ВОПРОС 5. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
Общее понятие досократических философских школ. Милетская школа («физики») – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гераклит Эфесский. Пифагорейцы. Элеаты. Атомисты. 1. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: - милетская школа; - школа пифагорейцев; - школа Гераклита Эфесского; - элейская школа; - атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: - ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; - поиск первоначала, породившего все сущее; - гилозоизм (одушевление неживой природы); - доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. 2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: - выступали с материалистических позиций; - занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными; - пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»); - искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н. э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: - первоначалом всего сущего считал воду («архэ»); - представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; - считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом – одушевлял все сущее); - допускал наличие множества богов; - считал центром вселенной Землю; - точно определил продолжительность года – 365 дней; - сделал ряд математических открытий (теорема фалеса и др.). Анаксимандр (610 – 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: - первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; - вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы «атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; - первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 – 526 гг. до н. э.) – ученик Анаксимандра: - первопричиной всего сущего считал воздух; - выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т. д.); - проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»; - отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. 3. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н. э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): - первоначалом всего сущего считал огонь; - вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); - считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); - был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; - признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); - всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; - выступал за материальность человеческой и мировой души; - был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; - движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему». 4. Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: - первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); - выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); - считали единицу мельчайшей частицей всего; - пытались – выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.). 5. Элеаты – представители элейской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: - изучали проблемы познания; - жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое; - были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала; - считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). 6. Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» – противоположность «линии Платона» – идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: - весь материальный мир состоит из атомов; - атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего; - атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); - атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.); - между атомами существует пространство, заполненное пустотой; - атомы находятся в вечном движении; - существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; - атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (708)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |