Глава 1. Процесс восстановления мирной жизни после окончания Великой отечественной войны
Ковальков Артём Евгеньевич Повседневная жизнь советской семьи в первое послевоенное десятилетие Курсовая работа студента 3 курса очного отделения Научный руководитель: Кандидат исторических наук, доцент Юсупова Людмила Николаевна /Л.Н.Юсупова/ «»2015 г.
Петрозаводск 2015 Оглавление Введение. 2 Глава 1. Процесс становления мирной жизни после окончания Великой отечественной войны.. 8 §1. Проблемы демобилизованных с трудоустройством, инвалидностью и материального обеспечения как аспект повседневной жизни в послевоенное десятилетие. 8
Введение Актуальность темы.Давайте отметим, почему тема повседневной жизни семьи, отдельного человека на исторической сцене стала актуальной? В основном, с разрушением советской модели государства, с установкой политического плюрализма в новом государстве была дана установка «сверху» о том, чтобы наряду с «большой историей» началось исследования в новом для исторической науки направлении «исторической антропологии», «истории снизу», «истории маленького человека». Не смотря на исследования 60 – х и 80 – х годов ХХ века, это направление до сих пор является в истории самым молодым. Почему именно повседневность? Наверное, потому что «история маленького человека» должна преобладать над «большой историей» в связи с богатством исторических источников, история не всегда должна быть объективной, но и субъективной: мемуары и воспоминания отдельных людей содержат огромную долю субъективности, благодаря чему мы можем узнать различные точки зрения на те или иные исторические процессы и потрясения – например, последствия Великой Отечественной войны: голод 1946 – 1947 года, восстановление сельского хозяйства и промышленности, массовая смертность и т.д. Углубленное изучение и анализ субъективных исторических источников: мемуаров, воспоминаний, писем – является основным методом и способом изучения «истории повседневности». После окончания Великой отечественной войны начинается процесс становления мирной жизни – вопрос по сути актуален тем, что многие проблемы по этой теме не были разрешены: современные ученые продолжают изучение повседневной жизни. Безусловно, эта тема останется еще на протяжении многих десятков лет актуальной; давайте обратим внимание на значение слова «повседневность», которое означает каждодневность, будничность или вседневность. Знание повседневной жизни позволяет нам узнать устройство общества, в данном случае советского общества. Итак, многие ученые в повседневность относят следующие аспекты: взаимоотношение одного индивида с другим индивидом, индивида с обществом; уклад жизни человека, условия существования и повседневную деятельность человека, правила общения между членами семьи и нормы взаимоотношений между полами. Все люди постоянно в мире сталкиваются с повседневными проблемами, ориентируются в них и пробуют их решать – все это не может не вызывать интерес у людей. После событий Второй мировой войны и Великой Отечественной войны стали обращать внимание на человеческие судьбы, «исковерканные» войной, именно, это и достойного размышления здраво мыслящего ученого. Начиная с 60 – х годов и заканчивая 80- ми годами ХХ века, историки – антропологи вели остро дискуссионные темы, дебаты по истории «повседневности»: до сих пор продолжается сбор важных документов, мемуаров отдельных людей и другого рода источников по «истории повседневности». Исходя из выше сказанного, можно твердо аргументировать об актуализации данной темы: опираясь на знания зарубежных историков по истории повседневности, российские ученые в дальнейшем разрабатывают эту теорию, методы и принципы исследования «повседневности». Цель курсовой работы- изучить и проанализировать основные аспекты в повседневной жизни семьи: повседневный быт и деятельность, семейный уклад жизни, правила взаимоотношений между членами семьи, условия жизни в период первого десятилетия после Великой Отечественной войны. Итак, какими способами можно достичь поставленную цель курсовой работы? Можно выделить следующие основные задачипо данной работе: 1. Углубленное изучение и сопоставление теоретического материала по теме работы; 2. Расширение знаний по теории повседневной жизни: дать полную характеристику и сведения об условиях жизни в семье в период мирного становления жизни после Великой Отечественной жизни; 3. Сопоставить новые теоретические знания с ранее изученным материалом; 4. Проанализировать изученный материал и сделать соответствующие выводы по нему. Объект исследования –советская семья, жившая в период первого послевоенного десятилетия, после 1945 года; Предмет исследования - повседневный быт и деятельность, семейный уклад жизни, правила взаимоотношений между членами семьи, условия жизни в период первого десятилетия после Великой Отечественной войны. Источниковедческий обзор.В работе используются разного вида исторические источники, которые можно классифицировать следующим образом: мемуарные источники, воспоминания людей о том, как складывалась их жизнь после войны; также используются официальные документы и письма. Например, из такого рода документов используется закон СССР от 23 июня 1945 года «О Демобилизации старших возрастов личного состава Красной Армии». Также в данной курсовой работе используются воспоминания военнослужащих, демобилизованных после войны, воспоминания «детей и жертв войны»: воспоминания Болябкиной Н.Н., Иващенко Галины Ивановны; воспоминания о послевоенной моде и т.д. По данной теме преобладающим видом источников являются воспоминания людей живших в послевоенный период, база официальных документов в данной работе: законов, указов – предоставлена очень узко. Историографический обзор. Многие ученые вложили свой вклад в разработку темы повседневности: одним из таких людей стала Наталья Пушкарева, российский историк – антрополог, написавшая множество работ в этом направлении, например «Частное и общественное: гендерный аспект» и «История повседневности: предмет и методы», а также А.В. Ильясова, сотрудник ФИПП РГГУ, написавшая работу ««История повседневности» в современной российской историографии». Современные антропологи отмечали в своих работах, что в связи с тем, что в 80 – е годы ХХ века был сделан радикальный поворот в изучении социума, стали обращаться к «истории в лицах»: на историческую сцену стал возвращаться индивид. «Что это значит?» – можно задать вопрос. Многие российские философы – идеалисты, особенно в дореволюционный период и в начальный период становления советского государства, считали, что термин «повседневное» не достоин их внимания, изучения, видя в нем что-то обыденное, не нуждающееся научного размышления, понятное и закономерное каждому человеку: но каждый ли способен в этом разобраться? Спецификой историографического обзора является наличие литературы постсоветского периода. Так как новое направление – история повседневности - в исторической науке началось развиваться лишь в 60 – 80 – е годы ХХ века, база советской литературы была маленькой и существовали единичные работы, в данной работе она не будет предоставлена. В работе используется литература следующих исследователей: Равили Рахимяновны Хисамутдиновой «Послевоенная демобилизация и проблемы, связанные с ней» - в этой статье описываются трудности, связанные с демобилизацией военнослужащих, целью статьи было ознакомление с положением военнослужащих после войны: вопросы о трудоустройстве, помощи со стороны государства в материально – бытовой поддержке. Исследователь приводит в статье положение закона СССР «О демобилизации военнослужащих старшего возраста личного состава Красной Армии», акцентируя внимание на то, что государство не всегда могло выполнить эти требования. Кандидата исторических наук Н.В. Хомяковой «Социальная политика советского государства на Южном Урале после окончания Великой Отечественной Войны. 1945—1953 гг. (на примере Челябинской и Чкаловской областей)». Ценность монографии в том, что она дает важнейшие данные о том, какие были проблемы повседневности после войны, связанные с трудоустройством, выплатой пенсий, материальной поддержки детям и матерям, инвалидам. Эта монография обогащена статистическими данными в области социальной политики государства по защите малоимущих и неполных семей, потерявших своего кормильца. Хронологические рамки работы.Нижней границей в хронологии является 1945 год – время, когда заканчивается Великая Отечественная война, начинается мирная жизнь, меняются принципы и условия повседневной жизни, меняются основные ценностные установки в семье, процесс досуга. Верхней границей является 1953 год – смерть И. В. Сталина (Джугашвили), конец периода «позднего сталинизма», смена этого периода «оттепелью», приходом к власти Н.С. Хрущева. Территориальные рамки работы.Данная работа не ограничивается в территориальных рамках, перечисляются следующие административные районы СССР: Белорусская ССР – Барановичи и Мальковичи, КФССР, Рязанская и Челябинская область, территория Южного Урала – Чкаловская область: Агаповский, Чесменский, Ташлинский и Увельский районы, также приводятся и другие регионы страны в используемой литературе и воспоминаниях рядовых граждан СССР. Практическая значимость работы.Данную курсовую работу можно использовать при написании дипломной или монографической работы, Также работу можно использовать в качестве лекций и бесед на уроках истории, при построении факультативных занятий: работы по этой теме ранее разрабатывались исследователями в области исторической антропологии и истории повседневности . Курсовая работа содержит анализ и углубленное изучение по теме повседневности, опираясь на результаты работы, можно использовать при написании других курсовых работ.. Структура работы.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитые на параграфы, заключения и списка используемых источников и литературы. Первая глава посвящена событиям, развивающимся после Великой Отечественной войны: как меняется повседневная жизнь советских семей в условиях становления мирной жизни. Здесь нужно заострить особое внимание на том, как происходил процесс демобилизации военнослужащих, какие трудности возникали с этим явлением, а именно какое отношение складывается в стране к победителям, какую материальную и бытовую помощь оказывало им советское государство, трудно ли было трудоустроиться на работу. Второй аспект в этой главе был посвящен реэвакуации советских семей в родные места, на свое место жительство: здесь стоит обратиться к мемуарным сведениям и воспоминаниям членов семьи, как им предстояло восстанавливаться, что их ждало при возвращении домой? Вторая глава подробно дает характеристику условиям повседневной жизни: семейному укладу, деятельности членов семьи, о быте и досуге, воспитании детей. В отдельном параграфе говорится об одежде и роли советской моды в повседневной жизни. А также особое изучение требуют нормы взаимоотношений между полами, складывании в период послевоенного десятилетия матриархата в семье, о главенствующей роли женщины в семье.
Глава 1. Процесс восстановления мирной жизни после окончания Великой отечественной войны
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1189)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |