Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос: понятие, кривая, факторы, влияющие на спрос





 

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах, которые образуют рыночный механизм: цена, спрос и предложение. При этом два последних параметра считаются важнейшими как в микро-, так и макроэкономике. Анализ спроса и предложения позволяет проникнуть в суть экономических проблем, таких как влияние различных рыночных условий на цену товара и эффективность производства, оценка последствий государственного регулирования экономики, использование фирмой различных форм материального стимулирования работников, применение налоговой политики, индексация доходов и т. д.

Остановимся сначала на спросе. Термин «спрос» имеет для экономистов специфическое значение.

Спрос – обобщающий термин, характеризующий поведение как фактических, так и потенциальных покупателей.

Спрос – это платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатель готов заплатить за нужный ему товар.

Итак, спрос можно определить как желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать по формуле

 

D = PQ, (1)

 

где Р – цена;

Q – количество товаров и услуг, реализованных по этим ценам.

Объемом спроса называется максимальное количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и другое.

Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенный объем спроса. Это позволяет дать определение закону спроса. При прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот).

Зависимость объема спроса от факторов называют функцией спроса.

В общем виде функцию спроса можно записать следующей формулой:

 

Qd = f(Pх), (2)

 

где Qd – объем спроса на товар;

Рх – цена товара.



 

Функцию спроса от цены можно задать тремя способами: табличным, графическим и аналитическим.

 

Табличный способ

Предположим, что у нас есть товар (тульский пряник), спрос на него со стороны покупателей и цена за единицу изделия представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Объем спроса (Q), шт. Цена (Р), руб.

 

Графический способ

 

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену P) по вертикальной, а зависимую (величину спроса Q) – по горизонтальной оси (рис.1).

 

 
 

 

 


Рис. 1. Зависимость величины спроса от цены

Кривая спроса (D) показывает, какое количество экономического блага готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени при прочих равных условиях. Она характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. Изменение объема спроса в зависимости от цены на товар представляет собой движение по кривой спроса (рис. 1).

 

Аналитический способ

 

Qd = abPx, (3)

 

где Qd – объем спроса на товар

Рх – цена товара;

а – минимальный объем спроса на товар, независящий от цены;

b – реакция величины спроса на изменение цены.

 

Например: Qd = 7 – 2P.

При изменении величины a, происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется угол наклона кривой.

При этом различают: индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос предъявляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме.

Совокупный спрос – это платежеспособная потребность общества в целом, т. е. государства, предприятия (фирмы) и населения.

Рыночный спрос определяется суммированием величин индивидуального спроса при разных ценах (рис. 2).

 

 
 

 


а б

 

Рис. 2. Типы спроса: а - индивидуальный; б - рыночный

 

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы (неценовые):

- размер дохода потребителя (I, incomе);

- вкусы покупателей (T, tastes);

- цены на другие товары (Pa ... Pz, prices);

- общее число покупателей, размер рынка (X);

- накопленное имущество (W, wealth);

- инфляционные ожидания (IE, inflationary expectations);

- другие факторы.

Данные факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

 

 
 

 


Рис. 3. Сдвиг кривой спроса

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т. е. сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров, за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом (заменителем) данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплементарное благо (взаимодополняющие товары: например, ботинки и шнурки) сокращает спрос на данное благо. На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, что при уменьшении цены увеличивается количество потребляемого товара. Если же вы хотите сохранить свое потребление на прежнем уровне, то на свободные деньги можно приобрести другие товары, что делает вас богаче. При этом спрос все равно будет увеличиваться, т. к. люди с более низкими доходами смогут удовлетворять свои потребности с помощью данного товара.

Эффект замещения показывает взаимосвязь между товарами-заменителями. Например, снижение цены на более дорогие кексы приведет к переключению покупателей с пряников на данные кексы.

Данные эффекты действуют во взаимодействии друг с другом. В различных ситуациях один из эффектов может преобладать над другим, и тогда возникают отклонения от вышеназванного закона спроса.

Эффект Гиффена – когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение к повышению спроса. Данный эффект характерен для низших товаров, которые занимают значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля всех потребительских расходов). Товары называют товаром Гиффена, таким товаром для китайцев является рис, а для русских – картофель. Эффект дохода перевешивает эффект замещения и кривая спроса имеет вогнутый характер.

 
 

 


Рис. 4. Спрос на товар Гиффена

 

Эффект «сноба» - некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, т. к. товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все». Например: уменьшение потребителей высшего класса на курортах в Турции.

Эффект Веблена - когда спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары возрастает при увеличении цены на них, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений. Например: спрос и стоимость жилья на Рублевке с каждым годом увеличивается.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- кривая спроса сдвигается, если происходит изменение какого-либо фактора, влияющего на объем спроса;

- движение вдоль кривой спроса показывает ответную реакцию потребителей на изменение цены товара.

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1752)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)