Методы и приемы разрешения политических конфликтовТактические методы и приемы воздействия на конфликтные ситуации делят обычно на две группы: 1) с применением насилия (войны, революции, перевороты, различного рода террористические акты, погромы и т. д.); 2) ненасильственные действия, т. е. традиционные инструменты мирного разрешения конфликтов, существующие на уровне центральной власти (суд, референдум, парламент и т. д.). Правда, споры решаются обычно в пользу какой-то одной стороны. Побеждает в этом случае либо простое большинство, либо «сложное большинство» доказательств, аргументов, юридических норм, защищающих позицию одной стороны и осуждающих позицию другой. Тем самым проблема выигрыша—проигрыша постоянно находится на первом плане. Гораздо перспективнее с точки зрения достижения согласия выглядит переговорный процесс, позволяющий добиться компромисса и установить консенсус. В ходе этой процедуры участники могут применять различные приемы: давление (шантаж, угрозы, ультиматумы), выжидание (цель — вынудить партнеров давать первыми информацию), затягивание, «уход», постепенное повышение сложности и т. д. Нужно подчеркнуть, что перечисленные приемы и методы не заданы раз и навсегда, они изменяются, развиваются и усложняются. По мере развития переговорной практики появляются новые виды тактических приемов. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в последнее время в связи с общей интенсификацией переговорных процессов в мире. Пример тому — путь так называемой «народной дипломатии», когда представители негосударственных организаций выступают как участники переговорного процесса. Другой путь урегулирования конфликтов — посредничество — способствует изменению расстановки сил и создает стимулы для мирного урегулирования. Механизм посредничества зависит от конкретных исходов вооруженного конфликта: в одном случае это может быть победа центральной власти над сепаратистскими силами в регионе (Чечня), в другом — победа де-юре и де-факто сепаратистких сил над центром (Эритрея или Восточный Тимор), в третьем — фактическая победа «мятежных» регионов над Центром (самопровозглашенные республики в Абхазии или Нагорном Карабахе), в четвертом — появление «зон ограниченного суверенитета», где фактически устанавливается международный протекторат (Косово), и т. д. (см. главу XIII). Но независимо от исхода в зоне постконфликтного развития третья сторона (посредник) решает ряд важнейших практических задач. 1. Налаживает переговорный процесс «всех» со «всеми» на всех уровнях, а также под международным контролем создает условия для проведения референдума о статусе территории. Необходимые для этого условия — признание сторонами ответственности за произошедшее и признание нанесенного ущерба; готовность исправить ошибки (включая готовность провести судебные процессы над военными преступниками); восстановление отношений на межобщинном уровне, создание атмосферы доверия. 144 Глава IX. Технологии разрешения политических конфликтов § 2. Методы и приемы разрешения политических конфликтов 145
Таким образом, третья сторона использует технологии посредничества и фасилитации. При этом применяются различные приемы: «к доверию шаг за шагом», «втягивание в процедурные рамки», «формирование конечной картины» и др. 2. Реконструкция экономической сферы и систем жизнеобеспечения. Основные их компоненты: · - политический (восстановление структур государственной власти и налаживание функций управления, помощь в разработке Конституции, подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления (МСУ), формирование органов правопорядка и судебных структур); · - экономический (возобновление работы предприятий и восстановление разрушенной инфраструктуры); · - социальный (решение проблем занятости, особенно молодежи; возобновление работы учебных заведений; создание сети социальных служб; обустройство беженцев и пр.); · - информационный (возобновление работы СМИ, учреждений культуры). 3. Реабилитационная работа с населением, пострадавшим в ходе вооруженного конфликта, вследствие чего развиваются массовая невротизация и коллективные фобии. В этом плане важны: - социальная реабилитация людей (предоставление им рабочих мест, обучение в центрах занятости и переквалификация, предоставление пособий, обеспечение инвалидов и т. д.); - психологическая реабилитация (психологическое консультирование, психотерапевтическая работа и пр.); - медико-биологическая реабилитация (лечение больных, оказание помощи раненым, профилактика заболеваний, предотвращение эпидемий и пр.). Таким образом, третья сторона предоставляет масштабную помощь населению или создает каналы для ее поступления. При решении всех этих задач возникают порой серьезные проблемы. Первая проблема связана с соблазном великих держав стать главным «устроителем дел» в постконфликтном пространстве с тем, чтобы превратиться в заинтересованного геополитического игрока. Вторая проблема касается возможной «борьбы за лидерство», что неминуемо разрушает роль посредника в качестве единой силы, способной разрубить этот «узел». Таким образом, демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает проведение ряда специальных процедур. 1. Взаимного и оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте. 2. Сознательного взаимного воздержания от применения силы или угрозы применения силы, способной сделать конфликтную ситуацию неуправляемой. 3. Объявления взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт. 4. Подключения арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий. 5. Использования существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, которые втянуты в конфликт. 6. Создания и поддержания атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем. Отечественные исследователи неоднократно скептически высказывались в отношении применения зарубежных методик и механизмов урегулирования конфликтов для российской действительности. Неудачи прямой экстраполяции моделей анализа переходного общества, в основу которых положен опыт стран Латинской Америки и Южной Европы, во многом объясняются игнорированием естественного различия институциональных сред и контекста, в котором происходит этот переход. Об этом же пишут ряд зарубежных авторов, делающих акцент на необходимости учета специфики истории России. Однако это вовсе не означает, что перед российскими теоретиками и практиками стоит задача выработки каких-то принципиально иных технологий, способов и инструментов разрешения региональных конфликтов. Напротив, речь идет о том, что современная наука должна предложить механизмы адаптации уже сформировавшихся за рубежом средств и методов к чрезвычайно подвижной и нестабильной российской социально-политической среде. 146 Глава IX. Технологии разрешения политических конфликтов Новейшая политическая история человечества подтвердила возможность разрешения крупномасштабных конфликтных ситуаций с помощью политических компромиссов, создания систем взаимного контроля за выполнением принятых обязательств. При этом все более очевидно: перспективы разрешения конфликтов должны быть тесно связаны с культурной трансформацией общества, политической элиты, каждого гражданина. Только сила государства, одни лишь политико-правовые механизмы недостаточны для решения крупных социальных задач, в том числе и конфликтных ситуаций. Для успешного урегулирования политических противоборств необходимы и общественные усилия, и качественные сдвиги в области человеческого духа. Контрольные вопросы и задания 1. В чем отличия конфликтов ценностей от конфликтов интересов? 2. Чем отличаются способы разрешения конфликтов ценностей от конфликтов интересов? 3. Что означает мониторинг социально-политических конфликтов? 4. Перечислите основные стратегии разрешения политических конфликтов и охарактеризуйте их отличия. 5. Назовите основные тактические приемы, которые применяются при урегулировании внутриполитических конфликтов. 6. В чем заключается демократический контроль над конфликтными ситуациями в политике? 7. Приведите примеры позитивного опыта разрешения политических конфликтов и назовите технологии, которые в этом случае применялись. Часть II Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1101)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |