Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос № 41. Подотрасли права и институты права как элементы системы права



2016-01-26 2241 Обсуждений (0)
Вопрос № 41. Подотрасли права и институты права как элементы системы права 0.00 из 5.00 0 оценок




Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления. Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений особыми, присущими только ей методами. Отрасль охватывает эту сферу отношений полностью. Отрасль обладает набором средств и приемов воздействия на данный род общественных отношений, причем этот набор исчерпывающий, т.е все средства, которые могут быть применены к таким отношениям содержатся в нормах отрасли. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет (протоколирует) эту потребность. Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования. Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу. Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Подотрасль – совокупность специфичных институтов внутри отрасли права, регулирующих какие – либо сходные общественные отношения. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью. Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм в рамках отрасли права, регулирующих определенную разновидность общественных отношений методами, входящими в набор средств, используемых отраслью права. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев). Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее. Термин "институт" часто употребляется в литературе и печати в неопределенно широком смысле: говорят, например, о социальных, политических, общественных институтах, институтах демократии, парламентаризма, подразумевая под этим весьма разнородные и аморфные явления. В данном же случае это понятие берется в сугубо юридическом его значении - как конкретное нормативное установление государства, закона, т.е. как правовой институт. Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей - столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства. Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности. Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права); учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Вопрос 42.Норма права: понятие и виды. Норма права– это абстрактное явление, она сущ-ет объективно т вырабатывается самим обществом (складывается на основе общественных потребностей), но при этом норма права воплощается в законе (если норма не закреплена в законе, то она может принять хар-р обычая, морали т.п., но правовой признаваться не будет). При этом норма права не совпадает со статьёй нормативного акта. Норма может быть зафиксирована в одной статье/нескольких,/в разных норматив. актах. С другой стороны, одна статья закона может содержать несколько норм. Признаки: 1. гос-но-волевой хар-р (интеллектуально-волевой хар-р); 2. нормативность; 3. признак формальной определенности (внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, чётких указаниях на последствия её нарушения; внешняя определённость заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа – нормативно-правовом акте); 4. подкреплена мерами гос-го принуждения; 5. общеобязательность (нормы обязательны для любого, кто окажется в сфере действия той/иной правовой нормы); 6. предоставительно обязывающий хар-р (двусторонний хар-р); 7. микросистемность (означает, что хотя норма является первичным элементом права она также имеет сложное строение, состоит из взаимосвязанных элементов; 8. иерархичность (означает, что каждая норма права занимает определённое место в иерархии норм и соответств-но обладает определённой юридич. силой).=>Нормы права – установленные/санкционированные гос-вом, а также охраняемые им, правила поведения, которые носят общеобязат-ый хар-р и направлены на регулирование общественных отношений. Виды норм права. I.В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевая): уголовные; гражданские; административные; семейные; конституц-ые; земельные; водные; лесные; бюджетные и т.д. II. В зависимости от ф-ции права: регулятивные (нормы, которые регулируют правомерное, т.е. расцениваемые гос-вом как правильное позитивное поведение). В зависимости от того, какое средство правового регулирования закрепляет данная норма, регулятивные нормы делятся: üуправомачивающая (норма, предоставляющая субъекту возможность определенного поведения (право)); üобязывающая (накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить); üзапрещающая (накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения); охранительные (нормы, которые регулируют противоправные, т.е. расцениваемые гос-вом как вредное негативное поведение человека (такое поведение запрещается под угрозой наказания) Охранит-ые нормы могут быть подразделены на üкарательные (наказательные) предусматривают различные меры наказания (лишение свободы, штраф, лишение каких-либо прав и т.д.), которые могут быть применены в связи с совершением определенных противоправных деяний и üправовостановительные нормы предусматривают не меры наказания, а защиту и восстановление нарушенных прав (н-р, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов и т.д.); специализированные («нормы о нормах», регулирующие действия других норм права, выступающие вспомогательным механизмом для действия других норм): üнормы-принципы (учредительные) – закрепляют правовые принципы; üоперативные – нормы, которые регулируют действия других норм права во времени, пространстве, по кругу лиц; üколлизионные – правила разрешения коллизий (противоречий) между нормами права; üдефинитивные – нормы, которые содержат определение какого-либо юридич-го термина (легальную дефиницию). III. По методу (типу) правового регулирования: императивные (это нормы, которые воздействуют на субъекты преимущественно путём позитивного обязывания и запрета; предписывают жестко определенную линию поведения, отклониться от которой субъект не имеет возможности); диспозитивные (воздействуют на субъект путём управомачивания и позитивного обязывания предписывает субъекту определенную линию поведения, но одновременно предоставляет возможность установить иное правило самост-но, однако если субъект этого не сделал, то будет действовать правило установленное самой нормой); рекомендательные (предписывают субъекту определенную линию поведения, но при этом субъект не обязан её реализовать); поощрительные(воздействуют на субъект путём позитивного стимулирования, т.е. за качественную реализацию предписанной нормой линии поведения субъект может получить дополнит-ые блага). IV. В зависимости от степени обобщенности правовой нормы: нормы-принципы; общие нормы(принимаются в развитии норм-принципов и регламентируют какой-либо род общественных отношений, но непосредственно на практике эти нормы применяться не могут, они требуют дальнейшей конкретизации); конкретные (специальные) нормы (регулируют конкретные общественные отношения на основании и в соответ-ии с общими нормами и нормами-принципами).

Вопрос 43.Структура норм права. Структура нормы – это её внутреннее строение, складывающееся из элементов, связанных между собой. Норма права регулирует общественные отношения, указывая на должное/дозволенное поведение участников отношений в определенных ситуациях.=>вытекает, что норма права складывается из двух взаимосвязанных частей. Первая часть описывает в обобщённом плане ситуацию, условия, факты, на которые распространяется её действие. Вторая часть указывает на юридические последствия, т.е. на права и обязанности (на дозволенное и должное поведение), наступающие при наличии условий, указанных в первой части. Традиционно 1-ая часть в регулятивных нормах называется гипотезой, 2-ая – диспозицией. Диспозиция регулятивной нормы указывает на позитивные, положительные права и обязанности, не связанные с ответ-тью, принуждением. В охранительных нормах уголовного и административ-го права, предусматривающих конкретные виды юридич. ответ-ти, 1-ая часть называется диспозицией, 2-ая – санкцией. Схематично норма права выглядит так: «если.., то.., иначе», где «если» - это гипотеза, «то» - диспозиция, «иначе» - санкция. Гипотеза (предположение) – это часть (элемент) правовой нормы, в которой содержатся юридич. факты (условия), при наступлении которых норма вступает в действие. В гипотезе излагаются те фактические обстоят-ва, при наличии которых у лиц возникают юридич. права и обязанности. I. В зависимости от степени определенности условия: определенная(это когда юридич-ие факты сформулированы четко и определенно так, что исходя из текста нормы заранее можно сказать в каком случае будет действовать норма); относительно-определённая (это когда юридич-ий факт сформулирован нечётко либо названа родовая совокупность случаев так, что исходя только из текста нормы определить когда она будет действовать нельзя. Необходимо учитывать конкретные обстоят-ва в каждом конкретном случае. II. В зависимости от кол-ва юридич-их фактов (условий) наступление которых необходимо для того, чтобы норма начала действовать: простая (когда предусмотрен только 1 юридич. факт, при наступлении которого норма начинает действовать); сложная (предусмотрено несколько юридич. фактов, но норма начинает действовать только при наступлении всех предусмотренных фактов); альтернативная (предусмотрено несколько юридич. фактов, но норма начинает действовать при наступлении любого из них). Диспозиция (распоряжение)– это часть (элемент) правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, т.е. права и обязанности участников правоотношений (регулятивная диспозиция), либо состав правонарушения (охранительная диспозиция). Кроме того, в диспозиции может содержаться классификация, легальная дефиниция (определение), общий принцип, название и т.п. I.В зависимости от степени определенности: относительно-определенные(регулятивная – когда права и обязанности сформулированы в целом, и требуют уточнения в каждом конкретном случае; охранительная – когда в составе правонарушения 1/несколько юридич. фактов сформулированы нечетко, либо названа родовая совокупность случаев => Необходимо их уточнение в каждом конкретном случае); определенные (регулятивная – когда права и обязанности сформулированы четко и определенно и не требуют какого-либо дополнит-го уточнения; охранительная – когда состав правонарушения сформулирован четко и определенно, и не требует дополнит-ых уточнений). II.В зависимости от кол-ва юридич. фактов (условий) наступление которых необходимо для того, чтобы норма начала действовать: простая (когда предусмотрено 1 правило либо 1 юридич. факт, составляющий правонарушение); сложная (регулятивная – когда предусмотрено несколько правил и в каждом случае действия нормы, будут реализовываться все правила; охранительная – когда предусмотрено несколько юридич. фактов, но правонарушение считается совершенным, когда присутствуют все факты); альтернативная (регулятивная – когда предусмотрено несколько правил поведения, но в каждом случае действие нормы может применяться только одной из них; охранительная – когда предусмотрено несколько юридич. фактов, но правонарушение считается совершенным при наличии любого из них). Санкция (взыскание) – это часть (элемент) правовой нормы, предусматривающая меры гос-го воздействия, которые применяются к какому-либо лицу на основании диспозиции. I.В зависимости от хар-ра мер гос. воздействия: поощрительные (позитивные) – это меры положительного желательного воздействия на субъект (вознаграждение); порицательные (негативные) – это меры нежелательного, неблагоприятного воздействия на субъект (наказание). II.В зависимости от степени определенности меры гос. воздействия: абсолютно-определенная(когда мера гос. воздействия определена четко и определённо и её изменение каким-либо образом невозможно);относительно-определенная(устанавливаются общие границы меры воздействия (как правило, верхний и нижний предел), в пределах которых воздействие может варьироваться в зависимости от конкретной жизненной ситуации); абсолютно-неопределенная(когда неопределенны ни вид, ни мера гос-го воздействия). III. По кол-ву предусмотренных видов наказания (воздействия): простая(когда предусмотрен 1 вид наказания (воздействия), который применяется в каждом случае действия нормы); сложная (когда предусматривается несколько видов воздействия, причём в каждом случае действия нормы будут применяться все виды воздействия); альтернативная (предусматривается несколько видов воздействия, но в каждом случае применён только один из них); кумулятивная (дополнит-ая) – когда предусмотрено несколько видов воздействия. Одни виды являются основными и применяются в каждом конкретном случае, другие виды воздействия являются дополнит-ми и могут применяться/не применяться по воле правоприменителя.

