Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

ИЗУЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА




( Коломинский Я.Л., Панько Е.А Учителю о психологии детей шестилетнего воз­раста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с).

На каждого испытуемого заготовляется по 3 открытки. До начала эксперимента дети не знают, в чем он будет заключаться. Им говорят только: «Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в нее, надо хорошо запомнить, кто где сидит за пар­той». Дети запоминают, где кто сидит, после чего помощник учителя - экспериментатора выводит детей из классной комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в эксперименте, и те, кому это предстоит, не общаются между собой. На стол каждому испытуемому кладут конверт с номером, соответствующим номеру в общем списке.

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА

Экспериментатор обращается к ребенку, который вошел в классную комнату: «Мы играем в игру «У кого больше?». Вот тебе 3 открытки. Можешь положить их по одной трем детям класса (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если ты хочешь". Ребенок берет картинки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

Если в эксперименте "Выбор в действии» преследуется цель выяснить, как дети осознают свои взаимоотношения со сверстниками, то у них спрашивают: « А как ты думаешь, кто тебе положит картинки?».

После того, как все члены группы осуществили выбор, экспериментатор фиксирует сделанные выборы, кладет по одной - две картинки (без номера) тем детям, которые не получили их от сверстников, приглашает учеников ознакомиться с результатами и обменяться впечатлениями.

Обработка результатов

Данные, полученные в эксперименте, заносятся в особую таблицу, из которой видно:

1. кто кого выбрал;

2. взаимный ли это выбор;

3. сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе);

4. при проведении эксперимента через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в классе;

5. при изучении основания взаимоотношений в таблицу особым образом наносятся и ожидаемые выборы. При этом можно установить количество ожиданий, от кого ожидается выбор, количество оправдавшихся ожиданий, получен ли выбор именно от тех, от кого ожидался.



Составление таблицы

Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех учеников класса по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно, конечно, и наоборот). И присвоить каждому порядковый номер, который должен оставаться постоянным во всех экспериментах, проводимых в данной группе.

Далее фамилии располагаются на разлинованном в клетку листе бумаги по вертикали. Для удобства можно заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Таким образом, получается таблица, похожая на таблицу спортивных соревнований.

После нанесения всех отданных выборов на вертикальных столбцах, над которыми стоят номера испытуемых, обозначаются все выборы, полученные каждым учеником.

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается кружком, в который заключают соответствующее обозначение. В суммирующих нижних графах таблицы подводятся итоги эксперимента для каждого члена группы.

В результате эксперимента получается таблица, из которой видно, сколько выборов получил каждый член группы. Это число является мерилом положения ученика в системе личных отношений и показывает его социометрический статус.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС

· Звезды» – получают наибольшее число выборов /6 и более/.

· «Принятые» или «предпочитаемые» – если ребенок получает среднее и выше среднего /до 6/ число выборов.

· «Пренебрегаемые» – если ученик получил меньше среднего количества выборов.

· «Изолированные» – если ученика никто не выбрал, он не получил ни одного выбора. Открытки ему положил экспериментатор.

· «Отверженные» – если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т.е. у испытуемых спрашивали о том, с кем они желают общаться, в результате «отверженные» получили наибольшее количество отрицательных выборов.

Таким образом, получаем сведения не только о персональном положении каждого ученика в системе личных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы – СТАТУСНУЮ СТРУКТУРУ класса, т.е. количественное соотношение статусных категорий с точки зрения представлений «звезд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется диагностическим показателем – УРОВНЕМ БЛАГОПОЛУЧИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ /УБВ/, который может быть:

1. Высокий – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV. То есть в группе большинство учеников находятся в благоприятном положении.

2. Средний – в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково.

3. Низкий – при преобладании в группе лиц с низким статусом.

ИНДЕКС ИЗОЛЯЦИИ – процент испытуемых, лишенных выбора. «ИИ» очень чувствителен к особенностям организации совместной деятельности детей и стилю отношений учителя к детям.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЗАИМНОСТИ ОТНОШЕНИЙ /КВ/ характеризует «индивидуальность» класса.

Чтобы вычислить коэффициент взаимности, надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:

 

где Р – обще число выборов, сделанных в эксперименте.

Р1 – число взаимных выборов.

Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, нужно прежде всего понять психологический смысл этой величины. Что может означать КВ? Он может свидетельствовать, например, о том, что в данном классе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе.

Коэффициент взаимности может выражать различный характер отношений, существующих в классе. Он может быть показателем действительной сплоченности коллектива на базе совместной деятельности, направленной на повышение успеваемости, на выполнение различных общественно полезных дел. Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности класса на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в классе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т.д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями может скрываться противоположное содержание взаимоотношений, выявленных в ходе эксперимента.

Для педагога важна не сплоченность любой ценой, а коллективистская сплоченность, основанная на общественно полезной деятельности.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)