Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА





А.С.Головачев

И.В.Головачева

 

 

Макроэкономика

 

Курс лекций

 

Минск 2002


СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 6

Лекция 1....................................................................................................... 6

Макроэкономика как раздел экономической науки............................ 6

Микроэкономика.................................................................................. 6

Макроэкономика.................................................................................. 6

Методологические и методические особенности макроэкономического анализа 10

Макроэкономические модели............................................................. 14

Контрольные вопросы....................................................................... 17

Тема 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И СТРУКТУРА 18

Лекция 2..................................................................................................... 18

Национальная экономика: понятие и основные цели....................... 18

Структура национальной экономики и ее виды............................... 24

Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность 27

Контрольные вопросы....................................................................... 31

Тема 3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ И ИЗМЕРЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................................................................................... 32

Лекция 3..................................................................................................... 32

Понятие национального продукта и методологические основы его измерения через систему национальных счетов.......................................................... 32

Особенности измерения национального продукта по марксистской методологии............................................................................................................ 37

Характеристика макроэкономических показателей по системе национальных счетов............................................................................................................ 40

Основные макроэкономические тождества.................................... 47

Национальное богатство: сущность, структура и факторы роста 49

Контрольные вопросы....................................................................... 52

Тема 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ФОРМЫ
ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.................................................................................... 53

Лекция 4..................................................................................................... 53



Экономический цикл: понятие, фазы, причины и типы.................. 53

Сущность, структура и концепция занятости населения.............. 61

Содержание, виды, типы и измерение безработицы...................... 68

Инфляция: сущность, причины, виды и последствия....................... 75

Взаимосвязь между безработицей и инфляцией: кривая Филлипса 80

Контрольные вопросы....................................................................... 88

Тема 5. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНО–НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА 90

Лекция 5..................................................................................................... 90

Финансовая система: понятие, структура и функции................... 90

Сущность и структура государственного бюджета..................... 94

Сущность и принципы налогообложения. Система налогов........ 100

Бюджетный дефицит и государственный долг............................. 108

Сущность и виды бюджетно-налоговой политики....................... 113

Особенности бюджетно-налоговой политики Республики
Беларусь............................................................................................ 118

Контрольные вопросы..................................................................... 121

Тема 6. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК................. 123

Лекция 6................................................................................................... 123

Денежная система: понятие, структура и типы......................... 123

Денежный рынок. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги 127

Модель предложения денег. Денежный мультипликатор............. 132

Равновесие на денежном рынке....................................................... 135

Рынок ценных бумаг......................................................................... 137

Контрольные вопросы..................................................................... 140

Тема 7. КРЕДИТНО-БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА............................................................................................ 141

Лекция 7................................................................................................... 141

Кредитно-банковская система....................................................... 141

Банковский кредит и его формы..................................................... 143

Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты.................. 145

Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с
бюджетно-налоговой и валютной политикой............................... 150

Особенности денежно-кредитной политики в Республике
Беларусь............................................................................................ 154

Контрольные вопросы..................................................................... 155

Тема 8. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 157

Лекция 8................................................................................................... 157

Совокупный спрос и совокупное предложение: понятия,
структура и факторы, их определяющие...................................... 157

Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного
спроса и совокупного предложения (AD-AS).................................. 162

Совокупное потребление и совокупное сбережение....................... 166

Потребление, сбережения, инвестиции в системе макроэкономического равновесия.......................................................................................................... 172

Механизм достижения макроэкономического равновесия при
помощи креста Кейнса.................................................................... 177

Классическая и кейнсианская модели макроэкономического
равновесия........................................................................................ 179

Контрольные вопросы..................................................................... 184

Тема 9. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ
И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ: МОДЕЛЬ IS-LM......................................... 186

Лекция 9................................................................................................... 186

Модель IS-LM и макроэкономическое равновесие.......................... 186

Относительная эффективность бюджетно-налоговой и
денежно-кредитной политики........................................................ 191

Вывод кривой совокупного спроса из модели IS-LM и
экономическая политика при изменениях уровня цен..................... 197

Контрольные вопросы..................................................................... 201

Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.................... 203

Лекция 10................................................................................................. 203

Социальные ориентиры экономики и социальная политика........ 203

Социальная политика.............................................................................. 210

Доходы населения и механизмы их распределения.......................... 210

Государственное регулирование распределения доходов............... 217

Политика обеспечения занятости и политика социальных
гарантий.......................................................................................... 223

Политика социальной защиты, защиты здоровья и эконо-
мической безопасности населения................................................... 227

Социальная политика в Республике Беларусь................................ 230

Контрольные вопросы..................................................................... 236

Тема 11. ВЫБОР МОДЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА............................................................... 237

Лекция 11................................................................................................. 237

Фискальная и монетарная политика в классической и
кейнсианской моделях...................................................................... 237

Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная
и пассивная политика государства................................................ 238

Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика 241

Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики 244

Сценарии социально-экономического развития Республики
Беларусь............................................................................................ 248

Контрольные вопросы..................................................................... 251

ЛИТЕРАТУРА......................................................................................... 253

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Макроэкономика является весьма молодой наукой, которая интенсивно развивается, так как она рассматривает экономику страны в рамках национальных границ и поэтому широко востребована практиками. Системная трактовка курса предполагает выявление главных элементов национальной экономики: ее структуры, благосостояния народа, экономического потенциала, валового национального и внутреннего продукта, системы макроэкономических пропорций, противоречий экономики, форм макроэкономической нестабильности и путей ее локализации.

Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблемы макроэкономического регулирования и прежде всего бюджетно–налоговой, денежно–кредитной и социальной политики государства. Особенностью курса является выявление теоретических основ достижения макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках страны, а также выбора моделей макроэкономической политики страны, что очень важно для приобретения необходимых навыков практической работы с макроэкономическими моделями и определения курса социально–экономического развития Республики Беларусь. Важно отметить, что содержание многих категорий и макроэкономических явлений раскрывается не только в общеэкономическом аспекте, но и с учетом специфики переходной экономики и прежде всего – белорусской.

Серьезным методическим подспорьем для изучения каждой темы является выделение основных понятий для тренинг–тестирования и контрольных вопросов.

Данный курс лекций подготовлен с учетом научных взглядов и концепций современных отечественных и зарубежных экономистов. При подготовке курса использован широкий круг источников и прежде всего результаты исследований ученых России и Республики Беларусь, в частности, Белорусского государственного экономического университета, Белорусского государственного университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Института экономики НАН Беларуси, которые обобщены в учебниках Агаповой Т.А. и Серегиной С.Ф. "Макроэкономика". – М., 2000; "Экономическая теория" под редакцией А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2000; в пособии "Экономическая теория" под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн., 2001 и в учебном пособии "Экономическая теория: Системный курс" под редакцией Э.И. Лобковича. – Мн., 2000. В предлагаемом издании обобщен опыт преподавания курса макроэкономики как студентам, так и руководящим работникам и служащим Беларуси.


Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Лекция 1.

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

Макроэкономика; микроэкономика; агрегирование; эндогенные (внутренние) переменные; экзогенные (внешние) переменные; макроэкономическое равновесие; макроэкономические модели; запасы и потоки; модель круговых потоков.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (633)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)