Производственное предприятие – основа всей инновационной сферы
Основная, стратегическая, цель построения и функционирования НИС – обеспечение перевода экономики Беларуси на инновационный путь динамичного конкурентоспособного развития с главным акцентом на инновационное развитие предприятий и отраслей реального сектора, обеспечивающее повышение эффективности всего народного хозяйства и уровня жизни людей. Активное воздействие на функционирование НИС оказывает предпринимательская среда. Анализ инновационных процессов в развитых странах показывает, что большую инновационную активность проявляет крупный бизнес (свыше 250 работающих). В странах ЕС 80 % крупных предприятий и только треть малых предприятий относятся к инновационно активным. Ядром всей инновационной сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность продукции (и по функциональному совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления. Основным содержанием инновационной деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы является: · проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса; · развитие инфраструктуры инновационной системы; · вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; · технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции; проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок Укрепление звеньев отраслевой и заводской науки предусматривает: · Совершенствование системы управления инновационными процессами на предприятиях на основе принципов инновационного менеджмента, маркетинга, коммерциализации нововведений. · Продолжение формирования и укрепления научно-технических центров на базе корпоративных структур как важнейшего сектора инновационной инфраструктуры. · Укрепление материально-технической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий, генерирующих инновационных процессы. Создание новых КТБ и опытных производств. · Переход от "внедрения" научных разработок к их коммерциализации по заказу отраслей экономики в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Для ее достижения необходимо обеспечить инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технологическое перевооружение и реструктуризацию производств. Стимулирование применения инноваций в производстве связано с проблемой их правильного выбора. Сложность отбора для внедрения в производство того или иного предлагаемого наукой и техникой решения заключается прежде всего в разнообразии возможного воздействия каждого из этих решений на производство. Разнообразие определяется тем, что различные внедряемые в производство технические и технологические нововведения даже при условии, что они приносят одинаковый производственный эффект, обладают неодинаковой экономической эффективностью, так как по-разному влияют на изменения в производственном аппарате и используемых материалах, на организация производства. актуальность проблемы выбора объекта нововведения состоит в том, что правильный первичный выбор предопределяет весь ход последующей инновационной деятельности и делает развитие производства необратимым. В условиях рынка предприятие самостоятельно осуществляет производственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного потенциала и ресурсных возможностей, а также выбирает виды инновационных стратегий. Затраты на инновации в промышленности регионов составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями отечественной экономики в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции. В отраслевой структуре затрат на инновации в регионах преобладают топливная промышленность (68 %), машиностроение и металлообработка (14,5), электроэнергетика (9,4), легкая промышленность (4,4 %). Структура затрат по видам инновационной деятельности является неоптимальной с точки зрения перспектив развития инновационной деятельности. Крайне незначительны затраты на приобретение патентов и лицензий, что свидетельствует об отсутствии внимания к созданию инновационных заделов в промышленности, недостаточном уровне новизны, а следовательно и конкурентоспособности инновационной продукции. Сегодня главной научно-инновационной задачей является обеспечение динамичного развития технологически передовых отраслей производства. Больше внимания следует уделять разработке не изделий, а технологий. Продукция большинства предприятий Беларуси за последние годы существенно обновилась, а технологии, в основном, остались прежними, не способными обеспечить надлежащее качество новой продукции и снижение издержек на ее производство. Доля новой, освоенной в течение последних нескольких лет в общем объеме производства продукции по отраслям промышленности, составила только 10,3 %. Необходимо создавать благоприятные условия для развития высокоэффективных наукоемких технологий, технологического перевооружения и повышения инновационной активности предприятий, ускоренного обновления их основных фондов. Внешний стимул инновационной активности — события внешней среды, обусловленные экономической политикой государства, переходом мировой экономики на новую ступень научно-технического развития, усилением инновационной активности и новым подходом к нововведениям, соединяющим знания и технику с рынком, изменившиеся стереотипы поведения. Повышение роли нововведений вызвано в первую очередь изменением рыночной ситуации: характером конкуренции, переходом от привычной статичной к динамичной конкуренции, переходом от инвестиций, господствующих много лет в качестве главного фактора экономического роста к инновациям. Внутренний стимул инновационной активности — необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции инновационного предприятия на рынке. В долгосрочном периоде при высокой неопределенности внешней среды спрогнозировать данные характеристики представляется затруднительным, поэтому следует выявить условия, определяющие позицию предприятия на конкретном рынке и влияющие на норму прибыли. К таким условиям относятся: 1) инновационный потенциал отрасли, предприятия, организаций-смежников – наличие научно-технического задела; доступ к современной информации в научно-технической сфере; наличие высококвалифицированных научных кадров; способность к разработке инноваций; способность к организации освоения инноваций; 2) производственно-технический потенциал предприятия – наличие современного оборудования, технологий и оптимальное их использование; доступ к квалифицированной рабочей силе; доступ к качественным производственным ресурсам; наличие системы качества, соответствующей международным требованиям; способность к перенастройке производственного процесса в соответствии с изменениями требований рынка; 3) экономический потенциал предприятия – низкие издержки; благоприятное географическое расположение, низкие транспортные издержки; финансовое положение, обеспечивающее возможность маневра (расширение производства, диверсификацию производства, переключение на новые товары, новые рынки, разработку и реализацию инвестиционных проектов); 4) маркетинговый потенциал предприятия – наличие эффективной маркетинговой стратегии; наличие квалифицированных специалистов, реализующих маркетинговые стратегии; развитая товаропроводящая сеть; низкие сбытовые издержки; наличие сервисного обслуживания.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (600)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |