Вопрос 37.Механизм правового регулирования: понятие и элементы
Нормы права и другие правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, в совокупности своей составляют механизм правового регулирования. Понятию «механизм правового регулирования» в отечественной теории государства и права даются разные определения, но при всем их различии под механизмом правового регулирования принято понимать взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений. Правовые средства - это различные правовые явления, которые задействованы в правовом регулировании и призваны обеспечить его нормальное функционирование.То есть правовые средства - это не любые правовые явления, а только те, которые используются в процессе правового регулирования как инструменты, с помощью которых осуществляется упорядочивающее воздействия на общественные отношения. Правовые средства, составляющие в своем единстве механизм правового регулирования, принято рассматривать в качестве элементов механизма. Данные элементы чаще всего подразделяют на основныеи вспомогательные. К основнымэлементам обычно относят нормы права, правоотношения, актыреализации субъективных прав и обязанностей и акты применения права. К вспомогательным- все остальные правовые средства (нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, юридическую технику и др.). Основные элементы считаются таковыми потому, «то в механизме правового регулирования они являются узловыми звеньями и образуют его основу, каркас всей системы правового регулирования. Причем каждый из названных основных элементов является главным, определяющим на соответствующей стадии процесса правового регулирования, когда осуществляется фактическое регулирующее воздействие на общественные отношения, т. е. при его узкой трактовке. В частности, нормыправа являются главным элементом на первойстадии - стадии общего действия норм права. Будучи правилами поведения общего характера, они выступают в качестве образцов, моделей поведения для неопределенного множества участников регулируемых нормами права общественных отношений. Они являются исходными базовыми элементами механизма правового регулирования определяют общую программу правового регулирования соответствующих видов общественных отношений. Правоотношениявыступают главным элементом на второйстадии - стадии возникновения субъективных прав и обязанностей. Они являются средством перевода общих нормативных предписаний, образцов, моделей поведения, содержащихся в нормах права, в плоскость конкретных общественных отношений, где регулирующую роль играют уже не столько нормы права, сколько вытекающие из них субъективные права и обязанности, выступающие в качестве меры поведения (соответственно возможного и должного) конкретных участников конкретных общественных отношений. Акты реализации субъективных прав и обязанностейявляются главным элементом третьей,заключительной стадии - стадии реализации субъективных прав и обязанностей. Они выражаются в фактическом поведении участников конкретных общественных отношений, связанном с осуществлением ими своих прав и обязанностей. К актам реализации субъективных прав и обязанностей относятся акты соблюдения, исполнения и использования права, в которых реализуются соответственно правовые запреты, обязывания и дозволения. Наконец, акты применения праваявляются главным элементом на дополнительнойстадии - стадии применения права. В них определяется мера поведения (либо субъективные права, либо субъективные обязанности, либо то и другое одновременно) участников конкретных общественных отношений. Вспомогательныеэлементы механизма правового регулирования участвуют в правовом регулировании совместно с основными. Они как бы примыкают к основным элементам, образуя с каждым из них целый блок правовых средств, обеспечивающий процесс правового регулирования на том или ином его этапе. Например, к нормам права примыкают такие элементы, как нормативные правовые акты, акты толкования права, правосознание, правовая культура и некоторые другие, к правоотношениям - юридические факты, к актам реализации субъективных прав и обязанностей - акты толкования права, правосознание, правовая культура, к актам применения права - акты толкования права, правосознание, правовая культура. Надо заметить, что вспомогательные элементы механизма правового регулирования не всегда жестко привязаны к той или иной стадии процесса правового регулирования. Некоторые из них (например, акты толкования права, правосознание, правовая культура) могут включаться в процесс правового регулирования на разных его стадиях. Деление правовых средств, составляющих механизм правового регулирования, на основные и вспомогательные является главным, но не единственным. В литературе можно встретить и другие их классификации. Например, в зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, административными, уголовными, гражданскимии т..д.; в зависимости от характера - материальнымии процессуальными;в зависимости от функциональной роли — регулятивнымии охранительными;в зависимости от степени персонализации - нормативными(общими) и индивидуальными(персональными); в зависимости от информационно-психологической направленности - стимулирующими(поощрения, льготы, субъективные права) и ограничивающими(наказания, запреты, обязанности). Возможны и другие классификации. Механизм правового регулирования как взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений, не следует отождествлять с так называемым социальным механизмом действия права, о котором нередко упоминается в литературе. Социальный механизм действия права- понятие более широкое, чем механизм правового регулирования. В его структуре обычно выделяют такие элементы, как доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения, направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели, формирование правом социально полезных образцов поведения, социально-правовой контроль. Эти элементы характеризуют не процесс правового регулирования, а в целом процесс правового воздействия, и ни по наименованию, ни по содержанию они с элементами механизма правового регулирования не совпадают. Вопрос 38. Система права: понятие и элементы. Система права– это взятые в единстве и взаимосвязи действующие в гос-ве правовые нормы, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру. Признаки системы права: 1. объективный хар-р, т.е. система права не зависитот воли и сознания конкретного человека; система права складывается на основе объективных общественных потребностей вырабатывается самим обществом, человек в этом процессе не участвует => элемент субъективизма не вносится. Система права всегда адекватно отвечает общественным потребностям. 2. признак единства и дифференциации (с одной стороны все нормы права тесно взаимосвязаны и выступают как единое целое, с другой стороны каждая норма специфична, и для их упорядочивания применяется объединение норм в определенной совокупности (отрасль, институты и т.т.) по какому-либо критерию). 3. признак динамичного хар-ра (означает, что система права находится в непрерывном развитии. Нормы права возникают и исчезают в соответ-вии с реальными жизненными потребностями). Основными элементами системы права являются нормы, институты и отрасли права. Нормы права – это первичные элементы системы права, составляющие все остальные её подразделения. В частности, нормы, регулирующие какой-то вид общественных отношений, объединяются в институты права, а нормы, регулирующие какую-то сферу общественных отношений через институты, объединяются в отрасли права. Отрасли права – это, как принято считать, самые крупные элементы системы права. Они подразделяются на институты права, которые в свою очередь, подразделяются на нормы права. Вместе с тем в структуре некоторых, сложных, отраслей права наряду с институтами права принято выделять также подотрасли права, а в структуре сложных институтов права – субинституты права. Подотрасли и субинституты права – это дополнительные структурные подразделения системы права, поскольку не всякая отрасль права содержит подотрасли, и не всякий институт права имеет в своем составе субинституты. Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо род (сферу) общественных отношений особыми присущими только ей методами. Отрасль охватывает эту сферу отношений полностью. Отрасль обладает набором средств и приёмов воздействия на данный род общественных отношений. Причём этот набор исчерпывающий (т.е. все средства, которые могут быть применены к таким отношениям, содержатся в норме отрасли). В рамках отрасли иногда выделяют более мелкие образования – подотрасли – совокупность специфичных институтов внутри отрасли права, регулирующих какие-либо сходные общественные отношения. Институт права – относительно небольшая совокупность норм в рамках отраслей права, регулирующих какой-либо специфичный вид общественных отношений методами, входящими в набор средств используемых отраслью права. Субинститут – относительно небольшая совокупность норм в рамках института права, регулирующих какой-либо специфический вид общественных отношений. Отличие института от отрасли: 1.институт по объему норм меньшим, чем отрасль и входит в неё; 2.отрасль регулирует род общественных отношений, а институт – вид общественных отношений, входящих в этот род; 3.отрасль обладает исчерпывающим набором методов, применяемых к данному роду общественных отношений, а институт только частью таких методов. Межотраслевые элементы: 1. комплексная отрасль – это совокупность норм, входящих в разные отрасли права, регулирующих какое-либо (одно) абсолютное специфичное общественное отношение (единого метода правового регулирования у комплексной отрасли нет). 2. межотраслевой институт– относительно небольшая совокупность норм, входящих в разные отрасли права, регулирующих какое-либо одно специфичное общественное отношение. Систему права можно разделить на 2 больших блока: частноеипубличное, по критерию того, чьи интересы затрагивают отношения, регулируемые данной правовой нормой. Частное право– совокупность норм, регулирующих общественное отношение затрагивающие интересы отдельных граждан, юридич-их лиц. Публичное право– совокупность норм, регулирующих общественное отношение, затрагивающие интересы общества в целом. В зависимости от того, какие общественные отношения регулируются, выделяют материальное и процессуальное право. Материальное праворегулирует само общественное отношение (содержание). Процессуальное праворегулирует порядок осущ-ния материальной нормы права (т.е. регулирует общественные отношения уже урегулированные нормой материальной. В зависимости от того, между какими субъектами сущ-ет общественное отношение, которые регулируются той/иной нормой система права делится на м/ународное ивнутригос-ое.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |