Вопрос 34. Способы, методы и типы правового регулирования (ПР)
Метод ПР -это приемы, способы и средства, которые закреплены в праве и используются в процессе правового регулирования общественныхотношений. Метод ПР проявляется в следующем: 1) в правовом положении участников (субъектов) регулируемых соот.-ей отраслью права общ. отношений (например, субъекты ГП равноправны, а субъекты АП находятся в отношении власти и подчинения); 2) в способах ПР (преимущественно запреты - в уголовном праве, обязывания - в административном, дозволения - в гражданском); 3) в основаниях возникновения конкретных правоотношений (сделки - в ГП, преступления - в УП, административные акты и проступки -в АП); 4) в характере санкций (возмещение вреда в ГП, взыскания - в АП, наказания - в УП). Императивныйметод (его называют также директивным методом, авторитарным методом, методом субординации, методом власти и подчинения) используется в публичном праве для регулирования т.н. вертикальных отношений, отношений между Г, с одной стороны, и гражданами и их организациями - с другой. Регулируя данные отношения, Г одних субъектов (гос. органы, должностных лиц) наделяет властными полномочиями, а на других (граждан и их организации) возлагает соот.-ие обязанности. В результате отношения между этими субъектами складываются как отношения власти и подчинения. В наиболее чистом виде императивный метод правового регулирования проявляет себя в АП. Диспозитивныйметод (его называют также методом автономии, методом координации, методом равенства сторон) используется в частном праве для регулирования «горизонтальных» отношений, отношений между гражданами (частными лицами), их организациями + между гражданами и этими организациями. Регулируя данные отношения, Г наделяет их участников равными возможностями, нередко предоставляя им право самим урегулировать свои отношения в пределах дозволенного законом. В наиболее чистом виде этот метод правового регулирования выражен в ГП.Способы ПР- это пути регулирующего воздействия права на поведение людей и общественные отношения.Они закрепляются в нормах права в виде определенных предписаний и адресуются участникам общественных отношений. Выделяют 3 осн. способа ПР: дозволение, обязываниеи запрет. Дозволение-Г, осуществляя ПР, разрешает (дозволяет) участникам общественных отношений совершать те или иные действия, для чего наделяет их соответствующими юридическими правами. Обладая юр.правами участники общ.отношений сами решаютосуществлять им эти права или не осуществлять, совершать дозволенные законом действия или не совершать.Обязывание(некоторые авторы называют этот способ предписанием)- Г предписывает участникам общественных отношений определенный вариант поведения, обязывая их совершить те или иные действия. Здесь Г уже не дозволяет, а требует от участников общ. отношений совершения действий, предписанных законом. Запрет(запрещение) - Г предписывает участникам общ. отношений воздержаться от совершения определенных действий. Здесь Г требует, чтобы действия, запрещенные законом, участниками общественных отношений не совершались. Обязывания и запреты выражены в юридических обязанностях. Различие состоит лишь в том, что обязывания выражены в позитивных юридических обязанностях, т. е. обязанностях совершить определенные действия, а запреты -в негативных юридических обязанностях, т. е. обязанностях воздержаться от совершения определенных действий. Тип правового регулирования -это общая направленность, общий порядок, юридический режим регулирования, характерный для той/иной области общ.отношений.В зависимости от сочетания дозволений и запретов, используемых при регулировании общественных отношений, принято выделять два типа правового регулирования: общедозволительныйи разрешительный. В основе общедозволительного типа ПР лежат общее дозволениеи частные запреты.ПР общ.отношений строится по принципу: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Этот тип ПР способствует проявлению участниками общ. отношений активности и самостоятельности и наиболее всего распространен в частном праве.Разрешительныйтип ПР является противоположным общедозволительному. В его основе лежат уже общий запрети частные дозволения,а ПР строится по принципу: запрещено все, кроме того, что прямо разрешено. Данный тип ПР связан преимущественно с гос. управлением и имеет наибольшее распространение в публичном праве. Так, органы Г и должностные лица как субъекты, наделенные властными полномочиями, м. осуществлять свою деят.-ть только в пределах предоставленной им компетенции, т. е. того, что дозволено законом. Все, что находится за пределами их компетенции, им запрещено. В настоящее время некоторые авторы выделяют еще один тип правового регулирования - дозволительно-обязывающий,в основе которого лежат позитивные юридические обязанности.Сторонники данной точки зрения считают, что этот тип ПР осуществляется применительно к гос. органам и строится по принципу: дозволено только то, что предписано законом, поскольку право государственным органам предоставляется лишь в том объеме, который необходим для выполнения ими своих обязанностей.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |