Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 9. Распределительная логистика





В рамках данной темы рекомендуется разобрать следующие вопросы:

• сущность и задачи распределительной логистики;

• взаимосвязь распределительной и закупочной логистики, распределительной логистики и маркетинга;

• логистические каналы и логистические цепи;

• пример логистически организованной системы распределе­ния товаров.

Физическое распределение произведенного или закупленного продукта является значимой областью логистики и имеет выраженную функциональную специфику. Термин «распределение», использованный в названии изучаемой темы, имеет широкое применение как в науке, так и в практике. Например, эконо­мическая наука широко использует термин «распределение» в значении - фаза общественного воспроизводства. Изучение пер­вого вопроса темы формирует понимание специфики распределе­ния в логистике как комплекса взаимосвязанных логистических функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.

Материал первого вопроса раскрывает также состав ком­плекса задач по управлению материальными потоками на участ­ке поставщик — потребитель, решаемых как на уровне предпри­ятия (микроуровень), так и на уровне региона, страны (макро­уровень).

На микроуровне это такие задачи, как определение логи­стических целей процесса реализации, обеспечение технико-технологической сопряженности участников логистических про­цессов при планировании реализации, выбор тары и упаковки в распределительных процессах и др. При этом основной целью изучения является понимание необходимости интеграции раз­личных подразделений предприятия, участвующих в решении этих задач.

В данной теме изучается также состав задач распределения, решаемых на макроуровне, то есть на уровне территории регио­на, страны, группы стран. К таким задачам относят:

— выбор схемы распределения материального потока;

— определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;



— определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, обла­сти, страны, материка или всего земного шара.

Изучение второго вопроса темы позволяет понять значение согласованности в логистической деятельности службы закупок покупателя и службы распределения поставщика.

Далее в историческом и содержательном аспектах рассма­тривается взаимосвязь логистики с маркетингом. Данный во­прос особенно важен, так как целевой аудитории учебника читается курс маркетинга, в котором также рассматриваются про­блемы рациональной организации товародвижения. Работа над настоящим вопросом формирует понимание различий между изучаемыми дисциплинами в разрезе объекта, предмета и со­вокупности применяемых методов.

Предмет третьего вопроса данной темы - логистические каналы и логистические цепи. Из курса маркетинга известно понятие канала распределения. Логистика также широко ис­пользует это понятие, так как выбор канала определяет тот путь, по которому материальный поток попадает к конечному потребителю. Например, поток, выходящий с промышленного предприятия, как правило, представлен крупными партиями однородных грузов. В таком виде направить его непосредственно потребителю нельзя - резко возрастут разнообразные издерж­ки. Поэтому канал должен включать посредников, выполняю­щих функцию накопления запасов и подбора потребительского ассортимента. После принятия решения о канале распределения необходимо сформировать логистическую цепь, то есть выбрать конкретных участников логистического процесса - конкретного перевозчика, посредника, страховщика и т. д.

Изучая данный вопрос, необходимо осознать два основных положения. В о - п е р в ы х, что от выбора логистического канала и логистической цепи существенно зависит себестоимость това­ра, попавшего к конечному потребителю. В о – в т о р ы х, что са­ма возможность выбора как канала, так и цепи, в свою очередь, зависит от насыщенности экономического пространства разно­образными субъектами, осуществляющими те или иные функ­ции логистики, то есть от степени развития инфраструктуры товарного рынка.

В целом изучение восьмой темы дает представление о рас­пределении материального потока как о самостоятельной, специ­фической области логистики, формирует знание состава задач, решаемых в процессе распределения, а также навыки решения наиболее существенных из них.

По этой теме студентам рекомендуется самостоятельно ис­следовать распределительную систему конкретной фирмы в пла­не анализа степени рациональности решения задач, освоенных в процессе изучения темы, обратив внимание на следующие во­просы:

1. Поставлена ли задача сквозного управления материальными потоками, если да, то на каком уровне управления сформу­лирована эта задача.

2. Есть ли экономический компромисс между участниками процесса распределения.

3. Насколько согласована по своим параметрам техника, ис­пользуемая в исследуемой системе распределения.

4. Резервы логистической оптимизации исследуемой системы распределения.

5. Возможный эффект от логистической оптимизации данной системы.

 

Тема 10 «Транспортная логистика» представлена следующими вопросами:

• сущность и задачи транспортной логистики;

• выбор вида транспортного средства;

• транспортные тарифы и правила их применения.

