Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия как способ жить 9 страница



2016-01-26 350 Обсуждений (0)
Философия как способ жить 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




37) Athanase. Vie d'Antoine II PG. 26, 8446. [Здесь и далее из­речения Антония приводятся по изд.: Святитель Афанасий Ве­ликий. Творения в 4-х томах. Том III. M., I994- Репр. воспроизве­дение изд.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902-1903.];

38) Там же. 9696.

39) Dorothйe de Gaza. Didaskaliai, X, 104, ligne 9 / Йd. L. Regnault et J. de Prйville. Sources chrйtiennes. Paris, 1963. T. 92 (цитируется далее по номеру параграфа и строке па­раграфа). Понятие prosoche играет очень важную роль во всей монашеской традиции; ср:, например: Diadoque de Photicй. Kefalea Gnostika. P. 27, 98, i$E.

40) Ср. выше. С. 2.6 -27.

41>Athanase. Vie d'Antoine II PG. 26 853^ 868A, 9696.

42) Ср. примеч. 38.

43) Athanase. Vie d'Antoine. 8/гА.

44) Epictиte. Manuel. §21.

45) Марк Аврелий. II, 11. Пер. А. К. Гаврилова.

46) Dorothйe de Gaza. § 114, 1-15. 47> Ibid. § 104, 1-3.

48) Марк Аврелий. VII, 54. Пер. А. К. Гаврилова.

49) Athanase. Vie д'Antoine. 8/зС. Василий Кесарийский. Regulae fusius tractatae II PG. 31, 9216: ср. ниже, примеч. 54-Cassien (Кассиан). Collвt, т. I (SC, т. 42), с. 84: «Ut scilicet per illas (virtutes) ab universis passionibus noxiis inlaesum parare cor nostrum et conservare possimus».

50) Dorothйe de Gaza. § 104 sq.

51) Порфирий. Письмо к Марцелле, § 12, с. 18, io Pцtscher.

52) Марк Аврелий. VI, 7.

53) См. ссылку на примеч. 49-

54) Диад ох Фотикийский. Kephalaмa Gnostikб, 27, с. 98, и. Ў

55) Ibid. 56, с. ii7> 15-56>Ibid. 59, с. 119, I-2I.

57) Ibid. 97, с. 16o, 3.

58) Ср. примеч. 38.

59) Евагрий. Praktikas, § 91 Guillaumont. Русск. пер.: Еваг-рий Понтийский. Слово о духовном делании, или Монах.

60) См.: Th. Klauser. Apophthegma 11 Reallexikon fьr Antike und Christentum. Bd. 1.1950. S. 545-550.

61) E. von Ivanka. Kephalaмa II Byzantinische Zeitschrift. Bd. 47. 1954.8.285-291.

62> Apophtegmata Patrum II PG. 65, I73A-B. 63) Dorothйe de Gaza. § 60, 27. 64> Ibid. § 69, 2. «> Ibid. §189,4-5. <*> Ibid. § 60, 30.

67) Ср. примеч. 34-

68) A Origиne. In Cant. P. 113, 27 Baehrens.

69> См.: I. Hadot. Seneca... Berlin, 1969. S. 66-71.

70) Jean Chrysostom. Non esse adgratiam concionandum II PG. 50, 659-660.

71) Dorothйe de Gaza. § in, 13 и 117, j.

72) Ср.: I. Hadot. Seneca... S. 70.

73) Athanase. Vie d'Antoine. 9246.

74) Dorothйe de Gaza. § 25.

75) Ср. выше с. 28, 46.

76) Евагрий. Praktikos, §§ 54-56. Ср.: F. Refoulй. Rкves et vie spirituelle d'aprиs Evagre le Pontique II Supplйment de la Vie spiri­tuelle. T. 59. 1961. P. 470-516.

77) Диадох Фотикийский. Kephalaмa Gnostika. 37. P. 106 из Мест.

78) Dorothйe de Gaza. § 20. Издатели цит. в примеч.: Эпиктет. Беседы. I, 18, 18.

79) Ibid. § 120. Издатели цит. в примеч: Эпиктет. Беседы, И, i8, 15.

80) Евагрий. PraktJkos, §58. Издат. цит. в примеч: Цице­рон. Tuscul., IV, 75-

81) Ср. предыщее примеч.

82) Dorothйe de Gaza. § 102, 12.

