К концу обучения дети должны знать1. Названия гласных и согласных звуков и букв. 2. Определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог. 3. Чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и 4. Графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ 5. Правописание предлогов и приставок. К концу обучения дети должны уметь. 1. Различать гласные и согласные звуки. 2. Различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания 3.Определять ударные и безударные гласные, слоги. 4. Определять в словах место и последовательность звука: 5. Определять количество звуков в словах, слогов в словах, 6. Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и 7. Графически обозначать звуки, слоги и слова. Таким образом, в ходе проведения поэтапной работы учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки по формированию языкового анализа и синтеза. Использование в работе материалов данного комплекта пособий позволит учителю-логопеду в течение года пронести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка. Ниже приводится план работы учителя-логопеда по каждому периоду обучения при коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и конспекты коррекционных логопедических занятий по устранению ошибок при данном виде дисграфии.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПРИ ДИСГРАФИИ, ОБУСЛОВЛЕННОЙ НАРУШЕНИЕМ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ЗАНЯТИЕ 1 Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А. Цели и задачи: учить детей четкому произношению звука; соотнесению звука с буквой и символом; печатанию буквы А, написанию элементов заглавной и строчной рукописной и печатной буквы А; выделению звука А среди сочетаний гласных, слогов и слов; развивать простые формы звукового анализа и синтеза; зрительное восприятие, мышление, память, оптические представления; формировать навыки употребления существительных в косвенных падежах. Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); элементы рукописной и строчной букв А; карточки с записью имен для индивидуальной работы; предметные картинки для составления рассказа; демонстрационные картинки, изображающие мальчика и девочку; альбомы.
Ход занятия 1. Оргмомент 1. Развитие зрительного внимания (задание I.e. 3). Картинки: аист, стоящий на крыше дома; лесенка с одной перекладиной; клоун, широко расставивший ноги (все изображения напоминают букву А). 2. Сформулировать и записать на доске тему занятия. II. Основная часть 1. Произнесение звукаА. Соотнесение звука с буквой. Знакомство с символом и артикуляционной моделью. Знакомство с характеристикой звука А и нормой произношения. 2. Выделение звука А на слух: а) из ряда гласных - у, а, о, ы, и, а, у, э, а;
б) из сочетания гласных - ау, ао, ау, иа, оэ, ыа, аы; в) из слогов - ам, ув, ор, ип, ак, уф, эт; г) из слов - азбука, аист, уха, уши, астры, зонт, дым, шум,дыра. При работе можно использовать звуковые линейки или звуковые схемы. 3. Развитие зрительного восприятия и оптических представлений. Дефектолог: К нам на занятие спешила буква А. Но по дороге с ней случилась беда - она рассыпалась. Соберите букву, (элементы даются в двух шрифтах) в следующем порядке: печатная строчная, печатная заглавная, рукописная строчная, рукописная заглавная. Элементы букв: а, А, а. 4. Припоминание и дифференциация мужских и женских имен. Закрепление норм орфографии. Дефектолог: Вставьте пропущенную букву А и прочитайте имена, записанные на карточках. Помогите девочке и мальчику разделить их на две группы: мужские и женские. (Дефектолог выставляет на доску изображение мальчика и девочки.) Запись на карточках:
-ртём _лл_ _гриппин_ _лён_ _лексей _ня
__н_ст_сия _лекс_ндр ндрей
Полосатая лошадка – Вся как детская тетрадка. Нет ни кляксы, ни пятна. В Африке живет она. (Зебра) Лежит пузан на сельской грядке, Сверху зелено, а внутри сладко. (Арбуз) Не поедет без бензина Ни автобус, ни ... (машина). 6. Физминитка. Пальчиковая гимнастика - «Замок», «Зайка и барабан», «Зайка и зеркало». 7. Развитие звукового анализа на уровне предложения. Они пропустили в словах букву А. Посмотрите, что у них получилось. Помогите им: вставьте в слова букву А и прочитайте предложения. Запись на доске: М__ м__ купил__ в м__ г__ зине в__ ту. Около дом__ стоит ___ втомобиль. Соб__ к__ сидит около будки. В з__ боре был__ огромн__ я дыр_ у 8. Развитие связной речи. Дефектолог: Посмотрите на картинки и составьте по ним сказку о зайце и зайчатах (выставляет картинки). (Учащиеся первого класса составляют сказку устно и называют слова со звуком А, определяют положение звука и буквы в слове. Учащиеся второго и третьего класса записывают слова или предложения по заданию логопеда.) Картинки: заяц, избушка, капуста, репа, огород, картофель, кабачки. Игрушки: пирамидка, кукла, машина, зайчата, баран, лиса, кабан. Приблизительный текст сказки. На лесной опушке в старой избушке жил заяц со своими зайчатами. У него был огород. Там он выращивал кабачки, капусту, репу и картофель. Осенью заяц собрал богатый урожай и пригласил в гости своих друзей. Лиса принесла для зайчат пирамидку, кабан и баран принесли куклу и машину. Зайчата были рады. Заяц угощал зверей свежими овощами. III. Итог занятия (задание 3, с. 3) Дефектолог: Назовите и запишите сначала названия овощей и фруктов с буквой А в середине слова, затем - с буквой А в начале слова и в конце слова. Дайте характеристику звуку А. ЗАНЯТИЕ 2 Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. Цели и задачи: познакомить детей с буквой У, учить соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четкое произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У; развивать у детей навык письма; тренировать детей в понимании смысла пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь. Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописном шрифтах, пособие «Уля в лесу», карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста» (в обработке О. Капицы), карточки разных цветов; альбомы. Ход занятия /. Орг момент 1. Развитие зрительного восприятия. Дефектолог: Рассмотрите карточки разных цветов и составьте из них пары. Назовите цвета карточек. Объясните свое решение. Карточки: синий - голубой черный - серый фиолетовый - сиреневый желтый - лимонный бежевый - коричневый розовый - малиновый красный - бордовый зеленый - болотный Дефектолог: Рассмотрите предметные картинки (задание 1, с. 4). Подберите к ним цвет и запишите получившиеся словосочетания. Укажите место буквы У в словах. Картинки: уж, туча, парусник, сумка, жук, лук. 2. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске. Дефектолог: Послушайте получившиеся словосочетания и определите гласный звук, который повторяется во всех словосочетаниях. (Звук У.) II. Основная часть
1. Произношение звука У хором, индивидуально перед зеркалом. Знакомство с нормой артикуляции и характеристикой звука.
Звук У — гласный, тянется, поется, не встречает при образовании преграды для выдыхаемого воздуха. 2.Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами). Дети поднимают руку или символ для его обозначения на услышанный звук У: а) из ряда гласных - у, а, о, у, э, ы, а, и, у, о, у; б) из ряда слогов - ту, но, ну, ку, ак, ув, об, уб, ду, до; в) из ряда слов - гусь, утро, он, так, руль, стук, руки, рак. 3. Развитие зрительного восприятия (задание 2. с. 4). Дефектолог: Рассмотрите картинку и назовите спрятавшиеся предметы. Контурные изображения предметов: лук, утка, петух, губы, утюг, груша. 4. Развитие навыков сравнения и обобщения. Дефектолог: Объедините картинки в пары по какому-либо признаку: утка - петух (птицы); утка — утюг (звук У в начале слова); утюг - губы (слова состоят из 2 слогов и 4 звуков); груша - петух (слова, состоящие из 5 букв и 5 звуков).
5. Знакомство с героиней занятия. Дефектолог: Сегодня к нам на занятие пришла девочка Уля. (Дефектолог выставляет пособие: «Уля в лесу».) Она собралась в лес за грибами и ягодами. Пойдемте вместе с ней... Уля будет собирать грибы со звуком У, а мы - ягоды с этим звуком. (Дефектолог называет грибы и записывает названия вместе с детьми в левый столбик, затем дети поочередно называют ягоды и записывают их названия в правый столбик и т.д. Параллельно с записью слов дефектолог выставляет карточки с изображением ягод и грибов к левой или правой корзинке.) Картинки; голубика, черника, брусника, клубника, грузди, мухомор, волнушки. Дефектолог: Какой гриб мы не будем срывать? Почему? (Мухомор. Это ядовитый гриб.) 6. Подбор слов к звуковым схемам. Дефектолог: Назовите собранные грибы и ягоды и назовите слова, которые смогут подойти к представленным схемам. Дефектолог выставляет на доску звуковые схемы слов. 8. Физминутка. Дефектолог Ульяна предлагает нам физминутку.
