Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Общее экономическое равновесие в классической модели




 

Согласно принципу классической дихотомии, сформулиро­ванному классической школой, экономика разделена на два независимых друг от друга сектора: денежный и реальный.

В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг.

В денежном секторе - происходит обращение денег, ко­торое только обслуживает движение этих потоков, не ока­зывая на них непосредственного влияния.

В классической модели рассматриваются три рынка: тру­да, капитала (ценных бумаг) и благ. На этих рынках взаи­модействуют два макроэкономических субъекта: домаш­ние хозяйства и предприниматели.

Формирование равновесия в реальном секторе экономики

 

1. В формировании условий равновесия ведущая роль принадлежит рынку труда.

Поскольку на рынке труда устойчивое равновесие до­стигается под влиянием гибких цен и ставок заработ­ной платы, то:

Где N* - равновесное значение занятости; * - равновесное значение ставки реальной заработной платы.

2. Предложение на рынке благопределяется производ­ственной функцией, которая в коротком периоде зави­сит только от труда:

Где Y* - равновесное значение национального дохода.

 

3. На рынке капиталаравновесие определяется гибкой ставкой процента:

Где i* - равновесная ставка процента.

Поскольку количество денег не оказывает влияния на по­казатели, определяемые в реальном секторе экономики, то уровень цен не определяет величину заработной платы, т. е.

Если равновесие достигнуто на рынках труда и капитала, то в соответствии с законом Вальраса оно будет достигнуто и на рынке благ.

В денежном сектореэкономики определяются: величи­на совокупного спроса на товары и услуги как функция цены; равновесные значения уровня цен и величины номинальной заработной платы.

Спрос на товары и услуги как функция цены выводится из классической концепции количественной теории денег:

MV=PY, следовательно,

В формализованном виде макроэкономическую модель можно представить системой следующих уравнений:

Приведённые выше уравнения дают характеристику макроэкономических взглядов теоретиков классической школы. Но первые три уравнения отражают реальные воспроизводственные потоки, а последующие четыре - денежные потоки.



 

 

Равновесие на рынке труда устанавливается на основе предложения рабочей силы со стороны домашних хозяйств и спроса на неё со стороны бизнеса, причём естественным стабилизатором выступает гибкая заработная плата.

Равновесие на рынке товаров и услуг устанавливается в том случае, если сбережения равны инвестициям (S=I), а это возможно когда процентная ставка (r) устраивает и тех, кто готов сберегать, и тех, кто готов инвестировать.

Объём денежной массы (М) определяется уравнением Кембриджской школы M=kPY, при условии, что скорость оборота денег(v) является величиной постоянной.

Согласно классической концепции, общее равновесие в экономике может существовать только при полной занятости. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объём производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом гибких цен.

Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов.

Таким образом, общее экономическое равновесие – состояние экономики, при котором одновременно достигается равновесие на всех рынках: благ, денег, капитала и труда.

Однако, классический подход к равновесию имеет достаточно много условностей и расхождений с реальной экономикой.

Кризис 1929-1933 годов, охвативший ведущие страны мира показал несостоятельность положений и выводов классической экономической модели о саморегулирующейся экономической системе. Несостоятельность положений классической школы не в том, что её представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что основные положения данной модели разрабатывались в XIX веке и отражали эпоху совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствуют экономике первой трети XX века, характерной чертой которой стало несовершенная конкуренция. И Д. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив новую макроэкономическую модель, отражавшую реальности новой эпохи.

 

Вопросы для самопроверки

1. Почему в классической модели условием равновесия товарного рынка является равенство сбережений инвестициям?

2. На каком рынке в классической модели определяется размер выпуска?

3. На каком рынке в классической модели определяется уровень цен?

4. Возможна ли добровольная безработица в классической модели?

5. Как вы понимаете выражение «Уравнение количественной теории как модель совокупного спроса»?

ТЕСТЫ

1. Рост совокупного спроса в классической модели макроэкономического равновесия вызовет:

а) сокращение объема производства и рост безработицы;

б) рост объема производства и сокращение безработицы;

в) повышение уровня цен при неизменных объемах производства и занятости;

г) инфляцию спроса и рост ВВП.

 

2. Выберите, что соответствует положениям классической модели:

а) экономика не способна к саморегулированию, для достижения полной занятости необходимо вмешательство государства;

б) цены на товары и услуги, заработная плата, процентная ставка являются гибкими;

в) цены на товары и услуги, заработная плата являются негибкими;

г) рынок функционирует в условиях несовершенной конкуренции.

3. Какое из положений соответствует классической модели макроэкономического равновесия:

экономика находится в условиях полной занятости;

цены и заработная плата негибкие;

сбережения и инвестиции зависят от разных факторов;

безработица существует вследствие недостаточного совокупного спроса.

 

  1. Закон Ж.Б.Сэя гласит:

а) совокупный спрос порождает адекватное совокупное предложение;

б) совокупное предложение порождает адекватный совокупный спрос;

в) денежный рынок не влияет на реальный сектор экономики;

г) экономика всегда функционирует в условиях полной занятости ресурсов.

 

Литература:

 

1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник / под общей редакцией А.В. Сидоровича. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2005 Гл 12 с.263-265

2. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415с. Глава 2 с. 28-51

3. Макроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь и др / под редакцией проф. В.А. Воробьёва. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270с. Гл. 2 c.23-43

4. Экономическая теория: учебное пособие; в 3-х частях.

Часть 3. Макроэкономика: курс лекций / под общей ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. Гл. 3. с. 35-48.

 

Доцент, к.э.н. Базылева М.Н.





Читайте также:





Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)