Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Концепция и функции логистики





Изучение данной темы осуществляется в разрезе следующих вопросов:

• концептуальные положения логистики;

• участники процесса управления материальными потоками в экономике и их логистические функции;

• функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, фи­нансами и планированием производства.

Изучение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода, новизна которого заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяй­ственной деятельности в пользу усиления значимости деятель­ности по управлению материальными потоками.

Концепция логистики представляет собой систему взгля­дов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации материальных потоков. Основные положения названной системы взглядов - предмет первого вопроса данной темы. При этом концепция логистики представлена следующи­ми положениями:

реализация принципа системного подхода;

учет логистических издержек на протяжении всей логи­стической цепочки;

гуманизация технологических процессов, создание совре­менных условий труда;

развитие услуг сервиса на современном уровне;

способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Понимание материала следующего вопроса этой темы позво­ляет выделять из всех субъектов экономики структуры, имею­щие самое непосредственное отношение к продвижению матери­ального потока:

— транспортные предприятия общего пользования, различ­ные экспедиционные фирмы;

— предприятия оптовой торговли;

— коммерческо - посреднические организации;

— предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции.

Деятельность перечисленных участников наиболее суще­ственно влияет на характеристики сквозных материальных по­токов, поэтому именно она изучается в настоящем курсе. Это следует ясно понимать, так как к процессу управления сквозны­ми материальными потоками имеют отношение и другие субъ­екты экономики, например, банки, страховые компании и т. п. Однако временные рамки курса не позволяют развернуто изу­чить финансовое, страховое и другие виды обеспечения логи­стических процессов.



Во втором вопросе темы очерчен круг логистических функ­ций,* выполняемых основными участниками в процессе упра­вления материальными потоками, то есть показано, кто и что делает для того, чтобы материальный поток попал от первич­ного источника сырья к конечному потребителю. При этом под логистической функцией понимается укрупненная группа логи­стических операций, направленных на реализацию целей логи­стической системы.


* В рамках настоящего курса под термином функция понимается совокуп­ность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, также имеющих опреде­ленную цель.

К логистическим функциям относят работы, выполнение ко­торых является необходимым условием того, чтобы по материалопроводящей цепи пошел поток. Состав таких работ несложно наметить. Очевидно, вначале необходимо выяснить потребность в материалах, затем договориться о поставке, перевезти гру­зы, организовать их хранение, продвижение внутри предприятия (возможно, в процессе производственной переработки), а затем выполнить комплекс работ по сбыту.

На макроуровне перечисленные, а также ряд других работ распределяются между транспортными, оптовыми, посредниче­скими и производственными предприятиями. Участники логи­стического процесса на микроуровне, то есть на уровне отдель­ного предприятия, охарактеризованы в следующем, третьем во­просе. К таким участникам относят службу маркетинга, служ­бу планирования производства, службу финансов и, конечно же, службу логистики. Изучение функциональной взаимосвязи логи­стики с маркетингом, финансами и планированием производства формирует представление о месте логистики в функциональной структуре предприятия. Понимание этого вопроса базируется на знании состава функций служб маркетинга и экономического анализа.

По данной теме студентам вузов и техникумов рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:

— изучить организационную структуру предприятия (по ли­тературным источникам либо на материалах конкретной фир­мы), выявив при этом службы, реализующие те или иные функ­ции логистики;

— оценить возможность выделения единой логистической службы;

— наметить состав ее функций;

— оценить целесообразность реорганизации предприятия;

— обозначить факторы, которые могут оказать сдерживаю­щее влияние на преобразование организационной структуры.

Студенты вечернего и заочного отделений изучают систему управления потоками на тех фирмах, где они работают. С пред­ложениями по преобразованию предприятия в соответствии с концепцией логистики желательно ознакомить руководство фир­мы. Предложение и соответствующее мнение руководства могут стать предметом обсуждения и анализа на одном из последую­щих семинаров.

 

Тема 3 «Материальные потоки и логистические опе­рации» изучается в разрезе следующих вопросов:

• понятие материального потока;

• виды материальных потоков;

• логистические операции на разных стадиях движения ма­териального потока.

Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Введение этой категории позволило увязать разрозненные процессы, протекающие у различных собственников (или же в различных подразделениях одного предприятия), единой функ­цией управления, упорядочить эти процессы, получив тем са­мым существенный экономический выигрыш. В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (понятие логи­стической операции рассматривается ниже).

Развивает представление о материальных потоках изучение их классификации, которая представлена в курсе в разрезе следующих признаков:

- натурально-вещественный состав потока: одноассортиментные и многоассортиментные;

- различие массы или объема: массовые, крупные и средние;

- степень совместимости грузов различной номенклатуры;

совместимые и несовместимые;

- удельный вес груза: тяжеловесные и легковесные;

- способ затаривания: грузы в контейнерах, ящиках, мешках и т. д.;

- по отношению к логистической системе: внешние, вну­тренние, входящие и выходящие.

Материал последнего вопроса темы формирует представле­ние о логистических операциях как совокупности действий, на­правленных на преобразование материального и/или информа­ционного потоков. К логистическим операциям относят погрузку, транспортировку, разгрузку, укладку на хранение и отборку из мест хранения, укладку в тару, формирование грузового па­кета, а также многочисленные другие операции, совершаемые в процессе продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей по материалопроводящей цепи.

Классифицируют логистические операции по следующим признакам:

— переход права собственности на товар: с переходом, без перехода;

— изменение потребительских свойств: с добавленной стои­мостью,без добавленной стоимости;

— природа потока: с материальным потоком, с информационным потоком.

В рамках самостоятельной работы по данной теме студентам рекомендуется выделить в окружающей экономической среде ма­териальные потоки, относящиеся к различным классификационным группам, и описать их. При этом желательно подыскать примеры для каждой классификационной группы. Ту же работу рекомендуется проделать и по логистическим операциям.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)