Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция № 10. Основы музееведения



2015-11-07 2935 Обсуждений (0)
Лекция № 10. Основы музееведения 4.67 из 5.00 3 оценки




 

1 Понятие «музееведение»

2 История музеев мира.

3 Социальные функции музея

4 Классификация и типология музеев

5 Основные понятия музееведения

6 Экспозиция музея

7 Основные формы культурно-образовательной работы музеев

 

1. В 1877 г. директор дрезденского музея «Зеленый свод» Дж. Грессе основал «Журнал по музеологии и антиквароведению», а спустя несколько лет на его страницах была опубликована статья «Музеология как наука». В российской традиции аналогом является термин «музееведение».

Существуют следующие подходы к музееведению:

музееведение – самостоятельная научная дисциплина;

музееведение – теория и методика музейной работы, т.е. прикладная вспомогательная научная дисциплина;

музееведение – сумма методических и технических приемов музейной деятельности.

Структура музееведения

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела.

Теория состоит из четырех основных элементов:

– Общая теория музееведения познает объект, предмет, метод и структурные элементы музееведения, его место в системе наук, разрабатывает понятийный аппарат, классификацию и типологию музеев.

– Теория документирования изучает проблемы, связанные с комплектованием музейных фондов, т.е. методологией и методикой отбора объектов в музейное собрание.

– Теория тезаврирования (от греч. thesaurus – сокровище, запас) – теория научно-фондовой работы, процесс познания ценности музейных предметов и содержащейся в них информации.

– Теория коммуникации изучает специфику передачи информации, проблему воздействия музейных средств на различные категории посетителей в процессе культурно-образовательной деятельности музеев.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов, разрабатывает теорию и методику выявления. исследования и использования музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хранения музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

Техника музейной работы

Организация музейного дела – менеджмент и маркетинг.

 

2. История музеев мира

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. Начиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возникали библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто располагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз – Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax – картины. выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощечках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись хранилищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих мемориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрителям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «кабинет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распоряжению в 1703 г. при Московском госпитале был создан Анатомический театр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы. посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и картографические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе ХIХ в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине ХХ в. активные поиски путей обновления и демократизации традиционного музея способствовали его качественной трансформации. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи музейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей – людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков.

 

3. Социальные функции музея

Выделяют три исторически сложившиеся функции:

Функция документирования – целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Включает поисковую, научно-исследовательскую и охранную деятельность музея.

Функция образования и воспитания осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

Функция организации свободного времени.

 

4. Классификация и типология музеев

Классификация музеев осуществляется на основе профиля (специализации) музея – связи музея с конкретной наукой, видом искусства, техники или отраслью производства. Музеи объединяются в профильные группы:

– естественно-научные (палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и др.);

– исторические (общеисторические, археологические, этнографические, военно-исторические, политической истории, истории религии, историко-бытовые, мемориальные и т.д.);

– художественные (изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, народного искусства, монографические и др.)

– архитектурные;

– литературные;

– театральные;

– музыкальные;

– науки и техники,

– промышленные;

– сельскохозяйственные;

– педагогические.

Существуют музеи комплексного профиля – краеведческие. Чаще всего они сочетают как минимум историческую и естественно-научную специализацию.

По признаку общественного назначения музеев существует следующая типология:

– научно-исследовательские музеи входят с состав научно-исследовательских организаций, ориентированы прежде всего на специалистов;

– научно-просветительские музеи ориентированы на массового посетителя и используются в культурно-образовательных целях.;

– учебные музеи существуют при учебных заведениях, ориентированы на обеспечение наглядности и предметности процесса образования.

По способу осуществления функции документирования музеи делятся на:

– музеи коллекционного типа – традиционное собрание и хранение коллекций.;

– музеи ансамблевого типа – сохранение ансамбля недвижимых памятников в их природном окружении (музей под открытым небом, музей-заповедник, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская).

По форме собственности музеи делятся на государственные, частные, общественные.

 

5. Основные понятия музееведения

В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (IKOM) : «музей – это постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».

Термин «музейный предмет» в начале 1930-х гг. ввел Н. М. Дружинин. В природе и обществе существует множество объектов, которые обладают научной. художественной, исторической или мемориальной ценностью. Их принято называть предметами музейного значения. Чтобы приобрести статус музейного предмета они должны пройти ряд обязательных последовательных операций (выявление – приобретение – принятие на учет – научная обработка – хранение).

Свойства музейного предмета:

Информативность – способность выступать в качестве источника сведений. Внутренние сведения (название предмета. его назначение, размер. форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи. клейма и т.д.); внешние сведения (история предмета, место его происхождения, события и лица с ним связанные.

