Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегии развития предприятия



2016-01-26 467 Обсуждений (0)
Стратегии развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




2. Планирование и прогнозирование на предприятии. Бизнес-план предприятия.

 

1.Стратегия рыночного предприятия проста: максимизировать прибыль. Для достижения этой цели у предприятий необходимо осуществлять различные меры, которые включают улучшение управления, повышение эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства, улучшение экономических результатов деятельности и др.

Выработка стратегии развития предприятия позволяет: обеспечить эффективное распределение и использование всех ресурсов и технологий; перейти от принятия управленческих решений как реакции на текущие проблемы к управлению на основе анализа и прогнозов.

Выработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово - хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.

В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке определяется взаимоувязанная система, состоящая из:

- маркетинговой стратегии и тактики;
- производственно-технологической и инновационной политики;
- ценовой политики;
- финансовой политики;
- инвестиционной политики;
- кадровой политики.

Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования. В стратегическом планировании используются следующие методы разработки планов:

- экспертный метод, основанный на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов-экспертов, интуиции;

- метод социально-экономического анализа, заключающийся во всестороннем изучении социально-экономической действительности,

- познания внутренних связей и зависимостей явлений с целью определения прогрессивных тенденций развития;

- метод прямых инженерно-экономических расчетов, предназначенный для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;

- балансовый метод, используемый для обеспечения согласованности взаимосвязанных показателей;

- экономико-математические методы и модели, решающие, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах;

- метод системного анализа и синтеза, заключающийся в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.

М. Портер выделяет три области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

- Преимущество в издержках связано с лидерством в минимизации издержек производства, в результате чего компания может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Предприятия, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения.

- Дифференциация связана со специализацией в производстве продукции. Предприятия, выбирающие этот тип стратегии, должны иметь прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

- Фокусирование связано с концентрацией усилий предприятия на определенном выбранном сегменте рынка. В этом случае предприятие должно строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т. е. исходить из запросов конкретных клиентов, а не рынка в целом.

Выделяют четыре группы эталонных стратегий предприятия.

1- стратегии концентрированного роста:

- стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма пытается с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции (для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия);

- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

- стратегия развития продукта, предполагающая производство нового продукта и его реализацию на уже освоенном фирмой рынке.

2- стратегии интегрированного роста, направленные на изменение положения предприятия внутри отрасли:

- стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет усиления контроля над поставщиками или за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение;

- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции связана с приобретением или усилением контроля над системами распределения и продажи.

3- стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если предприятия дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли:

- стратегия центрированной диверсификации, заключающаяся в производстве новой продукции наряду с уже имеющейся;

- стратегия горизонтальной диверсификации предполагает производство нового продукта с использованием новой технологии; по своим качествам этот продукт должен сопутствовать уже производимому товару;

- стратегия конгломеративной диверсификации состоит в производстве технологически не связанных с уже производимыми, новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

4-стратегии сокращения.

- стратегия ликвидации, которая вызвана тем, что фирма не может вести дальнейший бизнес;

- стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая»;

- стратегия сокращения, заключающаяся в продаже одного из подразделений или бизнеса, не приносящего дохода, для получения средств на развитие более перспективных, соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов;

- стратегия сокращения расходов, направленная на уменьшение издержек и сокращение затрат. Часто при реализации этой стратегии вынужденной мерой является сокращение найма и даже увольнение персонала, а также прекращение производства прибыльных товаров. На практике предприятие может одновременно реализовывать несколько стратегий.

 

2.Планирование является одной из важных форм хозяйствования, без него невозможна успешная работа предприятия. В условиях рынка планирование является важнейшим условием выживаемости, экономического роста и процветания предприятия. Именно оно позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившейся ситуацией на рынке, спросом и предложением.

В современных экономических условиях прибыль становится основой успешной деятельности предприятий как главный обобщающий экономический показатель, источник, обеспечивающий экономическое, научно-техническое и социальное развитие. Устанавливается прямая зависимость между ресурсами, эффективностью работы и доходами, которыми самостоятельно распоряжаются предприятия. Возрастает роль внутрипроизводственного планирования. С помощью плана связывается выпуск продукции на предприятии с потребностями рынка. Знать потребности рынка на перспективу и успеть во время поставить на рынок собственную продукцию - главная забота руководителей и специалистов предприятия.

Планированиепредставляет собой умение предвидеть цели предприятия, результат деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Планирование позволяет:

- предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

- более рационально использовать все ресурсы предприятия;

- избежать риска банкротства;

- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с запросами рынка;

- повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Сущность планированияпроявляется в следующем:

1) Планирование предполагает выбор из множества возможных вариантов развития в будущем.

2) Реализация выбранного варианта осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня.

3) Исходной предпосылкой планирования должны стать принципы, по которым функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать достаточное денежное поступление.

Под принципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

Принципы планирования:

а). непрерывность планирования;

б). научность;

в). гибкость;

г). нацеленность планов на рациональное использование ресурсов, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

д). принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации;

е). принцип взаимной увязки и координации и другие.

Технология планирования включает:

- определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия (стадия предплановых разработок);

- оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;

- детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным исполнителям, в том числе по рабочим местам и срокам исполнения;

- детальные расчеты затрат и получаемых результатов по этапам и на весь период планирования;

- организацию и контроль исполнения плана.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т. е. в основном внешней информации, необходим большой объем внутренней информации:

- наличие и структура производственных мощностей, потенциальные возможности переналадки оборудования на выпуск новых изделий;

- кадры, их численность и профессиональный состав;

- финансы (в том числе собственные и заемные средства);

- наличие и потребность в оборотных средствах (включая запасы);

- степень готовности и структура новых научно-технических разработок и др.

В экономике различают стратегическое планирование, долгосрочное планирование, краткосрочное планирование, текущее планирование, календарное (оперативное) планирование.

Стратегическое планирование – это совокупность его главных целей и способов и путей достижения этих целей, видение предприятия в будущем, его места и роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны. Выражается в наброске, плане, сделанном на основе различных прогнозов (экономики, науки и техники, политики, демографии и.т.д.) Период такого рассмотрения 10-15 лет.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование. В планах конкретизируется стратегия предприятия, установки стратегического планирования получают экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на 3-5 лет.

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития с периодом от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются в зависимости от сложившейся ситуации на рынке каждый квартал, а показатели второго и третьего годов – каждые полгода или ежегодно.

В силу динамичности процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни страны, необходимо осуществлять текущее планированиесроком до 1 года. В этих планах увязывается деятельность всех структурных подразделений на будущий финансовый год. В сравнении с краткосрочными планами текущие являются более деятельными во всех областях хозяйственной деятельности предприятия. Показатели в нем устанавливаются с разбивкой по кварталам, причем на 1 квартал показатели устанавливаются неизменные, а в последующие 9 месяцев могут подвергаться корректировке.

Детальная разработка плана по решению конкретных вопросов деятельности предприятия, программы движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб производится в календарных планах, период действия которых, как правило, 10 дней.

Отличным от планирования является понятие прогнозирования деятельности предприятия.

Прогнозирование- начальный этап планирования, его результаты используются при составлении планов. Прогнозирование - это система количественных и качественных предплановых изысканий, направленных на выяснение возможного состояния и результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность (вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.

При планировании используются балансовый и нормативный методы. Оба метода основываются на прогрессивных технико-экономических нормах и нормативах.

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах предприятий и источниками их покрытия. На предприятии составляют следующие балансы:

1. Материальные балансы - это балансы основных и оборотных средств предприятия. Балансы основных средств увязывают производственную программу с производственной мощностью предприятия. Балансы оборотных средств (сырья, материалов и т. д.) увязывают потребность в этих средствах с источниками их покрытия. Единицами измерения материальных балансов служат натуральные и стоимостные показатели.

2. Балансы трудовых ресурсов определяют потребность в квалифицированных кадрах с учетом мероприятий по повышению производительности труда и источники вовлечения в производственную и непроизводственную сферу предприятия новых работников.

3. Финансовые балансы определяют структуру и размер бюджета, расходы и доходы предприятия.

Нормативный метод планирования обеспечивает оптимизацию всех средств предприятия.

Норма- это предельно допустимая (максимальная или минимальная) величина расходования какого-либо ресурса на единицу продукции, а нормативы - это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных, денежных ресурсов. Если нормы устанавливаются в абсолютном выражении (например, норма времени в нормочасах), то нормативы выражаются, как правило, в коэффициентах или процентах на все виды используемых ресурсов.

Для целей планирования управляющие органы используют систему норм и нормативов, которая классифицируется в зависимости от объектов нормирования, масштабов, времени действия и других критериев.

На предприятии используют различные методы разработки норм и нормативов:

- расчетно-аналитический;

- опытный;

- опытно-статистический;

- комбинированный.

Нормативный метод планирования выполняет следующие функции:

1) на основе системы норм запаса и использования ресурсов определяется оптимальная потребность в них в целях выполнения текущего плана производства и реализации продукции;

2) система норм расхода ресурсов служит основой не только текущего, но и перспективного планирования предприятия.

Экономико-математический метод (метод оптимизации плановых решений) позволяет использовать экономико-математические модели взаимозависимостей различных показателей плана. Сущность этого метода состоит в проработке различных вариантов плана (с использованием переменных величин) и выборе оптимального.

Факторный метод применяется главным образом для расчета обобщающих экономических показателей: себестоимости, прибыли, фондоотдачи, фондоемкости, капиталоемкости, трудоемкости, материалоемкости. При использовании этого метода определяется перечень (классификация) основных технико-экономических факторов, по которым проводятся расчеты их влияния на изменение планируемого показателя: технический уровень производства, специализация и кооперирование, уровень организации труда и управления производством.

Программно-целевой метод. В основе этого метода лежит разработка плана в виде программы, нацеленной на достижение конечных результатов. Программа определяет приоритеты развития предприятия, а также комплекс задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам. Программа должна быть увязана по заданиям, срокам, исполнителям, ресурсам и результатам. Она является составной частью годового или пятилетнего плана, но не ограничивается его рамками; составляется на период, необходимый для получения конечных результатов.

На практике перечисленные методы планирования тесно взаимосвязаны: балансовый метод основывается на использовании нормативного метода планирования, применение оптимизационного метода и экономико-математических моделей расширяет возможности балансового метода.

Наиболее известными и распространенными методами прогнозирования являются следующие:

- экспертные оценки, основу которых составляют упорядоченные мнения высококвалифицированных специалистов-экспертов;

- экстраполяция, или статистические методы, основанные на обработке ретроспективных данных об объекте прогнозирования и распространения прошлых тенденций на будущее;

- методы моделирования, т. е. конструирование структурной, физической или математической модели, адекватно отображающей наиболее существенные закономерности поведения объекта прогнозирования и их взаимосвязи с внешними факторами.

При освоении новых сфер деятельности предприятия, создании новых видов бизнеса разрабатывается бизнес-план.

Бизнес-план – это документ, описывающий все основные аспекты будущего предприятия, анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяющий способы их решения.

Бизнес-план позволяет: всестороннее обосновать проект или мероприятие, разработать стратегию и тактику поведения для достижения цели; определить финансовые результаты от реализации проекта или мероприятия.

Бизнес план должен разрабатываться всеми предприятиями и фирмами, т.к. дает возможность получения кредита, уменьшает риск неудач, проверяет и анализирует идеи, их разумность, реалистичность.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности состав и структура бизнес-плана могут существенно меняться, но содержание остается тем же. Как правило, он состоит из следующих разделов:

1. резюме(краткий конспект бизнес-плана);

2. описание продукта или услуги (потребности, полезный эффект, отличие, основные качества);

3. анализ рынка сбыта (частота покупки, кто покупает, как реагируют);

4. оценка конкурентов (кто конкурент, отличия товара, шансы появления новых конкурентов);

5. стратегия маркетинга (движение продукции в сфере обращения, ценообразование, реклама, методы стимулирования потребителей);

6. план производства (где, как будет производиться товар, поставщики, возможности кооперации);

7. организационный план (специалисты, условия труда, оплата, партнеры);

8. финансовый план (расчет стоимости, источник получения средств, доходы и расходы).

Резюме является сокращенной версией бизнес-плана. При простоте и лаконичности изложения максимальное внимание уделяется разъяснению того, что предприниматель собирается сделать, за счет чего, чем будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта. Следует привести сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, о выручке от продаж, затратах на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности вложений в дело и, наконец, о сроке, в течение которого планируется возвратить заемные средства.

Описание продукта или услуги.В этом разделе дается четкое определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены рынку. Указываются некоторые аспекты технологии, необходимой для производства продукции или услуг. Приводится описание основных характеристик продукции, при этом делается акцент на преимуществах, которые продукция несет потенциальным покупателям.

Очень важным в этом разделе бизнес-плана является подчеркивание уникальности продукции или услуг. Это может быть выражено в разной форме: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей, а также возможность совершенствования данной продукции (услуг).

Повышает заинтересованность инвесторов дополнительная ценность продукции - имеющиеся патенты или авторские права на изобретения или эксклюзивные права на распространение или торговые марки (отсутствие конкуренции).

В разделе «Описание продукта или услуги» также приводятся аргументы, подтверждающиефакт достижения необходимого качества продукта или возможности решения этой проблемы. Важным аспектом также является приверженность философии услуг. Философия услуг требует максимального обеспечения сервиса в течение жизни проданного продукта. Очевидны решения в этой сфере для техники: гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями, модернизация, обмен устаревших моделей на новые, сохранение модельного ряда и, наконец, достаточно широкая гамма товаров.

Анализ рынка сбыта. В этом разделе отражают все соответствующие данные, свидетельствующие о том, что рынок тщательно исследован. Потенциальные инвесторы или ссудодатели должны быть полностью убеждены в том, что выбранный рынок действительно доступен и благоприятен для продвижения на нем продукции или комплекса услуг. Четко определяется рынок, описываются все его элементы, начиная от конкурентов и сегментирования рынка до возможного успеха продукции или комплекса услуг на других рынках, отражаются достоинства и недостатки ранка,. Этот раздел также содержит характеристику клиентов (средний доход на душу населения, возраст, пол, национальность, сведения о семье, профессии, хобби, социально-профессиональная группа, социально-психологический портрет и т.д.). Немаловажным является расчет оценки потенциальной емкости рынка, потенциальной суммы продаж, прогноза объемов продаж.

Оценка конкурентов. Разработчики бизнес-плана в настоящий раздел включают характеристику конкуренции (достоинства и недостатки конкурирующих фирм, сфера каждого конкурента на рынке, минимальная и максимальная цены, качество продукции, предоставление гарантий, дополнительных услуг, сформировавшийся имидж и т.д.). С целью определения места фирмы на рынке здесь оформляются результаты ранжирования фирм по интересующим признакам.

Стратегия маркетинга.При разработке маркетингового плана учитываются четыре аспекта: реклама, обширные деловые связи, искусство сбыта товаров и услуг, исследование рынка.

Приводится также описание сильных и слабых сторон фирмы, ее реальная ситуация на рынке, возможности и опасности. Возможно включение результатов различных исследований, в том числе SWOT-анализа и т.д. Уместными здесь будут методы стимулирования продаж, привлечения покупателей, ценообразования и т.д.

План производства.Главная задача этого раздела – доказать инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом. Актуальные моменты раздела: схема производственных потоков, методы и стандарты контроля качества, оценка возможных издержек производства, оценка влияния деятельности предприятия на экологическую обстановку. В этом же разделе приводятся рекомендации по модернизации старого или приобретении нового оборудования, рассчитывается выпуск продукции.

В организационном планеотражается информация об уровне квалификации персонала, организационной структуре, распределении ответственности, функционале, методах управления, квалификационных требованиях к специалистам, оплате труда и методах его стимулирования и т.д.

Финансовый план –последний раздел стандартного бизнес-плана, однако, самый содержательный и важный. Расчет безубыточности деятельности предприятия, оценка финансовой устойчивости и деловой активности, ликвидности баланса, кредито- и платежеспособности, предполагаемые доходы и затраты, рентабельность деятельности, оценка риска, прогнозирование сроков погашения кредитов – это лишь часть информации, которую необходимо включать в данный раздел.

План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:

- потенциальным инвесторам (банкирам);

- сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи;

- владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности.

 



2016-01-26 467 Обсуждений (0)
Стратегии развития предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегии развития предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)