Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Экономическая наука и общество





Экономика

 

Курс лекций по дисциплине

Для студентов технических специальностей

Заочной формы обучения

 

Екатеринбург

Издательство УрГУПС

УДК У9(2)0

Э40

 

Курс лекций по дисциплине «Экономика» для студентов технических специальностей заочной формы обучения – Екатеринбург: УрГУПС, 2012.-с.

 

ISBM

 

Курс лекций по экономике предназначен для студентов заочного факультета неэкономических специальностей вуза и содержит краткий обзор тем, рассматриваемых при изучении дисциплины.

Курс лекций состоит из трех разделов: введения в экономическую теорию, микроэкономики и макроэкономики. В рамках макроэкономики рассматриваются также темы, связанные с функционированием мировой экономики а также экономики переходного периода.

Каждый раздел включает темы, рассматривающие обозначенные в начале каждой темы вопросы. В тексте поясняется содержание экономических терминов и приводятся их английские эквиваленты, а также используется графический анализ.

В конце каждой темы предложены вопросы для самоконтроля и список литературы, рекомендуемый для углубленного рассмотрения проблем.

 

 

УДК У9(2)0

Э40

 

Рецензент: Е.В. Ревина, доцент кафедры «Мировая экономика и логистика», к.э.н, УрГУПС

 

 

ISBM

 

©Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС),2012

 

Курс лекций подготовлен авторским коллективом кафедры «Мировая экономика и логистика» УрГУПС под редакцией ст преподавателя Маликиной Л.А.

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

 

Тема 1 − доцент Сухина Л.В.

Тема 2 − преподаватель Зорков М.С.

Тема − преподаватель Черепанова Л.А.

Тема 5 − преподаватель Морозова О.Ю.

Тема 6,7 − доцент Родайкина М.А.

Тема 9,13 − преподаватель Маликина Л.А.

Тема 10,11,12 − доцент Ревина Е.В.

Тема 16 − доцент Сухина Л.В., ассистент Павлова Т.Н.

Тема 17 − доцент Зоркова Н.А.

 

 

оглавление

 

Раздел I. Введение

1. Предмет и методы экономической науки. Основные направления экономической мысли

2. Основы общественного производства



3. Собственность и экономические системы

 

Раздел II. микроэкономика

Общая характеристика рыночной экономики

5. Основы теории спроса и предложения

6. Теория потребительского поведения

7. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции

8. Рынок факторов производства

Рынок несовершенной конкуренции

 

Раздел iII. макроэкономика

10. Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели

11. Совокупный спрос, совокупное предложение и макроэкономическое равновесие

Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития рыночной экономики

13. Инфляция

14. Бюджетно-налоговая политика и бюджетно-налоговая система

15. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства

16. Социальная политика государства

17. Международная торговля и протекционизм

 

Тема 1. Предмет и методы экономической науки

Основные направления экономической мысли

 

план:

1. Экономическая наука и общество

2. Методы изучения экономических процессов

3. История экономической науки

 

Экономическая наука и общество

 

Процесс постижения научной тайны экономики прошел длительный путь. То, над чем столетиями билась экономическая мысль и что познавалось с огромным трудом, со временем стало «азбучной истиной». По мере развития материального производства, систематизации и обобщения научных знаний стало очевидно, что глубинным двигателем истории человечества является производство материальных благ. Лишь благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных процессов общество может существовать и развиваться, поэтому экономика – есть фундамент всякого общества. Еще в IV в. до н. э. древнегреческий мыслитель Ксенофонт писал: « Земледелие – мать и кормилица всех профессий!»1.

И это действительно так: человечество всегда жило экономикой, и лишь на этой основе могли существовать политика, религия, наука, искусство. В настоящее время экономика особенно властно вторгается в жизнь каждого человека и люди стремятся больше знать о ней. Так что же такое «экономика»? Термин «экономия» и производное от него «экономика» происходит от слияния греческих слов «ой -кос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон. Значит, экономика – это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука – это наука о законах развития хозяйства.

Является ли экономическая наука практической дисциплиной или представляет собой преимущественно академический предмет? Ответ на поставленный вопрос дал в свое время выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс: «Идеи экономистов и политических мыслителей, - и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди – практики, которые считают себя совершенно

В поле зрения экономической науки - такие проблемы, которые касаются всех сторон хозяйственной жизни, как общества в целом, так и граждан. Экономическая наука рассматривает и проблемы политического характера, решение которых также затрагивает интересы человека: пособие по безработице, различного рода социальные выплаты, проблемы конверсии и др. Экономическая наука рассматривает многочисленные вопросы, касающиеся предпринимательства. Наконец, экономическая наука должна ответить на вопросы, касающиеся нации и общества в целом: например, когда мы выйдем из кризиса, каковы перспективы дальнейшего экономического и социального развития. Вот почему каждый гражданин общества должен знать основы экономической теории.

Однако, при всей практической полезности экономическая наука, по мнению некоторых исследователей, представляет собой предмет преимущественно академический.2

В мире экономической науки существуют многообразные отрасли знаний о конкретных экономических процессах в производстве, обмене, распределении, потреблении: бухгалтерский учет, статистика, организации производства, труда, сбыта продукции, финансировании предприятий и др. В отличие от этих конкретных знаний экономическая теория не подчинена решению конкретных экономических задач, хотя знание ее может помочь и в управлении предприятием и в его финансировании. В экономической теории жизненные проблемы изучаются не с индивидуальной, а с общественной точки зрения.

Поэтому в семье всех экономических наук экономическая теория является головной. А предмет ее может быть определен следующим образом. Экономическая теория – это наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных производственных ресурсов. Экономическая теория тесно соприкасается с другими науками: социологией, политологией, психологией, историей.

Как всякая наука, экономическая теория выполняет одновременно ряд функций:

1. Познавательная функция. В этой функции экономическая теория изучает то, что есть в экономике ( например, уровень безработицы, инфляции), дает научное представление об экономических процессах.

2. Практическая функция. Она обосновывает необходимость определенных действий, определенного экономического поведения людей.

Следовательно, в практической функции экономическая наука определяет не то, что есть, а то, что должно быть, т. е. какие конкретные условия экономики желательны или нежелательны для общества (например, уровень безработицы и инфляции следует сократить).

Таким образом, практическая функция показывает, что экономическая наука включает политические и морально-этические принципы. Отвечая на вопросы: как стимулировать экономический процесс, как выйти из кризиса, как социально защитить население от негативных рыночных явлений экономическая теория неизбежно выходит на проблемы экономической политики.

3. Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является методологической основой для ряда других наук, например для маркетинга, статистики, менеджмента.

4.Не всегда упоминается в учебниках, но тем не менее всегда осуществляется экономической теорией идеологическая функция, которая заключается в выражении определенных социально-классовых и национально-государственных интересов. Например, меркантилизм выражал интересы наций, борющихся за торговую гегемонию на мировом рынке; физиократы отстаивали интересы аграрных народов; классическая политэкономия и современный монетаризм выражают интересы развитых капиталистических государств.

Вот почему знание основ экономической теории необходимо не только для гуманитарного и экономического образования, но и для определения своего выбора в жизни. Человек с более широким кругозором и глубоким пониманием сущности происходящих в современном мире экономических процессов в конечном счете добьется большего материального успеха.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)