Вопрос 44.Норма права и статья н.п.а. Способы изложения норм права в статьях н.п.а.Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодат-го акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права. Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может: -все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; -в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; -элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта; -элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов. I.В зависимости от полноты изложения нормы в статье норматив. актов: прямой (основной) – когда часть правовой нормы полностью излагается в одной статье норматив-го акта; отсылочный – когда одна часть элемента правовой нормы излагается в данной статье норматив. акта, а другая содержится в другой статье/другом норматив. акте, причём данная статья прямо указывает её местонахождения; бланкетный – когда часть правовой нормы содержится в данной статье норматив. акта, а другая часть в другой статье/другом норматив. акте, причём данная статья не указывает местонахождения недостающей части, формулируя отсылку лишь в целом (н-р, при незаконном вооружении для уяснения соответствующей нормы УК РФ должен быть использован ФЗ "Об оружии"). II. В зависимости от степени абстрактности изложения правовой нормы в ст. норматив. акта: абстрактный (когда правило формулируется абстрактными категориями без привязки к каким-либо конкретным условиям (формируется родовое правило поведения)); казуальный (когда при изложении правила поведения субъект/объект конкретизируются (видовое правило поведения)).

Вопрос 45.Понятие и принципы правотврчества. Правотворчество и правообразование. Правотворчество –деят-ть по созданию и принятию норматив. документов, осуществляемая в процессуальном порядке компетентными органами/непосредственно населением. Процесс формирования права характеризует 2 термина – «правотво+