9. Развитие зрительной памяти и внимания. Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?». Картинки: пуговица, стул, треугольник, рукав, клумба, кузнечик, улитка. 10. Развитие связной речи. Дефектолог: Послушайте сказку в обработке О. Капицы «Заяц-Хваста». - Чтение сказки. - Беседа по содержанию. - Объяснение смысла пословицы: «Назвался груздем - полезай в кузов». - Пересказ сказки по цепочке. - Припоминание слов из сказки со звуком У. - Запись слов с буквой У и ее обозначение при помощи символа.
///. Итог занятия Дефектолог: Припомните характеристику звука У. Почему его называют гласным? Подберите слова со звуком У в начале слова. ЗАНЯТИЕ 3 Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О. Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление. Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие «Колодец»; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы. Ход занятия I. Оргмомент 1. Закрепление знаний об изученных гласных. Игра «Опусти ведро в колодец». Дефектолог раздает каждому ребенку по карточке с изображением двух колодцев. На бревнах колодца записаны слова с пропущенными гласными. На обратной стороне пособий в кармашках лежат изображения ведер с написанными на них гласными А, У. Дефектолог: «Опустите» ведро в колодец и прочитайте получившиеся слова. Р-К Л-К М-К С-К л-к д-х Б-К П-Х М-Х Б-К 2. Знакомство с темой занятия. Развитие зрительного восприятия (задание 1. с. 5). Дефектолог: Посмотрите на картинки и назовите сказочных персонажей. Припомните, из каких сказок они пришли? Кто автор этих сказок? Картинки с изображением сказочных персонажей: Муха-Цокатуха катит копейку, Федора бежит за тарелкой, свинья говорит по телефону. Дефектолог: Найдите на картинках предметы, похожие на гласную букву и одновременно на цифру, которая ничего не обозначает. (Копейка, тарелка - похожи на цифру 0 и букву О.) 3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Знакомство со звуком О. с нормой произношения и характеристикой. 2. Знакомство с буквой О. Дефектолог: Послушайте стихотворения о букве О. (Дефектолог читает стихотворение и выставляет на доску стилизованное изображение буквы О.) В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. В старом дереве дупло Ну, совсем как буква О. 3. Соотнесение буквы, звука и символа. Произнесение звука О хором и индивидуально. Выделение звука из: а) ряда гласных - а, у, о, э, у, а, о, у, о, и, о; б) ряда слогов - ку, со, ра, ма, от, ут, эл, ол, во; в) ряда слов - жаба, зонт, облако, Оля, бублик, жук, бок. 4. Знакомство с героем занятия. Дефектолог:Сегодня к нам на занятие заглянул еще один герой сказки. Эту сказку придумал и написал Э. Хагард. Составьте картинку из частей, и я познакомлю вас с ним. (Дети собирают картинку с изображением ослика Жоры.) 5. Развитие звукового анализа и синтеза (задание 2. с. 5).
6. Физминитка. Дефектолог: Ослик благодарен вам за помощь. Он приглашает вас разучить гимнастику для пальчиков. Упражнения «Лодка», «Козлик», «Флажок», «Стол». Дефектолог: Скажите, почему именно эти упражнения выбрал ослик Жора? (В их названии есть звук О.) 7. Развитие слогового анализа и синтеза. Дефектолог:Запишите названия упражнений пальчиковой гимнастики (запись на доске), поделив слова на слоги. Укажите наличие звука О. Какое слово нельзя поделить на слоги? Почему?
