Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Существуют различные виды классификации потребностей





1. По отношению к масштабам и структуре производства:

1) абсолютные, перспективные;

2) действительные, необходимые;

3) подлежащие удовлетворению;

4) фактически удовлетворяемые.

 

2. С точки зрения уровня развития:

1) элементарные (физические);

2) высшие (социальные).

 

3. По роли потребностей в воспроизводстве рабочей силы:

1) физические;

2) интеллектуальные;

3) социальные.

 

4. В зависимости от социальной структуры общества:

1) потребности общества в целом;

2) потребности социальных групп;

3) потребности отдельных людей.

 

Но на пути удовлетворения потребностей лежит ограниченность экономических ресурсов, так как все виды ресурсов, а именно земля, труд, капитал, предпринимательская способность являются относительно редкими, т. е. их объема недостаточно для удовлетворения безгранично растущих потребностей.

 

Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке.

На потребительский выбор влияют:

1) личностные факторы:

а) возраст;

б) образование;

в) пол;

2) психологические факторы (например, избирательное запоминание и искажение, характер, темперамент);

3) культурные факторы (например, принадлежность к субкультуре);

4) социальные факторы (принадлежность к определенной социальной группе или политической партии);

5) экономические факторы (доходы, цены на товары, совокупная и предельная полезность).

 

Теория потребительского поведения, исследующая механизм взаимодействия потребностей человека и индивидуального спроса, строится на нескольких гипотезах:

1) доходы всех потребителей ограничены;

2) на все товары и услуги установлены цены;

3) все потребители осуществляют выбор самостоятельно, независимо друг от друга;

4) каждый потребитель стремится вести себя рационально, т. е. увеличить для себя максимальную полезность.

 

Полезность товара (услуги) для каждого человека индивидуальна: один любит хорошо отдохнуть, другой предпочитает хорошо покушать.

Полезность – это свойство товара удовлетворять одну или несколько потребностей человека.



О теории предельной полезности и законе об убывающей предельной полезности говорилось выше.

 

Графически потребительские предпочтения можно представить, используя кривые безразличия, которые представляют собой совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения потребностей (рис. 7).

 

Набор товаров А и В в каждой точке кривой безразличия приносит потребителю одинаковую совокупную полезность.

Например, если кривая безразличия проходит через точки (6;4) и (2;7), то это означает, что набор из 6 товаров В и 4 товаров А приносит потребителю совокупную полезность, соответствующую набору из 2 товаров В и 7 товаров А.

 

Кривая безразличия соответствует некоторой постоянной величине совокупной полезности. Любому иному показателю совокупной полезности будет соответствовать другая кривая безразличия. Для каждого потребителя можно построить бесконечно большое число кривых безразличия. Данный график носит название «карты безразличия» (рис. 8).

 

Рис. 7. Кривая безразличия

 

Рис. 8. Карта безразличия

 

При этом любой набор товаров, соответствующий каждой точке кривой безразличия U2, приносит потребителю большую совокупную полезность, чем любой набор товаров, соответствующий каждой точке кривой безразличия U1.

 

У кривых безразличия можно выделить несколько свойств:

1) кривые безразличия не могут пересекаться;

2) кривые безразличия являются выпуклыми;

3) кривые безразличия имеют отрицательный наклон, причем угол наклона – это отношение предельной полезности товара А к предельной полезности товара В.

 

Все вышесказанное относится к стандартным наборам товаров. Однако существуют и другие формы кривых, характеризующие своеобразные вкусы потребителей:

1) кривая безразличия – горизонтальная линия (например, школьник не возьмет ни одного пирожка с капустой, сколько бы ему их не давали, взамен пирожка с яблоками, если он просто не любит капусту);

2) кривая безразличия – вертикальная линия (например, школьник не отдаст ни одного пирожка с яблоком, сколько бы пирожков с капустой ему ни предлагали взамен, – он не ест пирожки с капустой);

3) кривая безразличия взаимозаменяемых товаров (например, школьнику безразлично, чем перекусить – пирожком с яблоком или пирожком с капустой); следовательно, кривая безразличия будет иметь вид прямой линии с отрицательным наклоном;

4) кривая безразличия взаимодополняющих товаров (например, нитки и иголки являются взаимодополняющими товарами, – поэтому какое угодно увеличение количества катушек ниток не увеличит полезности иголок); кривая безразличия имеет вид прямого угла.

 

Рис. 9. Бюджетная линия

Как уже было сказано выше, выбор потребителя ограничен его денежным доходом и ценами на товары. В самом простом виде бюджетное ограничение потребителя при выборе двух товаров можно представить в виде бюджетной линии (рис. 9).

Каждой точке бюджетной линии соответствует набор товаров А и В, который потребитель может приобрести при данном доходе и ценах на товары. Любое изменение дохода или цен приводит к перемещению бюджетной линии. Если доход потребителя увеличивается, то бюджетная линия из положения 1 смещается в положение 2. Если снизится цена на товар А, то это приведет к перемещению конца бюджетной линии 1 в положение 3.

 

Объединив в одном графике карту безразличия и бюджетную линию, можно получить график потребительского выбора.

Точка пересечения (Е) называется точкой потребительского оптимума, так как расположена на наиболее высоко лежащей (из доступных потребителю) кривой безразличия (рис. 10).

Рис. 10. График потребительского выбора

 

Снижение цены продукта приводит к возникновению эффектов:

 

1) эффект дохода – снижение цены продукта; позволяет потребителю купить большее количества продукта при прежнем уровне дохода, т. е. происходит увеличение реального дохода;

 

2) эффект замещения – снижение цены продукта делает его более выгодным для покупки, что приводит к увеличению желания потребителя заместить им относительно более дорогие товары.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)