Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация результатов




а) 24 и больше - высокий;

б) от 14 до 23 - средний;

в) от 0 до 13 - ниже среднего;

г) от - 1 до - 10 - низкий;

д) - 11 и меньше - очень низкий.

IV. Определение степени овладения ребенком мыслительными операциями.

Для изучения операции сравнения проанализировать ответы ребенка по тесту Йирасек № 10, 12, 13, 14, 17.

Анализ данных.Может ли ребенок выделить линии (основания) для сравнения. Если да, то сколько в среднем /1,2,3, больше 3/. С какими вопросами он справился легче /при установлении сходства или различия/? Все ли основания выделены на основе чувственно воспринимаемых признаков или имеются основания по абстрактным признакам?

Для изучения операции обобщения проанализировать ответы на вопросы № 5, 7, 15.

Анализ данных.Проанализировать ответы ученика и определить правильность выполнения. Определить, по каким основаниям делается обобщение признаков /например, по цвету, форме и т.п./.

Дополнительный эксперимент проводится студентом по желанию или в том случае, когда трудно решить вопрос на основе анализа ответов ребенка по тесту Йирасек.

Студент заготавливает карточки с изображением животных, птиц, насекомых и раскладывает их по рядам: 1 ряд - воробей, голубь, дятел; 2 ряд - оса, лиса, стрекоза; 3 ряд - волк, бабочка, снегирь. Ребенку задаются следующие вопросы: Как можно назвать всех, кто нарисован в 1 ряду? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотри на рисунки в третьем столбике / не путать столбик с рядом/: что общего у всех, кто там нарисован? /Все летают/. Сравните животных первого и второго столбиков. Что вы заметили общего? / В каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь/.

Анализ данных провести аналогично тому, как это делается по тесту Йирасек.

 

Изучение развития произвольной сферы

1. Методика «Домик» (Н.И.Гуткина). Это средство диагностики представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, что помогает определить уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также развитие произвольной регуляции деятельности.



Инструкция для ребенка:«Внимательно рассмотри домик и постарайся нарисовать точно такой же».

Методика имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей. В программе по исследованию психологической готовности к школе методика применяется для детей 6-7 лет, в случае ее специального использования для определения особенностей сенсомоторного развития ребенка возрастной диапазон может быть расширен от 5,5 до 10 лет.

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать следующее:

1. какой рукой он рисует (правой или левой);

2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3. быстро или медленно проводит линии;

4. отвлекается ли во время работы;

5. высказывается и задает ли вопросы во время рисования;

6. сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, экспериментатор предлагает ему проверить, все ли нарисовано правильно. Все измене­ния, внесенные в рисунок во время проверки, фиксируются в протоколе. Если ребенок не замечает свою ошибку или ошибки в первый раз, то ему снова предлагают проверить точность рисунка, если и на этот раз он не увидит ошибки, то ему предлагают сделать проверку в третий (последний) раз. Независимо от результата больше испытуемому не предлагают проверить правильность выполненного задания. По ходу осуществления указанных проверок все вопросы экспериментатора, а также вce ответы, реплики и действия испытуемого должны быть внесены в протокол. Детей, которые после трех проверок так и не увидят пропущенные детали, необходимо дополнительно обследовать.

При анализе рисунка, где есть ошибки, учитывается не только их характер, но и особенности деятельности испытуемого по срисовыванию образца. Так, разную информацию для последующей работы с ребенком дают ошибки, допущенные в результате того, что испытуемый, мельком взглянув на образец, дальше рисовал его по памяти, и ошибки, сделанные, несмотря на тщательное изучение образца и даже провер­ку сделанного.

Обработка детского рисунка проводится путем качественного анализа допущенных ребенком ошибок, каковыми считаются:

1. отсутствие какой-либо детали рисунка;

2. неправильно изображенная на нем деталь;

3. неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

4. диспропорция деталей;

5. увеличение всего рисунка вдвое и более;

6. отклонение прямых вертикальных и горизонтальных линий от за­данного направления;

7. изображение прямых линий не просто неровными, а в виде изломанных и волнистых;

8. разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;

9. наложение линий одна за другую.

Все ошибки можно разделить на грубые (приводящие к изменению гештальта) и не грубые (не изменяющие гештальт). К грубым ошибкам относятся 1,2,3,4,5. Ошибки 6,7,8,9 могут быть как грубыми, так и не грубыми.

При интерпретации результатов эксперимента необходимо учиты­вать возраст испытуемого. Так, дети 5,5-6 лет редко выполняют задание без ошибок в связи с недостаточным функциональным созреванием структур головного мозга, отвечающих за дифференцированное воспри­ятие (включающее выделение фигуры из фона), концентрацию внима­ния, развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Наличие грубых ошибок после 7 лет говорит о том, что ребенок плохо справляется с работой по образцу. Причиной может быть неблагополучие в развитии одного или нескольких психо­логических параметров, исследуемых методикой.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» могут свидетель­ствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определе­нию тревожности.

Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей, то полученные по ней результаты интер­претируются не с точки зрения нормальности-аномальности развития ребенка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития.

2. Изучение процесса мышления

Эксперимент № 1. Противоположные понятия

Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты будешь говорить слова, обозначающие что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю «Большой», что ты скажешь?». Дождаться ответа, если не ответит, то сказать «маленький».

Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.

За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с частице не-. Например: высокий - невысокий и т.п.

Анализ данных.Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ребенок в случае затруднения /давал ответ или просто молчал/. Проанализировать слова, вызвавшие наибольшие затруднения, и высказать свои предположения о том, почему так, а не иначе?

Эксперимент № 2.«4-й лишний» /на обобщение/

Студент заготавливает карточки, на которых изображены следующие предметы: а) карандаш, портфель, тетрадь, шляпа; б) стол, стул, книжный шкаф, чайник.

Перед ребенком выкладывается сначала один набор карточек, после выполнения - другой. Задача - убрать лишний предмет. Необходимо спросить ребенка, почему он убрал именно этот предмет, ответ записать.

Анализ данных.Проанализировать ответы ученика и определить правильность выполнения, обращая особое внимание на то, по какому основанию делается обобщение признаков.

3.Изучение кратковременной памяти

Повторить ряды из 5 цифр: 3-1-7-5-9, 4-2-3-8-5, 9-8-1-6-7. Цифры произносить, избегая ритмических ударений, каждую цифру несколько скорее, чем в 1 сек. Не предупреждать заранее, сколько будет цифр. Минимум один из предложенных вариантов должен быть правильным.

Повторить ряд из трех цифр в обратном порядке. Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову тебе 3 цифры, но ты повторишь их наоборот. Так, я скажу тебе «1,2,3», а ты ответишь «3,2,1». Понял (а)? Повтори наоборот: 2,8,3; 4,2,7; 5,9,6.

Достаточно один ряд из трех назвать правильно.

Повторить фразу:

1. Как смешно! Маленькая мышка пьет молоко на кухне.

2. Коля весело провел лето: он катался все дни на лодке.

3. Мы пойдем гулять. Дайте мне мою нарядную шляпу.

Одна из трех фраз должна быть повторена без ошибок. Результаты исследования заносятся в протокол.

 

2. ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(Практикум по возрастной и педагогической психологии Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Под ред. А. И. Щербакова. М.:: Просвещение, 1987. – 255.)





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (744)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)