83) Эпиктет. Руководство, § 8.

84) Dorothйe de Gaza. § 20, 11-13.

85) Плутарх. De curiositate. j2oD и след.

86) Dorothйe de Gaza. § 20.

87) Евагрий. Praktikos. § 2.

88) См.: A. et CI. Guillaumont (SC. T. 171) в примечаниях к своему комментарию к Prakikos. Р. 499> п- г> Р- 5°i. п. 3.

89) Евагрий. Praktikos. §§ 2-3.

90) Ср.: P. Hadot. La division des parties de la pbiloso II Musйum Helveticum. T. 36. 1979. P. 218 sq.

91) Ср.: I. Hadot. Le Problиme du nйoplatonisme alexandrin. Paris, 1978. P. 152-158.

92) Порфирий. Сентенции, 32. C. 27, 9; Ламберц: Мудрость состоит в созерцании того, что содержится в интеллекте, сила — в apatheia.

93> Ср.: SC. T. i7i. Р. 500 (note).

94) Евагрий. Praktikos, § i.

95) Ср.: Диадох Фотикийский, Kephalaia Gnostika, 25, с. 97. 7; 3°. с. юо, 19; 65, с. 125, i2; 67, с. 127, 22. Dorothйe de Gaza, например, § 68, 2.

> Cassien. Collвt. I, 7, T. I. P. 85; XIX, n. T. III. P. 48 Пи-шери.

97> Dorothйe de Gaza. §§ 58-60.

98) Ср. трактаты Плутарха и Сенеки с теми же назва­ниями.

99) Платон. Федон, 6jc.

100> Максим Исповедник. Комментарий об Отце II PG. 90,

101) Климент Александрийский. Строматы. V, 1 1, 67, i. 102> Григорий Назианзин. Письмо 31, т. I, с. 39. Gallay (PG 37. 68С).

103) Евагрий. Praktikos, § 53' Порфирий. Sent. 8, с. з, 6 Лам­берц: «То, что природа связала, она развязывает, а то, что душа привязала, развязывает душа. Природа связала тело в душе, душа связалась сама в теле; значит, природа отнимает тело от души, но душа сама отказывается от тела».

104) Ср. примеч. 31-

Ю5> Афанасий. Житие Антония, 873 С.

106> Там же. 924 А-

10?> Там же. 872 А.

ios) Dorothйe de Gaza. § 151. 47-

log) Dorothйe de Gaza. Oeuvres spirituelles (SC, t. 92). Житие Досифея, § 5-9, с. 129 след.

110) A. Vццbus. History of Ascetism in the Syrian Orient II Corpus Script. Christ. Orient. Vol. 184, Subsidia; vol. 14, Louvain, 1958; vol. 197, Subsidia, vol. 17, Louvain, 1960.

Сократ

l) Аристотель. Протрептик. Фргм. 5 // Aristotelis Fragmen­ta selecta. Йd. W. D. Ross. Oxford, 1955; см. нем. пер: I. During. Aristoteles. Heidelberg, 1966. S. 414 (Note 87). Здесь цит. по: Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятиию О памяти I Пер. Е. В. Алымовой. СПб., 2004. С. 29.

2) О проблеме исторического Сократа, ср.: О. Gigon. Soc­rates, sein Wild in Dichtung und Geschichte. Bern, 1945; V. de Ma-galhaes-Vilhena. Le Probleme de Sacrate. Sacrate historique et le Sacrate de Platon. Paris, 1952. В более чем обширной литературе не­обходимо указать два ценных небольших введения в Со­крата: A.-J. Festugiиre. Sacrate. Paris, 1934: M. Sauvage. Sacrate et la comience del'homme. Paris, 1970.

3) О Кьеркегоре и Сократе ср.: J. Himmelstrup. S. Kierkegaards Sakrales Auffassung. Neumьnster, 1927; J. Wild. Kierkegaard and Classic Philology II Philosophical Review. T. 49. 1940. P. 536-537; 1938; E. Pivcevic. Ironie als Daseinsform bei Sцren Kierkegaard. Gьtersloh, 1960; T. Bohlin. Sцren Kierkegaard. L homme et l'nuvre l Trad. fr. P.-H. Tisseau, Basoges en Pareds (Vandйe), 1941. «!>

