Самолет грузовой
| Вертолеты
| Дирижабли
|
Весовая характеристика
|
|
|
|
|
Скоростная характеристика
|
|
|
|
|
Дальность полета
|
|
|
|
|
Доставка грузов в труднодоступные районы местности
|
|
|
|
|
Таблица 12.6
Оценка ПС автотранспорта
Наименование
| Авто-погрузчик
| Цистерна
| Самосвал
| Контей-неровоз
| Автопоезд
|
Максимальная скорость
движения, км/ч
|
|
|
|
|
|
Собств. масса, т
| –
| 8.48
| 10.96
| 7.2
| 7.08
|
Полная масса, т
|
|
|
| –
|
|
Погруз. высота, мм
|
| –
|
|
|
|
Грузоподъём-ность, кг
|
|
|
|
|
|
Модели
| 4014Д
| ТЦ-6А
| КАМАЗ-55102
| ЗИЛ-1381-76
| КАМАЗ-5320
|
Этап
Из таблицы 12.7 выбрать вид договора по которому осуществляется поставка грузов в порт.
Таблица 12.7
Идентификация корреспонденции материальных потоков
№
п/п
| Наименование
договора
| Грузы, перевозимые по данному договору
| Оценоч-ный балл
|
|
|
|
|
| контракт на поставку сырой нефти наливом
| нефть, мазут, дизельное топливо
|
|
| контракт на поставку чугуна
| чугун в чушках, слитки, слябы, блюмы
|
|
| контракт купли-продажи хромовой руды
| железная руда, марганцевая руда, хромовая руда, никелевая руда
|
|
4
| договор поставки пиломатериалов
| брус, доска обрезная, доска необрезная
|
|
Продолжение таблицы 12.7
|
|
|
|
| контракт на поставку инструментов
| контрольно-измери-тельная аппаратура
|
|
|
контракт на поставку оборудования
| станки, краны, подъемно-транспортное оборудование, трансформаторы, генераторы, электродвигатели, насосы, турбины
|
|
| договор на поставку средств транспорта
| автомобили легковые, автомобили грузовые, локомотивы
|
|
|
договор поставки запасных частей
| коленчатый вал, распределительный вал, воздушный фильтр, масляный фильтр, аккумулятор
|
|
Этап
Исходя из возможности массовых поставок заданного груза выбрать технологию и способ организации обработки грузов:
1. Переработка повагонными партиями – 1 балл
2. Переработка груза мелкими партиями – 2 балла
Этап
Выбор вида грузовых единиц из n вариантов (табл. 12.8).
Таблица 12.8
Оценка грузовых единиц в баллах
№ п/п
| Наименование
| Затраты на упаковку
|
| мешки
|
|
| ящики
|
|
| корзины
|
|
| кипы
|
|
| навалом, насыпью
|
|
| рулоны
|
|
| связки
|
|
| без упаковки
|
|
| бумажные пакеты
|
|
| бочки
|
|
Этап
Выбрать тип перегрузочных машин для перегрузки заданного груза в выбранный тип судна по прямому варианту.
Таблица 12.9
Выбор перегрузочных машин
Транс-
портное
средство
| Грузо-подъем-
ность, т
| Произво-
дитель-
ность, т/ч
|
Универсальность
| Стои-мость,
грн.
|
|
|
|
|
|
Гусе-ничный
кран
|
|
| Может работать как от собственной дизель-электрической установки, так и получать питание от внешней силовой электросети
|
|
Авто-погруз-чик
|
3,2
|
34,6
| Универсальность определяется большим числом сменных грузозахватных приспособлений. Они требуют относительно малых капитальных вложений, которые окупаются в течение короткого срока
|
| |
Плавучий
кран
|
1,25
|
| Может выполняться в разнообразном исполнении с учетом возможности транс-портировки их по железной дороге к месту сборки или на плаву
|
| |
Электро-
погруз-чик
|
3,2
|
25,6
|
См. автопогрузчик
|
| |
Ленточный
конвейер
|
–
|
|
Скорость перемещения груза
|
| |
Аэро-желоб
|
–
|
| Для транспортировки с необходимым уклоном цемента и других хорошо аэрируемых материалов
|
| |
Пневма-тический
раз-
грузчик
всасы-
вающего
действия
|
–
|
| При их применении можно осуществлять перегрузку материалов из железнодорожного вагона непосредственно в складские емкости с помощью одной машины
|
| |
Вагоно-опроки-дыватель
|
|
| Установка груженого полувагона в ротор вагоноопрокидывателя производится толканием, управляемым оператором
|
| |
| | | | | | | | | |
Продолжение таблицы 12.9
|
|
|
|
| |
Порталь-ный кран "KONE"
|
|
| Грузоподъемные машины, у которых поворотная часть монтируется на высокой раме портала. Предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ в речных и морских портах при перегрузке сыпучих и штучных грузов в судах и вагонах
|
| |
Насосы
судовые и
береговые
|
–
|
| Предназначены для транспортировки цемента на расстояния до 200 м
|
| |
Погрузчик
с гидрав-лическими
прижима-ми
|
0,25
|
| Предназначен для погрузки в кузов автомобиля-крана, раз-грузки и укладки его в штабеля. Кран консольного типа, поворотный, устанавливается на автомобиле между кабиной и платформой с гидравлическим приводом внешних опор
|
|
Пере-движной
роликовый конвейер
|
–
|
| Широко применяются на складах с многоярусным хранением грузов в виде гравитационных накопителей грузов в высотных автоматизированных складах при подаче груза к кранам. Имеет легкую конструкцию с рамой, опирающейся на ходовые колеса и приспособлением для изменения высоты подъема груза
|
|
Зерно-
перегру-жатель
|
|
| Разгрузка судов с зерном в морских портах по прямому варианту судно – склад, судно – вагон
|
|
| | | | | | | | | |
Этап
На этом этапе разрабатывается технология непрямого варианта, когда груз принимается сначала в склад, накапливается, перерабатывается, а затем доставляется на причал для перегрузки в судно. Необходимо описать тип склада для заданного груза, тип механизма из таблицы 9 для транспортировки в склад, а затем на причал и тип перегрузочного механизма для погрузки в судно.
12.4. дополнительные указания
Выбор оптимального варианта переработки заданного вида груза осуществляется с учётом главных логистических принципов:
1. Минимальные затраты.
2. Точно в срок.
3. Безусловная сохранность груза.
12.5.требования к оформлению отчёта
Отчёт студенты оформляют в следующей последовательности:
1.Цель работы.
2.Описание метода тактического планирования с изображением цепочки.
3.Описание технологии переработки груза с подробным описанием прибывающего вида транспорта и типа ПС, поступление в склад (с указанием его типа и чем его доставляют) или выгрузка по прямому варианту, сочетающую и погрузку в судно. Технология должна иметь вид текста, а не набор наименований с их величинами.
При непрямом варианте предоставляют технологию переработки заданного груза через склад.
12.6.Контрольные вопросы
1. Для чего строится цепочка тактического планирования?
2. Какие логистические критерии вы знаете?