рчество» и «правообразование». Правообразование понимается шире и включает в себя возникновение проблемы, нуждающейся в правовом регулировании, её осознание, доведение до компетентного субъекта и собственно само правотворчество. Правотворчество – заключительный, решающий этап правообразования, является деят-тью компетентного субъекта. Признаки правотворчества: 1. осущ-ется только компетентным субъектом. Долгий период времени на основе марксизма считалось, что правотворчество – исключительная деят-ть гос. органов и осущ-ют её только орг-ции, образованные гос-вом. Сейчас, исходя из тезиса о народе как источнике власти, признается, что население обладает правом на непосредственное правотворчество. Также признается, что гос-во может наделить негос-ые орг-ции правом на осущ-ние правотворчества. Но такое правотворчество носит производный хар-р от гос-ва. Тем не менееподавляющее большинство правотворчества осущ-ется гос-вом. 2. деят-ть, растянутая во времени; имеет стадиальный хар-р. Стадия понимается как набор определенных действий, характеризующихся достижением промежуточного результата. Стадии имеют жёсткую последовательность. Последующая стадия начинается только тогда, когда завершена предыдущая и достигнут её промежуточный результат. 3. имеет процессуальный хар-р (означает, что порядок осущ-ния такой деят-ти урегулирован в норматив. актах и процедура при осущ-нии такой деят-ти должна четко соблюдаться). 4. итоговым результатом такой деят-ти является создание, изменение/прекращение действия норматив.-правового док-та (нормат. акт и дог-р). Принципы правотворчества демократизм, гласность, законность, научность, профессионализм, связь с практикойи оперативность.: Демократизмправотворчества проявляется, прежде всего, в участии народа в правотворческой деятельности. Участие народа в правотворчестве может приобретать самые различные формы. Так, народ может быть непосредственным субъектом правотвор­чества в порядке референдума и участвовать в голосовании за тот или иной законопроект. Правда, возможности использования такой формы крайне ограничены, поскольку референдум - дос­таточно дорогостоящее мероприятие, и проводится он для при­нятия только наиболее важных законов (например, конститу­ции). Далее, народ может принимать участие в обсуждении зако­нопроектов и проектов других нормативных актов в средствах массовой информации, трудовых коллективах, общественных объединениях. Кроме того, граждане могут обращаться в право­творческие органы с предложениями, пожеланиями, замечания­ми относительно принятия тех или иных нормативно-правовых актов или совершенствования уже действующих. Демократизм правотворчества проявляется также в том, что правотворческие органы, устанавливая нормы права, должны исходить из интересов и потребностей общества. Особенно это относится к высшим представительным (законодательным) орга­нам государственной власти, которые, как известно, принимают законы — нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные нормы права. Гласностьправотворчества тесно связана с его демокра­тизмом, в связи с чем некоторые авторы не выделяют ее в качестве самостоятельного принципа правотворчества, а рассматри­вают в составе принципа демократизма. Между тем, будучи тес­но связанной с демократизмом, гласность в правотворческой деятельности имеет самостоятельное значение. Этот принцип проявляется в первую очередь в том, что деятельность право­творческих, в особенности законодательных органов, должна освещаться в средствах массовой информации, чтобы население имело представление о принимаемых правотворческими органа­ми законах и других нормативных правовых актах. Другое проявление принципа гласности состоит в том, что принимаемые правотворческими органами нормативно-правовые акты, как правило, подлежат обязательному опубликованию. Так, в части 3 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Законы под­лежат официальному опубликованию. Неопубликованные зако­ны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Кроме того, в каждом государстве действует презумпция знания закона, согласно которой считает­ся, что граждане и другие лица должны знать действующие в стране нормы права, особенно, если возникает вопрос о юриди­ческой ответственности. Вследствие этого незнание закона не освобождает от ответственности. Данная презумпция лишний раз подтверждает необходимость опубликования принимаемых правотворческими органами нормативных правовых актов. Ис­ключение составляют лишь нормативные правовые акты, содер­жащие государственную или военную тайну. Законностьправотворческой деятельности тоже имеет не­сколько аспектов. Во-первых, она проявляется в том, что право­творческие органы должны осуществлять свою деятельность, как правило, в пределах предоставленной им правотворческой ком­петенции. Исключение составляют случаи так называемого деле­гированного