Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Монополия и ее признаки





Крайним случаем несовершенной конкуренции является «чистая монополия». Фирму принято считать чистым монополистом, если она выступает в качестве единственного производителя данного товара. Выпускаемая ею продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Чистая монополия характеризуется следующими признаками:

1. Наличие единственного продавца данного вида товара, то есть понятие фирма и отрасль совпадают.

2. Отсутствие субститутов –заменителей. Фирма производит такой уникальный продукт, который не имеет близких заменителей. Это означает, что у покупателя нет альтернативного выбора, а у производителя нет необходимости рекламировать свой товар. Если чистые монополии, производящие продукт общественного пользования, рекламируют его, то это скорее для престижа, так как конкурентов нет.

3. Вступление в отрасль новых производителей фактически невозможно вследствие наличия экономических или юридических входных барьеров.

Монопольное положение фирмы может быть «естественным», но может быть создано искусственно. Это зависит от причин, ее порождающих. Существует три причины:

− экономия от масштаба;

− контроль над редкими и очень важными ресурсами;

− государственное ограничение притока новых производителей.

Естественная монополия – это монополия, существование которой вызвано выраженным эффектом масштаба, т.е.долгосрочные средние затраты достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

При несовершенной конкуренции фирма попадает в ситуацию, когда каждая последующая единица продукции продается по более низкой цене, то есть цена не является постоянной величиной. Увеличение объема продаж приводит к уменьшению рыночной цены. Поэтому кривая спроса для монополиста (d) имеет отрицательный наклон. Также отрицательный наклон имеет линия предельного дохода монополиста (MR), пересекающая ось объемов в точке, делящей пополам максимаьную величину спроса. (рис.1) .



Рис.1. Предельный доход (MR) и спрос (d) монополиста.

 

При рассмотрении вопросов эластичности спроса по цене имеет место известная взаимосвязь между ценой (P) и совокупным доходом (TR): если спрос эластичен, то уменьшение цены вызывает увеличение совокупного дохода, и наоборот, неэластичный спрос приводит к падению дохода при снижении цены (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Взаимосвязь предельного и валового дохода монополиста.

Соединим график спроса и предельного дохода фирмы с графиком общего дохода (рис. 2). Если кривая спроса имеет вид прямой, как на нашем графике, то ее верхняя часть (выше точки единичной эластичности) отражает эластичный спрос, то есть при снижении цены общая выручка TR растет. При Ed = 1 общая выручка принимает максимальное значение, а предельный доход MR равен 0. Объем продукции Q2 при цене P2 является оптимальным для данной фирмы. Участок линии спроса ниже точки Е=1 характеризует неэластичный спрос, предельный доход принимает отрицательное значение, а общий доход снижается до 0. Таким образом, оптимальный объем производства для фирмы-монополиста будет располагаться на участке с неэластичным спросом.

Для определения оптимального объема необходимо соотнести предельный доход с предельными издержками (рис.3).

Рис. 3. Равновесие монополии в краткосрочном периоде

Для нахождения объемов продукции, дающих максимальную прибыль, находим точку пересечения MR и MC (точка A). Перпендикуляр, опущенный из точки A на ось абсцисс, показывает количество продукции Q1, которое необходимо произвести для получения максимальной прибыли. Продолжение данного перпендикуляра вверх дает точку пересечения B с линией спроса d. Данная точка помогает определить, по какой цене Р1 возможно продать продукцию в количестве Q. Проекция точки на ось ординат показывает цену P1. Точка С отражает уровень средних затрат (АС). Площадь прямоугольника P1ВQ10 - это общая выручка (TR), получаемая фирмой-монополистом. Валовая выручка TR подразделяется на общие затраты и прибыль фирмы. Общие затраты зависят от средних затрат на единицу продукции и количества произведенной продукции (TC = ATC ·Q). Если мы из общей выручки (TR) вычтем общие затраты (TC), то получим величину общей прибыли TP, которая измеряется площадью прямоугольника P1ВАС.

Условие максимизации прибыли для монополии имеет следующий вид:

MC = MR < P. В отличии от фирмы в условиях совершенной конкуренции, монополия прекращает увеличение производства до того, как предельные затраты сравняются с рыночной ценой.