Транспорт - отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Значительная часть ло­гистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя осу­ществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% or суммы общих затрат на логистику. Согласование действий по управлению материальными потоками в процессе осуществле­ния больших объемов перевозок является предметом транспорт­ной логистики. Актуальность транспортной логистики обусло­влена необходимостью транспортировать все возрастающие по­токи грузов без соответствующего увеличения количества осу­ществляющего перевозки транспорта.

При изучении первого вопроса темы формируется понимание специфики управления материальными потоками на транспорт­ных участках.

К задачам транспортной логистики относят:

— создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

— совместное планирование работы различных видов транс­порта (в случае смешанных перевозок);

— совместное планирование работы транспорта и смежных производственных и складских звеньев;

- задачи разработки оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта, а. также ряд других.

Распространенной задачей транспортной логистики являет­ся выбор транспортного средства для осуществления перевозки. Изучение второго вопроса темы знакомит с основными преимуществами и недостатками различных видов транспорта. При этом автомобильный, железнодорожный, водный, трубопроводный и воздушный транспорт оцениваются в разрезе следующих факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

- стоимость перевозки;

- время доставки;

- частота отправлений груза;

- надежность соблюдения графика доставки;

- способность перевозить разные грузы;

- способность доставить груз в любую точку территории.

Завершает изучение темы знакомство с системой транспорт­ных тарифов.

Самостоятельная работа, рекомендуемая по данной теме, включает:

- изучение нормативной базы функционирования транспор­та;

- знакомство с организацией работы транспорта на конкрет­ной фирме;

- разработку рациональных маршрутов движения транс­порта для системы распределения фирмы;

- разработку и обоснование предложений по повышению эффективности использования транспорта (собственного или на­емного) за счет усиления логистических связей фирмы со своими партнерами.

 

Тема 11 «Информационная логистика» изучается в разрезе следующих вопросов:

• информационные потоки в логистике;

• информационные системы в логистике;

• принципы построения информационных систем в логисти­ке;

• информационные технологии в логистике;

• использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов.

Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила, в основном, благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных. Изучение пер­вого вопроса данной темы позволяет уточнить представление об информации (понятие информации используется чрезвычай­но широко в науке, практике, повседневной жизни, в связи с чем зачастую трактуется неоднозначно).

В основе процесса управления материальными потоками ле­жит обработка инфюрмации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока. Количество те­лефонных звонков, связанных с поступлением товаров в сутки; количество требующих обработки накладных, поступающих с товаром в неделю; количество информации о проходящем через складской участок потоке грузов, поступающей на компьютер участка в единицу времени - все это информационные пото­ки, от рациональности управления которыми напрямую зависит эффективность управления материальными потоками.

Информационные потоки являются специфическим объектом, для управления которым необходима разработка самостоя­тельных, так называемых информационных систем. Объяснению сущности этих систем, их месту и роли в общей системе упра­вления материальными потоками посвящен следующий вопрос темы. Студенты познакомятся с информационными системами, позволяющими эффективно управлять материальными потоками как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне це­лого региона, страны или группы стран.

Принципы построения информационных систем - предмет следующего вопроса. К ним относят:

— принцип использования аппаратных и программных мо­дулей;

— принцип возможности поэтапного создания системы;

— принцип четкого установления мест стыка;

— принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения;

— принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек—машина».

Область науки и практики, связанная с технико-технологиче­скими аспектами хранения, обработки и передачи экономической информации, динамично развивается. Совершенно неразвитая в середине 80-х годов в России технология автоматизированной идентификации штриховых товарных кодов сегодня становится обязательной на отечественном рынке (например, «Положение о внедрении штрихового кодирования продукции на потребитель­ском рынке г. Москвы» — постановление Правительства Москвы от 7 мая 1996 г.). Материал следующего вопроса знакомит с принципами построения штриховых товарных кодов:

EAN-13 и EAN-8 (Европейский товарный код) и UPC - универсальный товарный код (США и Канада). Особое внимание при изучении темы уделяется пониманию преимуществ, которые создает использование штриховых товарных кодов на всех этапах движения материального потока: в про­изводстве, в складском хозяйстве, в розничной торговле.

В логистических процессах объектом управления чаще все­го является грузовой пакет, включающий в себя десятки, а то и тысячи товарных единиц. Отсутствие единообразия и согласо­ванности участников логистических процессов в вопросах коди­рования, маркировки и идентификации этих пакетов существен­но снижает показатели логистики. В этой связи международной ассоциацией EAN разработан и в настоящее время начинает широко применяться единый стандарт на маркировку грузовых па­кетов, основанный на использовании кода UCC-128. В настоящей теме студенты познакомятся с системой кодирования и маркировки грузовых единиц, поймут преимущества использования в логистике современных информационных технологий.

По данной теме студентам рекомендуется провести следую­щую самостоятельную работу:

— познакомиться с информационной системой, обеспечиваю­щей управление материальными потоками на конкретном пред­приятии;

— проанализировать информационную систему предприятия в плане ее соответствия принципам построения информацион­ных систем;

— на качественном уровне оценить резервы повышения эф­фективности управления материальными потоками на предпри­ятии, которые можно вскрыть за счет совершенствования ин­формационной системы;

— ознакомиться с техникой и технологией обработки инфор­мации на предприятии;

— используя литературные источники, познакомиться с си­стемами, обеспечивающими обмен информацией между участ­никами логистических процессов на внутригосударственном и межгосударственном уровнях.

Студенты вечернего и заочного отделений знакомятся с си­стемами обработки информации, функционирующими на пред­приятиях по месту работы. При этом необходимо проанализи­ровать как систему, действующую внутри предприятия, так и систему более высокого порядка, обеспечивающую обмен информацией между предприятием и другими участниками логистиче­ского процесса: транспортными организациями, поставщиками и покупателями товаров (в том числе и зарубежными).

Анализ необходимо завершить разработкой конкретных предложений по совершенствованию управления информацион­ными потоками на микро- и макроуровне.

В теме 12 «Запасы в логистике» изучаются следующие основные вопросы:

• понятие материального запаса;

• причины создания запасов;

• виды материальных запасов;

• определение оптимального объема заказываемой партии.

Материальный поток на пути движения от первичного источ­ника сырья к конечному потребителю периодически задержива­ется, превращаясь при этом в материальные запасы, которые могут быть существенно снижены за счет правильного разме­щения в звеньях материалопроводящей цепи, а также за счет согласованных действий участников логистических процессов. Как свидетельствует практика, применение логистики позво­ляет сокращать до 70 процентов запасов. Названное снижение обеспечивает основную часть экономического эффекта от при­менения логистики, что делает актуальным изучение запасов в курсе читаемой дисциплины.

В данной теме студенты знакомятся с понятием материаль­ного запаса, с основными видами создаваемых на пути движения материального потока запасов.

Изучение первых двух вопросов формирует понимание про­блемы, связанной с содержанием запасов. С одной стороны, со­здание запасов всегда сопряжено с расходами: замороженные финансовые средства, оплата специальных помещений, оплата труда специального персонала, постоянный риск порчи, хище­ния и т. д. С другой стороны, отсутствие запасов, как правило, ведет к потерям: например, потери от простоя производства в результате возможных нарушений графика поставки, или поте­ри от отсутствия товара в момент предъявления спроса и т. п. Кроме того, наличие запасов позволяет снизить ряд издержек, например, издержки, связанные с оформлением заказа. Имеются и другие причины, по которым предприниматели идут на созда­ние запасов.

Следующий вопрос темы посвящен методам определения оптимального размера запасов, позволяющим увязать размер за­казываемой партии с размером транспортных издержек и издер­жек на хранение запаса.

На практических занятиях по данной теме рекомендуется изучить распространенные методы контроля за состоянием за­пасов, применяемые в логистике:

метод контроля за состоянием запасов с фиксированной периодичностью заказа, применяется в случае, когда условия поставки позволяют получать заказы разными по величине пар­тиями, когда потери от случайно возникшего дефицита сравни­тельно невелики, а также если сравнительно невелики расходы по размещению заказа;

метод контроля за состоянием запасов с фиксированной величиной заказываемой партии. На практике метод применя­ется в случае, если в результате отсутствия запаса могут воз­никнуть большие потери, а также в случае высоких издержек по хранению запаса и высокой стоимости заказываемого товара.

В рамках данной темы студентам рекомендуется провести следующую самостоятельную работу:

— познакомиться с зарубежными системами управления за­пасами;

— проанализировать практику управления запасами на кон­кретной фирме.

Тема 13. Склады в логистике.В рамках данной темы студенты изучают следующие вопросы:

• склады, их определение и виды;

• функции складов;

• краткая характеристика складских операций;

• грузовая единица — элемент логистики.

Наиболее типичными объектами в цепи, которую проходит материальный поток начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, являются склады, под кото­рыми понимают здания, сооружения и разнообразные устрой­ства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Все множество разнообразных скла­дов делят на д в е о с н о в н ы е г р у п п ы :

— склады на участке движения продукции производственно-технического назначения;

— склады на участке движения товаров народного потребле­ния.

Материал первого вопроса знакомит с различными видами складов внутри каждой из названных групп.

Изучая следующий вопрос, студенты узнают, какие комплек­сы работ выполняются на складах различных видов, продолжая тем самым формировать у себя целостное представление о системе, обеспечивающей прохождение материального потока от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Во втором вопросе раскрывается взаимосвязь эффективности функционирования материалопроводящей цепи и склада как од­ного из ее звеньев. Суть связи заключается в следующем. Чем бо­лее развиты логистические связи в материалопроводящей цепи, тем эффективнее работа склада как звена этой цепи. С другой стороны, сама возможность логистической организации матери­алопроводящей цепи в существенной степени зависит от развития логистики внутри составляющих ее звеньев, в том числе и складов.

Третий вопрос темы знакомит студентов со складскими опе­рациями, в том числе и с методами их выполнения в современных складских системах, отличающихся высокой степенью механиза­ции и автоматизации технологических процессов.

Грузовая единица - некоторое количество грузов, кото­рые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовые единицы, подобно детским кубикам в картонной коробке, должны без остатка занимать любые предназначенные для них площади и объемы, например, площадь стеллажа или площадь кузова автомобиля или вагона. Как это сделать - студенты узнают, изучив четвертый вопрос темы, который, раскрывая роль грузовых единиц как связующего эле­мента в логистических процессах, продолжает ввязывать склад в макрологистический процесс.

В рамках данной темы студентам рекомендуется выполнить следующую самостоятельную работу:

— познакомиться с зарубежным опытом организации склад­ского хозяйства,

— познакомиться с работой склада конкретной фирмы, со­ставить схему материальных потоков для этого склада, выявить факторы, определяющие порядок прохождения материальных потоков внутри склада, а также факторы, наиболее существенно влияющие на стоимость складской грузопереработки;

— оценить степень технической и технологической согласо­ванности внутрискладского процесса с процессами грузоперера­ботки у партнеров (поставщики, покупатели, транспорт);

— предложить меры по усилению логистических связей в ма­териалопроводящей цепи, звеном которой является изучаемый склад.

Студентам вечернего и заочного отделений исследование рекомендуется сделать на базе организаций, в которых они рабо­тают.

Тема 14. Сервис в логистике. Основные вопросы этой темы:

• понятие логистического сервиса;

• формирование системы логистического сервиса;

• уровень логистического сервиса.

Повышение конкурентоспособности предприятия возможно не только за счет улучшения качества выпускаемого продукта, а и за счет повышения качества поставки. Материал первого вопроса данной темы очерчивает понятие логистического сервиса, определяя ею как комплекс услуг, оказываемых в про­цессе поставки товаров. В этом же вопросе перечисляются и характеризуются всевозможные логистические услуги, дается классификация работ в области логистического сервиса: пред­продажные работы, работы по оказанию логистических услуг, оказываемые в процессе продажи товаров, а также послепродаж­ный логистический сервис.

Материал следующего вопроса темы создает у студента представление о последовательности действий, позволяющей сформировать на фирме систему логистического сервиса:

- сегментация потребительского рынка;

- определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

- ранжирование услуг, входящих в составленный перечень;

- определение стандартов услуг в разрезе отдельных сег­ментов рынка;

- оценка оказываемых услуг;

- установление обратной связи с покупателями.

Принятие обоснованных решений в сфере деятельности по оказанию логистических услуг возможно лишь в том случае, если на предприятии разработаны количественные методы определения уровня логистического сервиса. Понятие «уровень логи­стического сервиса» и методы расчета этого показателя рассмотрены в третьем вопросе.

Повышая уровень логистического сервиса, предприятие не­сет определенные затраты, причем чем выше уровень сервиса, тем дороже обходится его наращивание. С другой стороны, сни­жая уровень логистического сервиса, предприятие теряет позиции на рынке, что в свою очередь оборачивается экономическими потерями. Затраты на сервис и потери на рынке от его снижения — категории однокачественные. Добиться значения их суммарного минимума – значит найти оптимальный для данных условий уровень логистического сервиса.

По данной теме рекомендуется следующая самостоятельная работа:

— изучение рынка какого либо товара с целью анализа оказываемых на этом рынке логистических услуг. Например, ана­лиз логистического сервиса на местном рынке металлопроката (по материалам рекламных изданий);

— самостоятельная разработка метода оценки уровня логи­стического сервиса для конкретной фирмы.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (727)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)