Типы рынка и его функции
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях. Экономическая функция – это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающая ее сущность. К числу важнейших функций относятся: - функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене; - стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимум прибыли; - регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства; - функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной заработной платы; - эквивалентная функция. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным "эталоном", соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара; - функция демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей - конкурентов. История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный (классический), регулируемый и деформированный. Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определяющую роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами. 1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними. 2. Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества. 3. Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала. 4. Абсолютная информированность о рынке (норме прибыли, спросе предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов — продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации. 5. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т. д.). 6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами. 7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции. 8. Отсутствуют монополизм (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование. Перечисленные выше черты классического рынка позволяют сделать вывод о рынке как саморегулирующей системе, характеризующейся высокой степенью рационального поведения рыночных субъектов, гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям, способностью удовлетворения разнообразных неограниченных потребностей. Несмотря на ряд достоинств свободного рынка, ему присущиинедостатки: 1. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни. 2. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денежной массы для развития производства. 3. Принципы свободной конкуренции не обеспечивают соблюдение правил и норм поведения в обществе, что приводит к нежелательным эффектам (например, загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания вредными веществами и др.), развитию наркомании, алкоголизма и т. д. 4. Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление и др.). 5. Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований в науке и технике, а они крайне необходимы для развития общества в отдаленной перспективе. Свободный рынок — это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность. Сегодня у нас многие считают, что переход к рыночной экономике означает формирование свободного рынка, ибо только свободный рынок обеспечивает полное раскрепощение инициативы и деловой активности людей, улучшение их жизни. Но в действительности полной свободы нет и быть не может. Еще Н. И. Бухарин отмечал, что хозяйствующий субъект в своих мотивах и действиях зависит от общественной среды, а Г. В. Плеханов подчеркивал, что свобода хозяйственной деятельности не существует сама по себе, а является следствием познания экономических законов и заключается в умении подчиняться им и наивыгоднейшим образом комбинировать свою деятельность в соответствии с объективными взаимосвязями. Дж. Гэлбрейт утверждает, что сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита. Кто призывает к этому — это человек с психическим заболеванием клинического характера. Итак, не может быть полной экономической свободы, но должна быть достаточная экономическая свобода, которая способствует быстрому развитию экономики и которая обеспечивается развитием нормального, цивилизованного, регулируемого рынка. Цивилизованный (регулируемый) рынок — это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Следовательно, рынок должен быть регулируемым, с тем чтобы снять или как-то ограничить отрицательные его последствия. Рынок может регулироваться: — с помощью своего собственного рыночного механизма (конкуренции, прибыли, цен, спроса и предложения); — государством прямо или косвенно через госзаказы, налоги и т. д. Для нас же крайне важно, как отмечал В. Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Пока нет ни одного государства, которое идеально отвечало бы этим требованиям. Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство в рыночные отношения приводит к их деформации. Наиболее ярким примером деформации рынка может служить рынок в нашей экономике. Условия функционирования рынка у нас были таковы, что его положительная роль в развитии экономики была сведена на нет, отсюда заявление об отсутствии рынка, что не совсем правильно отражает реальность, ибо акты купли-продажи существовали. Личное подсобное хозяйство в разные годы носило разную степень товарности, но без него крестьянин не мог бы существовать. Таким образом, рынок был и есть, но он серьезно деформирован. Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы. 1. Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности. 2. Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности. 3. Монополизм производителя и торговца. 4. Несбалансированность спроса и предложения. 5. Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция — нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т. д. 6. Расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков. 7. Развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков. 8. Замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом. 9. Деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений, отсутствие мотивации к эффективному труду. 10. Отсутствие у потребителя права выбора товара. Чтобы устранить деформацию рынка, безработицу, инфляцию, нестабильность, необходимо создать определенные условия для функционирования рынка. Такими условиями следует считать: - наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиформизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции; - достаточное количество производителей, не менее 15—20 изготовителей однотипной продукции (если 4—5 — это олигополия, если 1—2 — это монополия, что может сдерживать развитие рынка); - свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирование и др.), т. е. свободная купля-продажа, - право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задаст извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей — это своеобразная реакция на цены, но она не устраняет рынок; - свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность и использование факторов (материальных, трудовых, финансовых) производства для его развития, возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка — это обязательное условие для функционирования здоровой экономики; - полнота и доступ всех хозяйственников к информации о состоянии рынка; - наличие рыночной инфраструктуры, т. е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок.
Читайте также: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (845)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |