Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Кейнсианская теория потребления. Функция сбережений. Альтернативные теории потребления




В интерпретации классической модели периодические кризисы перепроиз­водства, случавшиеся в рыночном хозяйстве, были результатом превыше­ния совокупного предложения над совокупным спросом при прежнем уровне цен. Для восстановления равновесия и полной занятости требова­лось снижение цен, что и предписывалось рыночному механизму. Главным действующим лицом в этом процессе выступали те, кто стоял на стороне предложения товаров, т. е. предприниматели: они снижали заработную плату, вслед за чем сокращались производственные издержки и падали це­ны. А дальше все шло в соответствии с законом Сэя —«предложение соз­давало свой собственный спрос». Если совокупное пред­ложение находится в рамках жестких цен, в этом случае экономические кризисы являются уже не результатом избытка предложения, а следствием нехватки спроса. Равновесие в экономике достигается уже не снижением уровня цен, а сокращением предложения. В результате мы имеем равновесие при неполной занятости. Установление же равновесия при полной занятости предполагало повышение совокупного спроса до потенциального уровня национального выпуска.

В самом общем виде совокупный спрос в кейнсианской модели распадается на четыре компонента: потребление С, частные инвестиции I, государственные расходы G и чистый экспорт Хп. Однако главными в этом перечне являются два первых компонента. Так, в современных условиях на долю потребления приходится около 2/з всей суммы совокуп­ных расходов. Поэтому потребительские планы домашних хозяйств — од­на из важнейших детерминант поведения экономики. В условиях жестко­сти цен эти планы строятся, ориентируясь исключительно на доход как на единственный источник информации о состоянии рынка. Свой доход до­машние хозяйства склонны использовать только на потребление С и на cбережение S. Если вспомнить, что сбережения пред­ставляют собой превышение дохода над потребительскими расходами, то станет ясно, что увеличение доли сбережений означает адекватное умень­шение доли потребления, и наоборот. Отсюда следует, что:



Y = С + S , где Y — национальный (располагаемый) доход.

В свою очередь и потребление и сбережение зависят от размеров дохода. Отношение размеров потребления к величине дохода отражает сложив­шуюся на данный момент среднюю склонность населения к потребле­нию АРС (average propensity to consume):

APC = C/ Y

Отношение суммы сделанных сбережений к величине дохода показыва­ет среднюю склонность к сбережениям APS (averagepropensity to save):

APS=S/ Y

В отличие от представителей классической школы Дж. Кейнс рас­сматривал сбережения как функцию не от процентной ставки, а от разме­ров дохода: S = S(Y).

Точно так же и потребление есть функция от дохода: С = С(У).

Характеризуя эту функцию, Дж. Кейнс приходит к следующему выводу: "Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход".

Смысл определенного таким образом основного психологического за­кона: если доход изменяется, то потребление также меняется в том же направлении, но изменение потребления меньше, чем изменение дохода. Соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением дохода называется предельной склонностью к потреблению МРС (marginalpropensity to consume). Если обозначить ∆У прирост дохода, а ∆С прирост потребления, то получим:

МРС = ∆С/∆У.

Наряду с понятием предельной склонности к потреблению Дж. Кейнс вводит понятие склонности к сбережению. Предельная склонность к сбережению MPS (marginal propensity to save) определяется отноше­нием изменения величины сбережений AS к вызвавшему его изменению дохода ∆У:

MPS = ∆S/∆У.

Поскольку не существует третьего возможного предназначения дополнитель­ного дохода, то сумма изменения потребления и изменения сбережения должна быть обязательно равна изменению дохода:

∆С + ∆S = ∆У .

Но тогда (∆С/∆У) + (∆S/∆У) = 1 , или MРC + MPS = 1 .

В геометрической интерпретации величина МРС равна тангенсу угла наклона кривой потребления С. В свою очередь, соотношение между по­треблением С и доходом Y характеризуется линейной зависимостью и мо­жет быть выражено следующим образом:

C = Ca+C(Y), или C = Cа+МРС*У

где Са — уровень потребления домашних хозяйств, соответствующий ситуации, когда их текущий доход равен нулю; он называется автономным потреблением(именно потому, что не зависит от дохода).

На потребление и сбережение оказывают влияние факторы, не связанные с доходом, в частности:

1. богатство - накопленное имущество и финансовые активы. Чем выше богатство, тем ниже стимул к его увеличению. График потребления будет сдвигаться вверх, а сбережения вниз;

2. уровень цен - повышение цен уменьшает долю дохода, идущую на потребление, реальную стоимость некоторых видов богатства и увеличивает сбережения и наоборот;

3. ожидания домохозяйств относительно доходов, наличия товаров, цен;

4. потребительская задолженность. При высокой потребительской задолженности домохозяйства будут сокращать потребление и наоборот;

5. налогообложение. Рост налогов вызывает падение дохода, а значит, снижение потребления и сбережения.

Первая эмпирическая проверка кейнсианского анализа потреблениябыла проведена в США в 1942 г. На основании данных о динамике потреб­ления и дохода американцев за период с 1929 по 1941 г. ученым удалось вывести потребительскую функцию для США начала 40-х гг. Она имела вид (в млрд. долл.):

С = 47,6+ 0,73 У.

В ходе неоднократных проверок удалось установить, что подсчеты, произведенные на основе полученной формулы, достаточно хорошо коррелируются со статистическими данными о доходах и потреблении домаш­них хозяйств за короткий (2-4 года) период. С тех пор потребительская функция Дж. Кейнса широко применяется для краткосрочного макроэко­номического анализа во многих странах. Так, в ФРГ в середине 1970-х гг. потребительская функция имела вид (в млрд. марок):

С= 102,76 + 0,647;

для России в начале 1990-х гг. она выглядела следующим образом (в млрд. руб.):

С = 80,3 5 + 0,62 Y.

Однако предпринимавшиеся попытки использовать кейнсианскую потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не удались. Дело в том, что кейнсианский анализ с самого начала был ори­ентирован исключительно на краткосрочный период развития эконо­мики. За более продолжительные промежутки времени потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не вписы­ваются в "основной психологический закон" Дж. Кейнса. Впервые это обнаружил известный американский экономист С. Кузнец,проанализи­ровавший данные о динамике ВНП США и его составных частях с 1869 по 1938 г.

В своем исследовании С. Кузнец среди прочих рассмотрел, и вопрос о соотношении потребительских расходов и уровня совокупного дохода в экономике и пришел к выводу, что средняя склонность к потреблению АРС за этот промежуток времени оставалась практически неизменной и состав­ляла примерно 0,86 независимо от величины дохода. В краткосрочном периоде АРС нередко отклонялась от этого значения, но с возрастанием рассматриваемого периода неизменно приближалась к нему. Это значит, что в долгосрочном периоде потребительская функция для США имела следующий вид: С = 0,86У. Коэффициент 0,86 получил название долго­срочной склонности к потреблению и при эмпирической проверке обнару­жил достаточно высокую стабильность в длительном периоде — величина его практически не меняется в течение десятилетий независимо от измене­ния текущего дохода.

Такое поведение потребительского сектора в длительном периоде вы­звало интерес у ряда экономистов, которые на основе проведенного анализа сформулировали несколько гипотез, объясняющих, почему на длительных промежутках времени средняя склонность к потреблению изменяется пропорционально изменению дохода.

 





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)