4) О Ницше и Сократе, ср.: Е. Bertram. Nietzsche. Versuch einer Mythologie. <). Aufl. Bonn, 1985; H. Hasse. Das Problem des Sakrales bei F. Nietzsche. Lpz., 1918; K. Hildebrandt. Nietzsches Wettkampf mit Sakrales unд Platon. Dresden, 1922; E. Sandvoss. Sokrates und Nietzsche. Leiden, 1966; H. J. Schmidt. Nietzsche und Sokrates. Mei­senheim, 1969. Об обширнейшем феномене, образованном изучением фигуры Сократа на Западе, см. подробный сбор­ник текстов в: H. Spiegelberg. The SocraticEnigma. The Library of Liberal Arts, 1964; что касается XVIII и XIX веков, см.: В. Bцhm. Sokrates im achtzehnten Jahrhundert. Studien zum Werdegang des modernen PersцnlicbkeitsbeivuЯtseins. Lpz., 1929; H.-G. Seebeck. Das Sokratesbild vom 19. Jahrhundert. Gцttingen, 1947.

5) Платон. Пир, 215 b-c; Ксенофонт. Пир, IV, 19 и V, 7; Аристофан. Облака, 362 (наклонность взглядов), можно сблизить с Платоном, Федон, iiyb.

6) Фр. Ницше. Рождение трагедии, или Эллинстео и пессимизм (Рождение трагедии из духа музыки). — Здесь и далее цит. по: Фридрих Ницше. Сочинения: В 2-х т.; М., 199°: Фридрих Ниц­ше. Сочинения: В з-х т. M., I994- Пер. с нем. Ю. А. Антонов­ского, Я. Бермана, Н. Полилова, Г. А. Рачинского, К. А. Сва-сьяна, В. А. Флёровой. С. Л. Франка.

7) Фр. Ницше. Сумерки идолов, или Как философствуют моло­том (Проблема Сократа).

8) Фр. Ницше. Сумерки идолов... Проблема Сократа.

9) Фр. Ницше. Сумерки идолов... Проблема Сократа; ср.: Ци­церон. De fato. V, io; Tusculan. Disput., IV, 37, 8o; Александр Афродийский. De fato, с. 171, 11 Bruns. Согласно Зопиру, Сократ был глупым и тугодумом, потому что у него не было выступа, выемки в ключицах. Сходный портрет можно найти и в описании Г. Г. Каруса (Cams) «беотийско-го типа»: см.: Symbolik der menschlichen Gestalt. 1858 (Hildesheim-Darmstadt, 1962). S. 266.

10) Ср. примеч. j.

n) Сам Ницше настаивает в Рождении трагедии, § 8, о союзе, свойстве мудрости и первобытного инстинкта в фигуре силенов и сатиров. Тема, которую нужно сопоставить с за-

мечаниями К. Г. Юнга о союзе мудрости и клоунады, свой­ственном природе эльфа (G. G. Jung. Von den Wurzeln des Bervusstseins. Zьrich, 1954. S. 42). Ср. следующее примеч.

12) S. Kierkegaard. Ьber den Begriff der Ironie mit stдndiger Rьcksicht auf Sokrates. Berlin, 1929. S. 7.

13) Платон, Пир, 2i5b.

14) Фр. Ницше. Сумерки идолов... Проблема Сократа.

15) Платон. Пир. 21 бе. 16)Там же. 22le. 17>Тамже. 2i6d.

18) К. Gaiser. Protreptмk undParanese bei Platon. Untersuchungen zur Form des platonischen Dialogs. Stuttgart, 1959. S. 26, 149 ff.; 197.

19) Фр. Ницше. Ессе Homo. Как становятся сами собою. Несвоевре­менные... § з-

20> Р. Friedlдnder. Plato. Vol. I. New York, 1958. P. 126.

21) K. Gaiser. Platans ungeschriebene Lehre. Studien zur systematischen und geschichtlichen Begrьndung der Wissenschaften in der Platonischen Schule. Stuttgart, 1963 (2. Aufl. — 1968); H. J. Krдmer. Arete bei Platon und Aristoteles. Zum Wesen und zur Geschichte der platonischen Ontologie. Heidelberg, 1959 (второе изд.: Амстердам, 1967). О вопросе см. также: Das Problem der ungeschriebenen Lehre Platans l Hrsg. Jьrgen Wippern. Darmstadt (Wege der For­schung. Bd. 186), 1972. Ср. также: M.-D. Richard. L'En­seignement oral de Platon. Paris, 1986.