8. Формирование знаний о предложении. Закрепление умений составления предложений по картинке (задание 3. с. 5). Дефектолог:Ослик принес свои любимые фотографии. Составьте предложения по картинкам и запишите их. Картинки: Ослик стоит. Ослик бежит по дорожке. Ослик сидит на стуле. Ослик ловит бабочку. 9. Подбор предложений к схемам (задание 3. с. 5). Логопед: Вы составляли предложения, а я составила к этим предложениям схемы. Рассмотрите эти схемы внимательно и
_________ _________ . _________ _________ _________ . _________ _________ _________ __________ . _________ _________ _________ __________ __________ . 10. Развитие связной речи. Дефектолог: Послушайте отрывок из сказки «Федорино горе» и ответьте на вопросы. Дефектолог читает отрывок из стихотворения и задает вопросы по тексту. По выбору ответы могут быть записаны в тетрадь, а также можно предложить детям выполнить задание по развитию звукового анализа и синтеза. III. Итог занятия: Дефектолог: Припомните слова для ослика Жоры, назовите, место звука О в них. ЗАНЯТИЕ 4 Тема: Звуко-буквённый анализ слов. Звук и буква Э. Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой Э; учить соотнесению звука с буквой и символом; познакомить с нормой артикуляции звука Э; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами со звуком Э; формировать знания норм орфографии; тренировать в составлении предложений с использованием глаголов совершенного вида. Оборудование: буква Э (запись на доске); карточки для орг-момента; картинки на изучаемый звук; предметные картинки с изображением героев занятия; альбомы. Ход занятия 1. Оргмомент 1. Закрепление знаний о звуковом составе слова. 2. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (задание 1.с.6). Дефектолог: Отгадайте имя девочки по первым звукам представленных картинок: эльф, морковь, молоток, арбуз. (Эмма.) Дефектолог вместе с детьми припоминает правило, необходимое для написания данного слова. Дефектолог Назовите первый звук в слове Эмма. (Э.) Тема занятия - звук и буква Э. 3. Сформулировать и записать на доске теми занятия. II. Основная часть 1. Произнесение звука Э (работа с зеркалами). Знакомство с нормой артикуляиии. 2. Соотнесение звука Э с буквой и символом, необходимым для обозначения на письме. Дефектолог: Послушайте сказку о букве Э. Буква Э недовольна - Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита... Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед! Но буквы сказали: - Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной. 3. Рассматривание стилизованной буквы Э. Прослушивание стихотворений о букве. Буква Э с открытым ртом Эгей -гей! - крикун кричит. И огромным языком! Изо рта язык торчит! 4. Развитие фонематического восприятия. Логопед: Послушайте звуки, слоги и слова и поднимите красный квадрат, если услышите звук Э. Звуки: а, о, и, э, а, у, э, а, о, э. Слоги: эн, ин, ат, то, ув, эв, ым, ык, эк. Слова: Эмма, Алла, Эдик, Оля, Ира, Эльвира. 5.Развитие звукового анализа на уровне слова. Дефектолог: Эмма принесла картинки. Рассмотрите их и на зовите. Попробуйте объяснить значение каждого слова. Найдите среди картинок те, что обозначают родственные Картинки: эскимо, экран, экскаватор, аэропорт, аэродром, эскалатор, эмблема, экскаваторщик, элеватор, электропоезд, электромонтер. 6. Физминутка. Выполнение движений по тексту (импровизация). Это - солнце, это - небо, Это - парта, это - я! 7. Развитие норм орфографии. Дефектолог: Проговорите для Эммы названия картинок по слогам и запишите их (запись на доске). Укажите наличие и место звука Э. 8. Обогащение словаря (задание 2. с. 6). Игра «Я знаю это слово». Дефектолог: Рассмотрите и назовите картинки. Запишите их названия, выделите звук Э. (Если дети затрудняются в назывании слов, дефектолог предлагает им несколько вариантов на выбор. Если помощь используется неверно, то дефектолог сам объясняет значение данного слова.) Картинки: эскимос, этажерка, экскурсовод, экипаж, экран, эквилибрист, электровоз, эскимо. 