Проблема для дискуссииГюстав Лебон в своей книге "Психология народов и масс" отмечает: "Судьба народов определяется их характером, а никак не правительствами". Согласны ли вы с этим суждением? Аргументируйте свою позицию по данному вопросу. Логические задания 1. Почему в социологии наряду с понятием "социальная общность" существует понятие "социальная группа"? 2. Можно ли считать реальной группой:
1) людей, которые стоят в очереди в кондитерский отдел; 2) группу молодежи, собравшуюся на вечеринку в молодежном клубе; 3) студенческую группу; 4) фанатов футбольного клуба "Спартак"; 5) представителей одной национальности.
3. 3. Какие потребности личности удовлетворяет ее принадлежность к группе? 4. 4. Какие факторы способствуют повышению эффективности групповой деятельности? Тест Социальная группа- это: а) ряд людей, которые взаимодействуют друг с другом, ощущают свою б) совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетво в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей Литература 1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996. 2. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995. 3. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - Л., 1990. 4. Миллз Т.М. О социологии малых групп/Американская социология. - М., 1972. 5. Социология молодежи. /Под ред. В.Т Лисовского. - М., 1998. 6. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход/ Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. Тема 7. Социальные институты 1. Понятие социального института. 2. Типология и функции социальных институтов. 3. Семья как социальный институт. Основные понятия:социальный институт, институционализация, явная функция, латентная функция, специфическая функция, неспецифическая функция, семья, брак, семейно-брачные отношения, демографическая политика. Темы докладов • Роль социальных институтов в поддержании стабильности общества. • Характеристика основных социальных институтов России. • Тенденции развития современной семьи. • Феминизм и традиционные семейные ценности. Проблема для дискуссии Беседы со студентами, у которых распались семьи, выявили такую причину разводов: "Оказалось, что он (она) не соответствуют моему иде- алу". Что порождает такое несоответствие - легкомысленное отношение к браку или особые обстоятельства студенческой жизни? Логические задания 1. Выразите свое отношение к высказыванию о том, что по мере со- 2. Какие новые социальные институты возникли внутри современного российского общества за последние десятилетия? 3. Назовите отличие современной семьи от модели традиционной семьи. Индивидуальное задание 1. Снижение устойчивости семьи и рождаемости в нашей стране оценивается социологами по-разному. Одни видят в этом признаки появления семьи нового типа - "супружеской семьи", где главным становится духовное и сексуальное общение супругов, их досуг. Другие ученые расценивают снижение рождаемости и устойчивости семьи как временные негативные явления, которые в будущем будут устранены под влиянием активной демографической политики. А каково Ваше мнение о перспективах семьи? 2. В книге американского психолога Э. Берна "Игры, в которые играют люди..." приводится такой эпизод. Муж приходит домой и видит, что в квартире не убрано, не вытерта пыль. Нетрудно представить реакцию, так сказать, "среднего мужа". Понятно, как поведет себя жена. Скорее всего, на упреки она ответит, повысив голос: "А я что, не работаю?! Взял бы тряпку и вытер бы эту самую пыль...". Но Берн рекомендует мужу поступить иначе; а именно: написать на пыльном столе одну фразу: "Я тебя люблю!" В чем преимущества такого подхода? Какой, по-вашему, будет реакция жены? Поможет ли тактичность мужа избежать ссоры? 3. В "Декларации прав и свобод человека и гражданина" сказано: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом". Объясните, почему членам семьи предполагаемого преступника предоставляется такая льгота? 4. Маркс писал: "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак". (Маркс К., Энгельс Ф. - Соч. - T.I. - С. 162). Насколько актуальны эти слова? 5. Всегда ли "брак" и "семья" существуют вместе? Тест Социальный институт- это: а) совокупность норм, установок, правил, стандартов деятельности б) социальная общность; в) система отношений, объединяющих некоторое множество людей Литература 1.Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура. - Свердловск, 1989. 2. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма /Социс. — 1992.-№ 7. 3. Мертон Р. Явные и латентные функции /Американская социология.-М., 1994. 4. Павличенко М.В. К проблеме брачного выбора (по материалам специального пилотажного иселедования)/Вестник Московского университета. - Сер. 18. Социология и политология. - 1997. - №2. 5. Солодпиков В.В. Семья: социологические и социально-психологические парадигмы/Социс. — 1994. - №6. Тема 8. Социальная структура общества 1. Социальная структура общества и ее основные элементы. 2. Классовая теория строения общества. 3. Теория стратификации. Основные критерии стратификации. 4. Социальное неравенство, его природа и виды. 5. Социальная мобильность: виды и каналы. Основные понятия:социальная структура общества, социальная группа, социальный слой, социальная общность, класс, социальная стратификация, страта, социальное неравенство, маргинал, маргинализация, мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, индивидуальная и групповая, межпоколенческая и внутри поколенчес-кая мобильность, открытое и закрытое общество. Темы докладов • Концепция социальной структуры общества М. Вебера. • Современные формы социального неравенства. • Социальная структура российского общества и тенденции ее развития. • Основные тенденции изменения социальной структуры общества: национально-культурный контекст. Логические задания 1.Сравните классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем отличие подходов? 2. Какие критерии выступают основой для структурирования современного российского общества? По каким признакам можно судить о принадлежности конкретного человека к высшему слою? 3. Охарактеризуйте отношения между социальными слоями в современном российском обществе. Влияет ли на отношение к человеку его принадлежность к определенному социальному слою? Аргументируйте свой ответ. 4. Может ли неравенство быть справедливым? 5. На каждом этапе развития общества существуют свои социальные барьеры. Приведите примеры социальных барьеров, присущих: а) рабовладельческому обществу; б) средневековому обществу; в) современным западным странам; г) современному российскому обществу. 6. Придумайте ситуацию смены социального статуса вследствие индивидуальной и групповой вертикальной мобильности. Читайте также: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |