Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность функции инновационного управления производством



2016-01-26 596 Обсуждений (0)
Понятие и сущность функции инновационного управления производством 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе производства между подразделениями устанавливаются определенные производственные отношения и отношения управления, которые отражают связи между непосредственными производителями продукции, управленческим персоналом и организацию совместной деятельности участников производства. Для реализации указанных действий используются рационально распределенные и взаимосвязанные во времени и пространстве функции, методы и организационная структура управления.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Функции управленияхарактеризуют разделение, специализацию труда в сфере управления производством и определяют основные стадии реализации воздействий на отношения людей в процессе производства. Они имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникать друг в друга. Иными словами, все функции управления производством объединены в единый целостный комплекс.

Различают два типа функций инновационного управления производством:

1) функции субъекта управления:

· прогнозирование;

· планирование;

· организация;

· нормирование;

· мотивация;

· контроль;

· учёт;

· анализ;

· координация;

· регулирование;

2) функции объекта управления:

· рисковое вложение капитала;

· организация инновационного процесса;

· организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что сама инновация, как объект управления, выполняет следующиетри функции:

· воспроизводственную;

· инвестиционную;

· стимулирующую.

Цели, характер и содержание инновационной деятельности определяют особенности и значительное отличие функций управления инновациями от традиционных функций управления.

Под влиянием идей перестраивается весь инструментарий управленческого воздействия и процедура принятия инновационного решения. Возникает особая взаимосвязь и логическая последовательность в осуществлении основных функций. Так, резко повышается значение функций мотивации и организации: в процессе делегирования полномочий преобладают неформальные виды, опирающиеся на закономерности межличностных отношений, групповой динамики и др.

Изменяются соотношения между различными видами контроля, больше нацеленные на самоконтроль, на стратегический контроль инноваций, а также на финансово-экономический контроль. При этом особое значение имеют коммуникации с преобладанием непрерывного процесса обмена информацией.

Основными (общими) функциями системы управления производством являются:

прогнозирование, планирование, организация, нормирование, мотивация, контроль, координация, учет, анализ, регулирование.

Все функции управления производством тесно взаимосвязаны между собой. С одной стороны, плановые задания служат основой для учета, анализа, контроля хода производства. С другой стороны, данные учета, контроля и анализа используются для регулирования хода производства. В свою очередь, составление и корректировка плановых заданий осуществляются с учетом их фактического выполнения за прошедший период.

Следует отметить, что функции организации, нормирования, мотивации, конкретизированные для определенных производственных условий, более устойчивы к воздействию внутренней и внешней среды и поэтому не изменяются относительно длительный период. Перечисленные функции дополняют и проникают друг в друга, в совокупности и взаимосвязи они образуют цикл управления и отражают содержание повседневного управления производством (см. рис. 5.1). Каждая из них имеет определенное место и значение в процессе управления, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга при выработке управленческих решений.

 

5.2. Функция прогнозирования

Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования инноваций является прогноз о возможном направлении соответствующих изменений, наметившихся тенденциях научно-технического прогресса и изменения спроса потребителей. Прогнозирование роста и развития организации включает стратегическое видение организации на длительную перспективу и связано с выбором альтернативных вариантов развития. Обязательным этапом прогнозирования является оценка возможностей НИОКР, технологий, инвестиций, персонала, а также проблем поиска ресурсов.

 

5.3. Функция планирования производства.

Планирование в управлении производством – это процесс выработки множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей деятельности предприятия по достижению его целей, а также путей и средств их реализации, наиболее эффективных в конкретных условиях.

Важная цель планирования – разрешить неопределенность путем приспособления к переменам.

Планирование в управлении инновациями включает:

1. организация и проведение исследования рынка для внедрения инноваций:

· анализ факторов внешней и внутренней среды, включая состояние и возможности производства;

· анализ НИОКР, новых технологий, новых образцов продукции, маркетинга, финансовых возможностей;

2. составление планов мероприятий по направлениям:

· проведение научно-исследовательских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, новой техники;

· организация и проведение опытно-конструкторских работ;

· подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новой продукции;

· проектирование, изготовление, испытание и освоение новых оборудования и оснастки;

· технологическая подготовка производства и внедрение новой техники и технологии;

· разработка и применение новых организационных структур управления;

· применение или приобретение необходимых информационных средств;

· подготовка, обучение, переквалификация, набор персонала для инновационной деятельности;

· разработка плана маркетинга, включающего организацию маркетинговых мероприятий, формирование каналов сбыта, позиционирование новшеств на рынке;

3. поиск резервов дальнейшего обновления и совершенствования производства.


 

 
 

 

 

 

 


Изделие

 

 

Рис. 5.1. Схема цикла инновационного управления производством

Принятие плановых решений всегда связано с оптимальным использованием ресурсов. Поэтому ресурсы являются предметом планирования управления производством. На предприятии выделяют следующие группы ресурсов:

Трудовые;

производственные фонды (основные фонды – средства труда, с помощью которых работники воздействуют на предметы труда и преобразуют их в готовую продукцию: здания, сооружения, машины, оборудование, инструмент, - и оборотные фонды – полностью потребляемые в производственном процессе и обеспечивающие его бесперебойность: сырье и материалы, покупные изделия и комплектующие, энергия, запасы готовой продукции);

финансовые и материальные ресурсы;

информация – особый ресурс менеджера, совокупность знаний научного, технического, управленческого, производственного, экономического, коммерческого или иного характера;

время – важнейший предмет планирования, присутствует во всех показателях планирования. Говорят об экономии или потере времени;

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

- директивное планирование, когда принятые планы имеют обязательный характер;

- индикативное планирование, когда устанавливаются показатели, имеющие рекомендательный, направляющий характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план:

- перспективное (долгосрочное) планирование охватывает период более 5 лет (например, 10, 15, 20 лет);

- среднесрочное на период от 1 года до пяти лет;

- текущее на период до одного года (включая полгода, квартал, месяц, декаду, сутки).

3. По содержанию плановых решений:

- стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности предприятия и с учетом возможностей, средств и способов их достижения и обеспеченности необходимыми ресурсами, оно охватывает период на 10 – 15 лет (стратегия обозримого будущего);

- тактическое планирование – составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируется стратегия, Планы обычно содержат количественные показатели, включая распределение ресурсов и позволяют реализовать резервы и неиспользованные возможности. На сегодня главным средством тактического плана является составление бюджетов (смет), охватывающих все аспекты хозяйственных операций:

- оперативное планирование является завершающей стадией внутризаводского планирования, непосредственно предшествующей исполнительной деятельности на рабочих местах. Доминирующую роль в нем играет развертывание плана выполнения работ во времени или, иными словами, составление календарных планов-графиков. Вследствие этого оперативное планирование также называется оперативно-календарным планированием (ОКП). ОКП должно осуществляться с учетом следующих требований:

1) обеспечения ритмичной работы всех звеньев производства и создания условий для равномерного выполнения плана;

2) обеспечения сокращения перерывов в движении предметов труда по отдельным стадиям производства и тем самым минимизации длительности производственного цикла;

3) обеспечения равномерности комплектности загрузки оборудования и производственных площадей;

4) иметь достаточную гибкость, т.е. оно должно быстро и четко реагировать на технологические и номенклатурные изменения производства.

Данные особенности ОКП предопределяют трудности решения задач по составлению календарных планов в различных производственных условиях.

4. По сферам планирования – планирование сбыта, производства, персонала, финансов и т.д.

5. В зависимости от организационной структуры управления:

- планы предприятия;

- планы структурных подразделений и филиалов.

Среди всех функций управления планирование занимает центральное место, так как призвано строго регламентировать поведение объекта в процессе реализации поставленных перед ним целей. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

Разрабатываемые на основе календарно-плановых нормативов движения производства программы выпуска деталей и изделий предусматривают наиболее полное использование передовой техники и технологии, производственной мощности предприятия, материальных и моральных стимулов повышения производительности труда. В этом аспекте планирование приобретает важное экономическое значение,
так как при формировании производственных программ необходимо учитывать все виды наличных ресурсов, стоимость их приобретения, поставку, распределение и рациональное использование с минимальными издержками или потерями.

Высокое качество разработанных программ, их строгая увязка по всем подразделениям предприятия и цехов, согласованность с располагаемыми ресурсами позволяет
наиболее эффективно управлять производством.

 



2016-01-26 596 Обсуждений (0)
Понятие и сущность функции инновационного управления производством 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность функции инновационного управления производством

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)