Аттрактивность – способность привлекать внимание посетителей.

Экспрессивность – способность вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям, фактам.

В настоящее время выделяют 6 типов музейных предметов:

– вещественные источники (предметы быта, орудия труда. средства передвижения. объекты природы и т.д.);

– изобразительные источники (живопись, графика, скульптура);

– письменные источники (летописи, документы, частная переписка, книги и т.д.);

– фонические источники (пластинки. магнитные ленты. компакт-диски);

– фото-источник (фотографии, негативы);

– кино-источники.

Фонды музея – научно организованная совокупность материалов, принятых музеем на хранение. Основной музейный фонд – совокупность музейных предметов, памятники истории и культуры, объекты природы, изъятые из среды бытования в связи с их способностью документировать общественные и природные процессы и явления.

Ценность музейных предметов неравнозначна. Типовой музейный предмет отражает типичное явление (стандартные промышленные изделия, типовые документы). Уникальные музейные предметы сохранены или созданы в единичном или небольшом количестве экземпляров (произведения искусства, личные вещи и т.п.). Реликвии – предметы обладающие высокой степенью эмоционального воздействия и особо почитаемые как память о выдающемся человеке или событии.

Вспомогательный музейный фонд – материалы, которые помогают изучать и экспонировать музейные предметы (схемы. графики. таблицы, планы. карты. модели, макеты. реконструкции.

Оборудование для хранения или экспозиции (витрины, шкафы, стенды), аудиовизуальные средства в состав музейных фондов не входят.

Совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков как единое целое, называется музейной коллекцией. Коллекция состоящая из предметов одного типа, сгруппированных по определенному признаку – по материалу. отраслям знаний. практической деятельности, регионам и т.п. – называется систематической коллекцией. Коллекция. сформированная из музейных предметов разных типов (документов, фотографий. произведений искусства и т.д.), которые в своей совокупности раскрывают определенную тему, называется тематической. Коллекция. созданная частным лицом и поступившая на хранение в музей, называется личной коллекцией. Совокупность музейных коллекций называют музейным собранием.

 

6. Экспозиция музея

Экспозиция (от лат. expono – выставлять напоказ) – целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и создают специфический музейный образ природных и общественных явлений. Музейные предметы обретают новый статус – экспонатов. Музеи создают не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки, стационарные и передвижные.

Материал в экспозиции может группироваться по-разному. Систематические экспозиции предусматривают отбор, размещение и интерпретацию однородных предметов в соответствии с классификационной системой. Основная структурная единица такой экспозиции – системный ряд. Наиболее часто применяется в естественно-научных, технических, археологических, зоологических музеях.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконструирует типичную для определенной эпохи обстановку. Она характерна для мемориальных, этнографических музеев.

Ландшафтные экспозиции воссоздают взаимосвязь и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы. Биогруппы создаются с помощью таксидермии (консервация и реконструкция объектов животного мира - создание чучел).

Наряду с музейными предметами в качестве экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов: копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.

Копия – это предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего в качестве подлинника. Репродукция – копия живописного, графического или фотографического изображения, сделанная печатным способом. Слепок получают путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса. Муляжи передают размер, форму, цвет и фактуру подлинника. Новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника в его размерах. Макет – объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе. Модель, в отличие от макета, сохраняет конструктивные принципы и фактуру оригинала. Голограмма – объемная оптическая копия реального объекта, которая создается с помощью лазерной техники.

Особое место в экспозиции принадлежит текстам, они подразделяются на заглавные, ведущие. пояснительные, этикетаж и указатели. По соему содержанию они должны быть однозначными, ясными, лаконичными и доступными для всех категорий посетителей.

 

7.Основные формы культурно-образовательной работы музеев

Экскурсия – коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей в свободное время.

Музей – это не то учреждение, куда люди ходят в обязательном порядке. Для того, чтобы у человека возникло приятное воспоминание о музее и желание вновь прийти в музей, он должен получить положительные эмоции и благоприятное впечатление. В формировании привлекательного имиджа музея огромная роль принадлежит экскурсоводу. В экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе.

Кроме экскурсий существуют еще 9 форм культурно-образовательной деятельности музея: лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессия, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра.

Целям рекреационной деятельности в большей степени соответствуют экскурсии и праздники (фольклорные, военно-исторические, календарные).

 

 



2015-11-07 2935 Обсуждений (0)
Лекция № 10. Основы музееведения 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Лекция № 10. Основы музееведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2935)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)