9. Составление предложений с помощью глаголов совершенного вида (задание 3. с. 6). Дефектолог: Составьте предложения из наборов слов. - двор, стоит, во, экскаватор. - дети, экскурсию, поехали, на. - Эмма, эскимо, вкусное, купила. III. Итог занятия Произнесение, характеристика звука Э. Припоминание слов на звук Э. ЗАНЯТИЕ 5 Тема: Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква Ы. Цели из дачи: познакомить детей со звуком Ы; закрепить знания о гласных звуках; научить давать характеристику звука, познакомить с артикуляцией звука Ы; учить соотноси ь звук с буквой и символом; закреплять навыки подбор-I и правописания качественных прилагательных, образования и дифференциации существительных множественного числа; развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие. Оборудование: буква Ы (запись на доске), символ звука Ы, стилизованное изображение буквы, карточки с клетками 4x4 (на каждого ребенка), пособие «Цветик-Семицветик», карточки для самостоятельной работы; альбомы. Ход занятия Оргмомент
Дефектолог: Определите гласный звук по беззвучной артикуляции Дефектолог беззвучно произносит гласные, дети отгадывают, называют гласные и дают им характеристику. Припоминают норму артикуляции. 2. Закрепление навыков образования существительных множественного числа (задание 1,с. 7). Игра «Один и много». Дефектолог: Рассмотрите и назовите картинки. Соедините их в пары. Запишите пары слов - названий картинок. Картинки: абрикос - абрикосы, шар - шары, цветок -цветы, конфета - конфеты. 3. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Знакомство с нормой артикуляции и характеристикой звука Ы. Произношение звука хором и индивидуально (перед зеркалом). 2. Знакомство с буквой Ы. Рассматривание букв различного шрифта, записанных на доске, и стилизованных изображений буквы Ы. Прослушивание стихов, отыскивание буквы Ы среди других букв различного стиля и шрифта. Вот топор, полено рядом. Получилось то, что надо. Получилась буква Ы - Все мы знать ее должны. 3. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Игра «Звуковая мозаика». Дефектолог: Выложите из квадратов на карточке мозаику двух цветов: если услышите звук Ы - положите красный жетон, если нет - белый жетон. Дефектолог дает каждому ребенку карточку, состоящую из 16 квадратов (4x4), каждая клетка квадрата 1x1 см и набор жетонов двух цветов. Необходимо, чтобы количество жетонов превышало количество клеток карточки. Слова: стол, мышь, блин, гром, рыжий, сахар, рыба, дыра, конь, зебра, паук, ноты, реки, моря, кран, крыса. 4. Развитие внимания и накопление словаря на звук Ы (задание 2. с. 7). Дефектолог: Найдите на картинке как можно больше слов со звуком Ы: - звук Ы стоит в середине слова; - звук Ы в конце слова; - звук Ы в середине и в конце слова. Составьте и запишите короткий рассказ с этими словами. Картинка: «Звери на катке» (на картине изображены мыши, коты, лисы, которые катаются на катке, вокруг высокие сугробы, ели и сосны, падают крупные снежинки). Слова: мыши, высокие, носы, сугробы, лисы, коты, сосны, шарфы, кофты, лапы, пуговицы, зубы, усы. 5. Физминитка. Игра «Носы, хвосты и ушки». Дефектолог называет части тела животных, дети показывают их. Можно выполнять с целью закрепления пространственной ориентации или на развитие слухового и зрительного внимания. 6. Закрепление знания основных и оттеночных иветов. Тренировка в правописании качественных прилагательных. Дефектолог: Из сказки вам прислали необычный цветок. У него семь лепестков. Скажите, из какой сказки этот цветок? («Цветик-Семицветик».) Случилось так, что лепестки этого прекрасного волшебного цветка выгорели на солнце. Теперь он потерял свою волшебную силу. Подумайте и скажите, в какие цвета можно раскрасить лепестки волшебного цветка? Название цвета должно обязательно содержать звук Ы. Приблизительный перечень слов: красный, оранжевый, желтый, белый, сиреневый, фиолетовый, розовый. 7. Закрепление знания норм орфографии. Дефектолог: Запишите названия цветов (запись на доске) и укажите наличие и место буквы Ы в каждом слове.
ЗАНЯТИЕ 6 Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И. Цели и задачи: познакомить детей со звуком и буквой И; Оборудование: стилизованное изображение буквы И, символы для обозначения звука И (на каждого ребенка), карточки для рисования лабиринта, части сюжетной картинки «Зима», карточки в виде корзинок с записанными на них названиями ягод (на каждого ребенка); альбомы.
Ход Занятия Оргмомент Дефектолог: Нарисуйте лабиринт по инструкции. От заданной точки и опуститесь вниз на 4 шага, отступите вправо от заданной точки 5 клеток, начертите аналогичную линию сверху вниз, соедините прямой линией нижнюю очку первой линии и верхнюю точку второй линии. Что у вас получилось? (Буква И).
II. Основная часть 1. Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука И. 2. Знакомство с буквой И (задание 1.С.8). Дефектолог: Прочитайте стихотворение о букве И. Рассмотрите стилизованное изображение буквы И. На калитку посмотри: Чем она не буква И? Между двух прямых досок Одна легла наискосок. 3. Знакомство с героем занятия (задание 2. с. 8). Дефектолог: Одного героя занятия обведите по точкам, а другого раскрасьте. Назовите героев занятия. (Индюк и индеец.) С какого звука начинаются слова «индеец» и «индюк»? (Со звука И.) Запишите слова-названия картинок. Выделите букву И. 4. Развитие фонематического восприятия. Дефектолог: Послушайте звуки, слоги и слова, которые произнесет индюшонок, и поднимите красный квадрат, если услышите звук И: а) звуки - а, о, и, э, у, о, э, и, ы, и, у, и; б) слоги - ти, ип, ап, вы, уп, ыр; ык, ив, уг, зы, зи; в) слова - Ира, ива, ура, капля, кипарис, игра, ноль, НинаДефектологобращает внимание детей на то, что звук И дружит, с мягкими согласными. 4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Дефектолог: Индюшонок принес полную корзину ягод. Он собирал только те ягоды, в названиях которых есть звук И Назовите ягоды, которые собрал индюшонок. Названия ягод: рябина, черника, клубника, клюква, малина, ежевика, крыжовник, калина, голубика, вишня. Дефектолог: Какая ягода случайно попала в корзину? Почему? (Клюква. В названии нет звука И.)
5. Формирования знаний норм орфографии.
6. Развитие звукового анализа на уровне слова
Лида взяла в библиотеке интересную ... (книгу). Логопед: Припомните предложения и запишите их по памяти. Укажите в словах наличие и место буквы И.
Дефектолог: Придумайте и нарисуйте предметы, похожие на буквы А, О, Ы, Э, У, И.
III. Итог занятия (задание 7, с. 9) Дефектолог: Припомните пять имен мальчиков и пять имен девочек с буквой И. Запишите их в два столбика. ЗАНЯТИЕ 7 Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я. Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я; закрепить знания о мягкости согласных, о смягчении согласных перед гласными II ряда; развивать навыки звуко-бук-венного анализа и синтеза; учить соотнесению слов со звуковыми схемами; закреплять знания норм орфогра-(Ъии: тоениоовать в согласовании слов в предложении; фии; тренировать в согласовании слов в предложении; развивать слуховое внимание, восприятие и память, логическое мышление; закреплять графический навык письма. Оборудование: буква Я (запись на доске), символ для обозначения буквы Я, предметная картинка с изображением моряка Яши, карточки с изображением лабиринта, неизменяемые слова, записанные на карточках в форме осликов; альбомы. Ход занятия I. Оргмомент 1. Развитие слухового внимания и восприятия. Дефектолог: Послушайте стихотворение и назовите в словах букву, которая часто повторяется. (Читая стихотворение, логопед выделяет голосом слова с буквой Я.) Яше снятся якоря, Снятся яхты и моря. Яша маленький пока Подрастет – Служить на флот Обязательно пойдет. 2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Знакомство с буквой Я. Характеристика. гласная Я обозначает два звука, если стоит в начале слова, 2. Соотнесение буквы Я с символом (задание I.e. 10). Дефектолог: предлагает детям рассмотреть схему образования буквы Я, обсуждает ее вместе с детьми.
3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога. Дефектолог: Вставьте букву Я в слоги и запишите их (запись на доске). __ м н__ р_________ к в б__________ ел_________ в_________ д__ м__ 4. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слова. Дефектолог: Моряк Яша привез из последнего морского путешествия много интересных игр и головоломок. Вот первая игра. Послушайте акростих и назовите первые буквы каждой строки, тогда вы узнаете, какое первое задание приготовил для вас Яша. Я ельником шел, Гостинец нашел Отличный, отличный, отличный. До самых краев, Корзинка полна И свеж ар Читайте также: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |