Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 37.Механизм правового регулирования: понятие и элементы



2016-01-26 642 Обсуждений (0)
Вопрос 37.Механизм правового регулирования: понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормы права и другие правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, в совокупности своей составляют механизм правового регулирования. Понятию «механизм правового регулирования» в отечественной теории государства и права даются разные определения, но при всем их различии под механизмом правового регулирования принято понимать взятые в един­стве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

Правовые средства - это различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призва­ны обеспечить его нормальное функционирование.То есть правовые средства - это не любые правовые явления, а только те, которые используются в процессе правового регулирования как инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочивающее воздействия на общественные отношения.

Правовые средства, составляющие в своем единстве меха­низм правового регулирования, принято рассматривать в качестве элементов механизма. Данные элементы чаще всего под­разделяют на основныеи вспомогательные. К основнымэле­ментам обычно относят нормы права, правоотношения, актыреа­лизации субъективных прав и обязанностей и акты применения права. К вспомогательным- все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосоз­нание, юридическую технику и др.).

Основные элементы считаются таковыми потому, «то в ме­ханизме правового регулирования они являются узловыми звень­ями и образуют его основу, каркас всей системы правового регу­лирования. Причем каждый из названных основных элементов является главным, определяющим на соответствующей стадии процесса правового регулирования, когда осуществляется факти­ческое регулирующее воздействие на общественные отношения, т. е. при его узкой трактовке. В частности, нормыправа являют­ся главным элементом на первойстадии - стадии общего дейст­вия норм права. Будучи правилами поведения общего характера, они выступают в качестве образцов, моделей поведения для неопределенного множества участников регулируемых нормами права общественных отношений. Они являются исходными ба­зовыми элементами механизма правового регулирования опре­деляют общую программу правового регулирования соответствующих видов общественных отношений. Правоотношениявы­ступают главным элементом на второйстадии - стадии возник­новения субъективных прав и обязанностей. Они являются сред­ством перевода общих нормативных предписаний, образцов, мо­делей поведения, содержащихся в нормах права, в плоскость конкретных общественных отношений, где регулирующую роль играют уже не столько нормы права, сколько вытекающие из них субъективные права и обязанности, выступающие в качестве ме­ры поведения (соответственно возможного и должного) конкрет­ных участников конкретных общественных отношений. Акты реализации субъективных прав и обязанностейявляются главным элементом третьей,заключительной стадии - стадии реализации субъективных прав и обязанностей. Они выражаются в фактическом поведении участников конкретных общественных отношений, связанном с осуществлением ими своих прав и обя­занностей. К актам реализации субъективных прав и обязанностей относятся акты соблюдения, исполнения и использования права, в которых реализуются соответственно правовые запреты, обязывания и дозволения. Наконец, акты применения праваявляются главным элементом на дополнительнойстадии - стадии примене­ния права. В них определяется мера поведения (либо субъективные права, либо субъективные обязанности, либо то и другое одновре­менно) участников конкретных общественных отношений.

Вспомогательныеэлементы механизма правового регули­рования участвуют в правовом регулировании совместно с ос­новными. Они как бы примыкают к основным элементам, образуя с каждым из них целый блок правовых средств, обеспечивающий процесс правового регулирования на том или ином его этапе. На­пример, к нормам права примыкают такие элементы, как норма­тивные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, к правоотношениям - юридические факты, к актам реализации субъективных прав и обязанностей - акты толкования права, правосознание, правовая культура, к актам применения права - акты толкования права, правосознание, правовая культура. Надо заметить, что вспомога­тельные элементы механизма правового регулирования не всегда жестко привязаны к той или иной стадии процесса правового ре­гулирования. Некоторые из них (например, акты толкования права, правосознание, правовая культура) могут включаться в про­цесс правового регулирования на разных его стадиях.

Деление правовых средств, составляющих механизм право­вого регулирования, на основные и вспомогательные является главным, но не единственным. В литературе можно встретить и другие их классификации. Например, в зависимости от отрасле­вой принадлежности правовые средства могут быть конституци­онными, административными, уголовными, гражданскимии т..д.; в зависимости от характера - материальнымии процессу­альными;в зависимости от функциональной роли — регулятив­нымии охранительными;в зависимости от степени персонализации - нормативными(общими) и индивидуальными(персо­нальными); в зависимости от информационно-психологической направленности - стимулирующими(поощрения, льготы, субъ­ективные права) и ограничивающими(наказания, запреты, обя­занности). Возможны и другие классификации.

Механизм правового регулирования как взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом ре­гулировании общественных отношений, не следует отождеств­лять с так называемым социальным механизмом действия права, о котором нередко упоминается в литературе. Социальный ме­ханизм действия права- понятие более широкое, чем механизм правового регулирования. В его структуре обычно выделяют та­кие элементы, как доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, форми­рование правом социально полезных образцов поведения, соци­ально-правовой контроль. Эти элементы характеризуют не про­цесс правового регулирования, а в целом процесс правового воз­действия, и ни по наименованию, ни по содержанию они с эле­ментами механизма правового регулирования не совпадают.

Вопрос 38. Система права: понятие и элементы. Система права– это взятые в единстве и взаимосвязи действующие в гос-ве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

Признаки системы права: 1. объективный хар-р, т.е. система права не зависитот воли и сознания конкретного человека; система права складывается на основе объективных общественных потребностей вырабатывается самим обществом, человек в этом процессе не участвует => элемент субъективизма не вносится. Система права всегда адекватно отвечает общественным потребностям. 2. признак единства и дифференциации (с одной стороны все нормы права тесно взаимосвязаны и выступают как единое целое, с другой стороны каждая норма специфична, и для их упорядочивания применяется объединение норм в определенной совокупности (отрасль, институты и т.т.) по какому-либо критерию). 3. признак динамичного хар-ра (означает, что система права находится в непрерывном развитии. Нормы права возникают и исчезают в соответ-вии с реальными жизненными потребностями).

Основными элементами системы права являются нормы, институты и отрасли права. Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения. В частности, нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, объединяются в институты права, а нормы, регулирующие какую-то сферу общественных отношений через институты, объединяются в отрасли права. Отрасли права – это, как принято считать, самые крупные элементы системы права. Они подразделяются на институты права, которые в свою очередь, подразделяются на нормы права. Вместе с тем в структуре некоторых, сложных, отраслей права наряду с институтами права принято выделять также подотрасли права, а в структуре сложных институтов права – субинституты права. Подотрасли и субинституты права – это дополнительные структурные подразделения системы права, поскольку не всякая отрасль права содержит подотрасли, и не всякий институт права имеет в своем составе субинституты. Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо род (сферу) общественных отношений особыми присущими только ей методами. Отрасль охватывает эту сферу отношений полностью. Отрасль обладает набором средств и приёмов воздействия на данный род общественных отношений. Причём этот набор исчерпывающий (т.е. все средства, которые могут быть применены к таким отношениям, содержатся в норме отрасли). В рамках отрасли иногда выделяют более мелкие образования – подотрасли – совокупность специфичных институтов внутри отрасли права, регулирующих какие-либо сходные общественные отношения. Институт права – относительно небольшая совокупность норм в рамках отраслей права, регулирующих какой-либо специфичный вид общественных отношений методами, входящими в набор средств используемых отраслью права. Субинститут – относительно небольшая совокупность норм в рамках института права, регулирующих какой-либо специфический вид общественных отношений. Отличие института от отрасли: 1.институт по объему норм меньшим, чем отрасль и входит в неё; 2.отрасль регулирует род общественных отношений, а институт – вид общественных отношений, входящих в этот род; 3.отрасль обладает исчерпывающим набором методов, применяемых к данному роду общественных отношений, а институт только частью таких методов. Межотраслевые элементы: 1. комплексная отрасль – это совокупность норм, входящих в разные отрасли права, регулирующих какое-либо (одно) абсолютное специфичное общественное отношение (единого метода правового регулирования у комплексной отрасли нет). 2. межотраслевой институт– относительно небольшая совокупность норм, входящих в разные отрасли права, регулирующих какое-либо одно специфичное общественное отношение. Систему права можно разделить на 2 больших блока: частноеипубличное, по критерию того, чьи интересы затрагивают отношения, регулируемые данной правовой нормой. Частное право– совокупность норм, регулирующих общественное отношение затрагивающие интересы отдельных граждан, юридич-их лиц. Публичное право– совокупность норм, регулирующих общественное отношение, затрагивающие интересы общества в целом. В зависимости от того, какие общественные отношения регулируются, выделяют материальное и процессуальное право. Материальное праворегулирует само общественное отношение (содержание). Процессуальное праворегулирует порядок осущ-ния материальной нормы права (т.е. регулирует общественные отношения уже урегулированные нормой материальной.

В зависимости от того, между какими субъектами сущ-ет общественное отношение, которые регулируются той/иной нормой система права делится на м/ународное ивнутригос-ое.



2016-01-26 642 Обсуждений (0)
Вопрос 37.Механизм правового регулирования: понятие и элементы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 37.Механизм правового регулирования: понятие и элементы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)