Наличие монополий в экономике может иметь и отррицательные, и положительные последствия. К числу отрицательных последствий существования этой формы несовершенной конкуренции могут быть отнесены более высокая цена для потребителя и меньшие объемы производства по сравнению с ситуацией совершенной конкуренции (рис. 4). При совершенной конкуренции объем выпуска Q2 определялся бы точкой пересечения кривой предельных затрат MC с линией спроса d, а рыночная цена составила бы P2. Отсюда следует, что при монополии объем продукции будет меньше, чем при свободной конкуренции (Q1 < Q2), а цена - выше (P1 > P2).

Ущерб, наносимый обществу монополией будет определяться площадью фигуры E1Е2Е. Причем площадь СEЕ2 составит потери покупателя, так как он сможет по цене P1 купить лишь Q1 единиц товара (вместо Q2 по цене P2). Наряду с этим монополия присвоит себе и ту часть доходов потребителя, которая соответствует площади прямоугольника P1Е1СP2, поскольку в условиях совершенной конкуренции излишек потребителя составила бы площадь треугольника P2Р0E2.

 

Рис.4. Потери от несовершенной конкуренции

Для измерения степени монопольной власти над ценой используется индекс английского экономиста Аббы П. Лернера (1905-1982).

 

где L – индекс Лернера, МС – предельные издержки, Р – цена на продукцию, установленная монополистом.

Смысл индекса в следующем: в условиях несовершенной конкуренции монопольная цена выше предельных издержек (P>MC). Следовательно, интервал от 0 до 1 как раз и характеризует силу монопольной власти.

В целях достижения оптимального объема производства фирма-монополист назначает различные цены для разных покупателей. Практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу, не связанная с различиями в затратах, называется ценовой дискриминацией.

Проведение такой политики должно отвечать двум основным условиям. Во-первых, исключается свободное передвижение купленных товаров с дешевого рынка на дорогой с целью их перепродажи. Во-вторых, продавец должен уметь разделять покупателей на группы в соответствии с их эластичностью спроса на товары. Причем покупателям, обладающим низкой эластичностью спроса, обычно предлагается повышенная цена, и наоборот, высокий эластичный спрос способствует снижению цены.

Существует три вида, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией.

 

Дискриминация первой степени, или совершенная дискриминация проявляется в том, что на каждую единицу произведенного однородного товара устанавливается своя цена - максимальная, которую может и готов заплатить покупатель. Эта ценовая политика применяется в условиях индивидуального производства, когда изготовление и реализация какого-то товара, например новой техники, осуществляется по заказам конкретных потребителей.

При проведении ценовой дискриминации второй степени выпускаемая монополией продукция или оказываемые услуги группируются в партии, на которые устанавливаются различные цены. Обычно она связана с изменением в объемах потребления. Этот вид ценовой дискриминации на практике осуществляется в форме скидок и надбавок на цены товаров и услуг. Например, квартирная плата за нормативную площадь платится по одной ставке, за излишки жилой площади - по завышенной; или двух (и более) ставочные тарифы при оплате электроэнергии, газа, воды, телефонных услуг. Сложные шкалы скидок и дисконтов применяются при закупках различных по объему партий товара.

Ценовая дискиминация такого рода применима в отраслях с достаточно массовым производством, когда нет возможности индивидуализировать, выделить каждую отдельную товарную единицу. Если использование скидок и дисконтов позволит значительно увеличить объем продаж, то фирма-монополист может получить существенный эффект от масштаба производства. Тогда даже при минимальных тарифах снижающиеся затраты выпуска будут обеспечивать рост общей прибыли.

В отличие от второго вида, ценовая дискриминация третьей степени предполагает разделение самих покупателей на отдельные группы или рынки, где устанавливается своя цена реализации.

При проведении данной ценовой политики особенно важно, чтобы исключалось свободное перемещение купленных товаров или услуг между рынками и спрос на каждом из них не зависел от цен, устанавливаемых на другом рынке.

Довольно типичным примером в данном случае является предоставление частных услуг врачами, адвокатами, учителями и другими. В частности, практикующий врач берет с состоятельных пациентов, как правило, более высокую плату, чем с малоимущих. При этом он может не опасаться, что клиент, заплативший за эту услугу дешевле, тут же перепродаст ее по более дорогой цене.

 

Олигополия

Олигополией называют рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.

Первая характерная черта олигополии - немногочисленность. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров. Измерение степени концентрации рынка осуществляется с помощью индекса Герфиндаля, который вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные (сталь, алюминий), так и дифференцированные (автомобили, сигареты) продукты.

Вторая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль.

Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т. д.

Третья черта - всеобщая взаимозависимость.

Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (862)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)