22) J. G. Hamann. Sokratische Denkwьrdigkeiten / Erklдrt von F. Blanke. Gьtersloh, 1959. S. 74.

23) По этому вопросу ср.: В. Bцhm. N. 3- с. IO2. 245 J. Wahl. Etudes kierkegaardiennes... P. 282.

25) S. Kierkegaard. Point de vue explicatif de mon asvre. § 5 (Der Gesichtspunkt fьr meine Wirksamheit als Schriftsteller) I Trad, franзais. P.-H. Tisseau. 1940. P. 35.

26) цит.: j. Wahl. Etudes kierkegaardiennes... P. 52.

27) S. Kierkegaard. L'Instant (Der Augenblick) I Trad, franзais. P.-H. Tisseau. 1948. P. 174-176.

28) О непрямом общении ср.: J. Wahl. Etudes kierkegaar­diennes... P. 281-288 и 684 (теория маски у Ницше).

-i 29> Цит.: E. Bertram. Nietzsche... P. 341.

- зо) фр Ницше. По ту сторону добра и зла... § 4°-

31> Цит. Е. Bertram. Nietzsche... Р. 188 (trad. Pitrou. P. 240).

за Ibid. P. i8i (trad. Pitrou. P. 234).

33> Ф. Ницше. ЕссеHomo. Несвоевременные... § 3.

34> E. Bertram. Nietzsche... P. 182. Настоятельно рекомен­дую прочитать всю главу Бертрама о «маске» у Ницше.

35) Ibid. P. 319-

36) Платон. Государство.,з37а; Пир, 2i6e 5; Апология, 383 i. 37> Аристотель. Никомахова этика, ио8а 22; ii2/a 22. за) феофраст. Характеры, § i.

39) Ср.: H. Lausberg. Handbuch der literarischen Rhetorik. Mьn­chen, 1960, §§ 582 и 9О2, где можно найти все ссылки. Один из самых ярких примеров риторического использо­вания иронии представляет собой похвалу рабства негров: Montesquieu. Esprit des lois. XV, 5.

40) цит. ПО: Марк Туллий Цицерон. Учение академиков. М., 2004- Кн. II, 15 (Лукулл); Брут, 292-300. Пер. Н. А. Федорова.

41) Платон, Пир, 22le.

42) Фр. Ницше. Человеческое, слишком человеческое; Странник и его тень. § 1/5-

43) Эпиктет. Руководство, § л,6; ср.: F. Schweingruber. Sokrates undEpiktetII Hermes. Bd. 78. 1943. P. 52-79.

44) Платон. Государство, 337a; Горгии, 4896; Теэтет, I5oc.

45) Аристотель. О софистических опровержениях. 18зЬ 8.

46> G. W. F. Hegel. Vorlesungen ьber die Geschichte der Philosophie. Страницы, посвященные Сократу, в этой работе Гегеля отличаются глубиной и серьезным разбором проблемы романтической иронии.

47> P. Moraux. La joute dialectique d'aprиs le huitiиme livre des To­piques // Aristotle on Dialectic. Proceedings of the Third Symposium Aristotelicum. Oxf., 1968. P. 277-311- O философ­ском значении этих диалектических турниров ср.: E. Weil. La place dela logique dansla pensйe aristotйlicienne 11 Revue de mйtaphysique et de morale. T. 56. 1951. P. 283-315. См. также: E. Hambruch. Logische Regeln der Platonischen Schule

in der Aristotelischen Topik // Wissenschaftliche Beilage zum Jahres­bericht des Askanischen Gymnasiums zu Berlin. Berlin, 1904.

48) O. Apelt. Platonische Aufsдtze. Berlin, 1912. S. 96-108. О со­кратической иронии см. очень важную работу: M. Land­mann. ElenktikundMaieutik. Bonn, 195°;см- также: R. Schaerer. Le mйcanisme de l'ironie dans ses rapports avec la dialectique II Revue de mйtaphysique et de morale. T. 49.1941. P. 181 sq. Об иронии во­обще ср.: V. Jankйlйvitch. L'Ironie. Paris, 1964.

49) Этот logos, общий для Сократа и его собеседника, пер­сонифицирован в Платоне: Платон, Протагор, $6ia...

50) См. предыдущее примеч.

51) Платон. Теэтет, I5oa.