правотворчества, когда те или иные органы или ор­ганизации осуществляют правотворческую деятельность в связи с передачей им другими субъектами определенных правотворче­ских полномочий. Но и в этих случаях действует принцип закон ности, поскольку такая передача производится на вполне закон­ных основаниях. Во-вторых, согласно принципу законности правотворчество должно осуществляться в строгом соответствии с установленной законодательством процедурой подготовки, обсуждения, приня­тия и опубликования нормативных правовых актов, устанавли­вающих, а также изменяющих или отменяющих нормы права. В-третьих, нормативные и иные правовые акты должны приниматься в соответствующей, установленной законом форме (закона, указа, договора и т. д.) и с указанием всех необходимых реквизитов. В-четвертых, вновь принятые нормативные правовые акты, содержащие нормы права, не должны противоречить конститу­ции сараны, ее законам, общепризнанным принципам и нормам международного права. Научностькак принцип правотворчества проявляется в ис­пользовании данных науки и, прежде всего, юридической при подготовке и принятии нормативных и иных правовых актов. «Выработанные в результате аналитических проработок научные обобщения, определения, сравнительные характеристики, клас­сификации, - отмечает С. С. Алексеев, - нередко воспринимают­ся законодателем, переносятся в законы, особенно в кодексы, иные кодифицированные акты, воспринимаются судебной прак­тикой, становятся нормативными обобщениями»1. И хотя на правотворческую деятельность оказывают влияние различные политические и иные силы, а принятие некоторых законов и под­законных нормативно-правовых актов обусловлено подчас конъюнктурными соображениями, принцип научности должен рассматриваться в качестве одного из ведущих начал современ­ного правотворчества. Вследствие этого вновь принимаемые нормы права в процессе их подготовки должны опираться на данные науки и проходить научную экспертизу. Профессионализмв правотворческой деятельности выра­жается в том, что подготовкой и созданием нормативных и дру­гих правовых актов нормативного характера должны заниматься квалифицированные специалисты, обладающие специальными познаниями в соответствующей области общественной жизни. Это не значит, что такими специалистами обязательно должны быть юристы, но без участия юристов, в общем-то, не должна обходиться ни одна правотворческая деятельность. Связь правотворчества с практикой.Суть этого принци­па состоит главным образом в том, что правотворческая деятель­ность должна быть жестко привязана к практике, к практическим потребностям общества. Нормы права - это регуляторы общест­венных отношений, и чем больше они опираются на практику и учитывают практические потребности общества, тем эффектив­нее они выполняют свое предназначение. Поэтому при создании норм права всегда должна учитываться их практическая обосно­ванность. Нормы, не опирающиеся на практику, не учитываю­щие практических потребностей общества, не приносят ожидае­мого результата и, как правило, попадают в разряд мертворож­денных норм, лишь захламляющих систему права. Принцип связи правотворчества с практикой имеет и дру­гую сторону, которая выражается в так называемой обратной связи. Правотворческие органы в своей деятельности должны не только учитывать практические потребности общества, но и опираться на практику действия и реализации норм права, кото­рая сигнализирует о том, насколько эффективны действующие нормы права и не нуждаются ли они в изменении или отмене. Оперативностьправотворчества предполагает своевремен­ное установление новых норм права и внесение соответствую­щих изменений в действующую систему права. Жизнь, как из­вестно, на месте не стоит, и изменения в системе общественных отношений нередко вызывают необходимость в создании новых норм права, изменении или отмене уже действующих. Право­творческие органы должны своевременно реагировать на подоб­ные изменения и вносить коррективы в действующую систему права. Это позволит повысить эффективность правового регули­рования и избежать социальной напряженности в той или иной сфере общественной жизни. Оперативность правотворчества предполагает также своевременное устранение пробелов в дей­ствующем законодательстве, поскольку пробельное законода тельство создает определенные сбои в правовом регулировании и снижает его эффективность.Помимо üпринцип профессионализма (означает, что при подготовке норматив. акта обязательно должны принимать участие специалисты в той сфере науки, культуры, техники, отношения в которой будут регулироваться данным норматив. актом. üпринцип технического совершенства (означает, что вновь создаваемый норматив. док-т должен соответ-ть всем требованиям юридич. техники); üпринцип научного хар-ра (означает, что должны применяться все последние достижения науки и техники, в том числе юридич-ой;

Вопрос 46. Субъекты и формы правотворчества

Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.

Форм (виды) правотворчества

1. В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

1. Участвуют в правотворчестве все граждане, обладающие активным избирательным правом в пределах соответствующего публичного образования.

2. Осуществляется лишь по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

3. Результатом такого правотворчества является НА высшей юридической силы. Это не обязательно закон, но акт, принятый в таком порядке м. б. изменен только в порядке усложненной правотворческой процедуры, как правило, не м. б. отменен иначе как в форме референдума.

4. Процедура правотворчества наиболее сложная и наиболее детально регламентирована в законодательстве (референдум).

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

1. Осуществляется органами гос. власти только в рамках своей компетенции. Как правило, у каждого гос. органа четко очерчены предметы ведения и определена форма НА.

2. Процедура правотворчества четко регламентирована в НА.

3. Результатом такого правотворчества является НА как высшей, так и подчиненной юридической силы.

В зависимости от юр. силы, создаваемого НА, правотворчество делят на 2 вида:

1. Законотворчество

2. Подзаконное правотворчество

3) Санкционированное и делегированное правотворчество.

1. Осуществляется негосударственными организациями: правотворчество органов местного самоуправления,

общественных организаций (например, профсоюзов).

2. Такое правотворчество осуществляется в силу наделения некомпетентных субъектов правом осуществлять правотворчество (государство само наделяет их таким правом и признает такие акты нормативными).

Такое наделение осуществляется в 2 основных формах:

· Санкционирование. Т.е государство представляет негосударственным организациям право осуществлять правотворчество по определенным вопросам. Постоянно такая санкция содержится, как правило, в каком – либо НА (муниципальные образования).

· Делегирование. Т.е государство передает какой – либо организации право принять определенный НА, причем, как правило, такое делегирование носит разовый характер ( профсоюзы).

3. В таком порядке создаются только НА подзаконного характера.

4. Процедура такого правотворчества, как правило, в законе четко не урегулирована.

4) Нормативное соглашение.

1. Осуществляется несколькими (не менее 2х субъектами), обладающими равным статусом и определенной компетенцией.

2. Процедура такого правотворчества в законе четко не урегулирована , как правило, регулируется лишь последняя стадия – подписание договора.

3. Результатом такого правотворчества является нормативный договор.

 

 



2016-01-26 2241 Обсуждений (0)
Вопрос № 41. Подотрасли права и институты права как элементы системы права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос № 41. Подотрасли права и институты права как элементы системы права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)