52> S. Kierkegaard. Point de vue explicatif de mon њvre. P. 28.

53) S. Kierkegaard. Philosophische Brocken (Философские кро­хи) / Trad. fr. de Ferlow et Gateau. Paris, 1948. P. 68, 119.

54) Платон. Апология Сократа. 2id. Пер. М. Соловьева.

55) Платон. Пир, i75d.

56) Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. IV, 4> - Пер. С. И. Соболевского.

57) Платон. Лахет, i87C.

58) Платон. Апология Сократа. збЬ.

59) Платон. Алкивиад, I2od; Апология Сократа., збс,

60) Фр. Ницше. Несвоевременные размышления... Т. П. M., I994-6» Там же.

62) Там же.

63) Платон. Пир, 2i6a.

64) Гегель особенно настаивал на этом (Vorlesungen ьber die Geschichte der Philosophie. I, i, 2): «Никакой народ, а тем более свободный — в понимании афинянина, — не призовет на суд моральное сознание».

65) Эта воля к смерти у Сократа поставит перед Ницше проблему, о которой нам придется говорить ниже.

66) Ср.: J. Wahl. Etudes kierkegaardiennes... P. 350 sq.

67) На эту тему ср.: S. Kierkegaard. Post-scriptum non scientifique (пер. с нем.: Abscbliessende unwissenschaftliche Nachschrift). Paris, 1941. P. 47 sq.

68) Ср.: J. Wahl. Йtudes kпerkegaardiennes... P. 270.

69) S. Kierkegaard. Point de vue explicatif de mon њme. Impartie. Ch. II, B. P. 50.

70) О банальности ср.: L. Jephragnon. De la banalitй'. P., 1965.

71) Ср.: J. Wahl. Etudes kпerkegaardiennes... P. 281 sq.; в частно­сти, замечания об отношениях между божественным ин­когнито и инкогнито писателя: Р. 285, n. i.

72) Fr. Nietsche. Aus dem Nicbtveцffentlichen. 1882-1888. Leipzig, 1903. Bd. XIII. S. 327.

73) Платон. Апология Сократа. 2зЬ: «Из вас, люди, всего мудрее (sopholatos) тот, кто, подобно Сократу, знает, что ни­чего поистине не стоит его мудрость (sophia)м>.

74) Ср.: J. Wahl. Etudes kпerkegaardiennes... P. 387; 409, n. i (o нега­тивной теологии).

75) S. Kierkegaard. L'Instant (пер. с нем.: Der Augenblick). Nд io. P. 176.

76> P. Friedlдnder. Plato. Bd. I. P. 153.

77> W. Jaeger. Paideia. Berlin, 1954. Bd. II. S. 64.

78) S. Kierkegaard. Point de vue explicatif sur mon њuvre. P. 50.

79) Платон. Пир, 2i ja; Федр, 229-230; Алкивиад, юба.

80) См.: Платон. Пир. 221 e-d.

81) S. Kierkegaard. Point de vue explicatif sur mon њuvre. P. 100.

82) что касается темы «Сократ и Эрот», см.: J. Hillman. On Psychological Creativity// Йranos. Vol. 35.1966. P. 370-398, где под­черкнут демонический аспект сократовского Эрота. Здесь мы найдем, мне кажется, их взаимообусловленность.

83) См.: H.-I. Marrou. Histoire de l'йducation dans l'Antiqiutй. Paris, 1971 (6Ј йd.). Ch. III: De la pйdйrastie comme йducaton.

84) Платон. Пир, 217-218.

85) Там же. 2i 5 e, 218a, 222b.

ев) цит по. j Wahl. Йtudes kierkegaardiennes... P. 60.

87) Платон. Пир, 2OO-2OI.

88) Об этом ср. главным образом: L. Robin, introduction а Banquet. Paris, 1951. P. CI-CIX; id. La Thйorie platonicienne de l'amour. Paris, 1933. P. 195; P. Friedlдnder. Plato. Vol. I. Ch. II: Demon and Eros.

89) Ср. о генеалогии Эрота; M. Dйtienne, J.-P.Vernant. Les Ruses de l'intelligence. La mйtis des Grecs. Paris, 1974. P. 140. На тему «Militвt omnis amans» ср.: A. Spies. Militвt omnisamans. Ein Beitrag zur Bildersprache der antiken Erotik- Tьbingen, 1930. Об Эроте-не­годнике ср.: Anthologie Palatine. Livre V. Epigrammes 176-18o.

90) Платон. Пир, 203 c-d и 22ob. Ha тему Сократа-Эрота ср.: V. Jankйlйvitch. L'Ironie. P. 122-125; Th. Gould. Platonic Love. London, 1963. P. 57.

91) Платон. Пир, 174a.

92) Ср. тексты, цит. Диогеном Лаэртским. О жизни, учени­ях и изречениях знаменитых философов. II, 27-28.

93) О роде жизни Диогена-киника ср.: Диоген Лаэрт-ский. VI, 20 след. Текст, содержащий в себе определение Диогена как «безумствующего Сократа» (VI, 54) плохо за­свидетельствован критически, но слово имеет свою психо­логическую правду.

94> Р. Friedlдnder. Plato. Vol. I. P. 368. N. 6.

95) Термины, употребляемые в греческом языке, наме­ренно двойственны по смыслу: Eros кажется, желает phronesis, то есть мудрости, полной искусности (parimos) и «философствующий» на протяжении всей своей жизни.

96> Пир. 203d.

97> Аристофан. Облака. 445 след.

98> Платон. Пир, 221C.

"> Там же. i/je.

100> Там же. 215с; Менон, 8оа з; Хармид, 15 je; Федон, -jjз..

101> Платон, Пир, 2i8a-b.

102> Там же. 22oa-d.

юз) там же. 22ib; Аристофан. Облака, 362.

104) Платон. Пир, 203-204.0 философском значении этих одновременных отрицаний ср.: H.-J. Krдmer. Platonismus und hellenistische Philosophie. Berlin, 1971. S. 174-175, 229-230.

105) Платон. Пир, 2i5b. 10б> Там же. 218e.

107) Алкивиад последовательно перечисляет умерен­ность и силу. Там же. 217-221.

108) Например, Кьеркегор, цит.: J. Wahl. Etudes kierke-gaardiennes... P. 100, n. i : «Когда в своих чтениях я встречался с Сократом, мое сердце билось, как сердце того молодого человека, который беседовал с ним. Мысль Сократа приводила в восторг мою юность и наполняла мою душу». О словах Гёте см. ниже, примеч. 113.

109) Григорий Чудотворец. Благодарение Оригену (Prospho-netikos), VI, 83, и VII, 97; вся глава VI посвящена этой теме.

110) E. Bertram. Nietzsche. P. 326 sq.; П. Фридлендер (Р. Fried­lдnder. Plato. Vol. I. P. 50) также делает аллюзию на эти стра­ницы.

Е. Bertram. Nietzsche. P. 327.

112) L. Hulmбn. On Psychological Creativity... P. 380.

113)J. G. Hamann. SokratischeDenkwьrdigkeiten... S. 149 ff. О вли­янии этой работы на Гете ср.: A. Raabe. Das Erlebnis des Dд­monischen in Gњtbes'DenkenundSchaffen. Berlin, 1942. S. 30.

114) Ср.: A. Raabe. Das Erlebnis des Dдmonischen... S. 26-31.

115)3десьидалеецит. по: И. В. фон Гёте. Собр. соч.: В ют. M., 1975-198°.

П6) A. Raabe. Das Erlebnis des Dдmonischen... S. 142. О чаяни­ях Миньоны ср.: J. W. von Goethe. Wilhelm Meisters Lehrjahre. VIII, 2: So lasst mich scheinen, bis ich werde / Zieht mir das weisse Kleid nicht aus / Ich eile von der schцnen Erde / Hinab in jenes feste Haus / Dort ruh' ich, eine kleine Stille / Dann цffnet sich der frische Blick / Ich lasse dann die reine Hьlle / Den Gьrtel und den Kranz zurьck. / Und jene himmlischen Gestalten / Sie fragen nicht nach Mann und Weib / Und keine Kleiderm, keine Falten / Umgeben den verklдrten Leib [Я по­красуюсь в платье белом, / Покамест сроки не пришли, / Покамест я к другим пределам / Под землю не ушла с земли. // Свою недолгую отсрочку / Я там спокойно про­лежу / И сброшу эту оболочку, / Венок и пояс развяжу. // И, встав, глазами мир окину, / Где силам неба все равно, / Ты женщина или мужчина, / Но тело все просветлено. Пер. Б. Пастернака]; ср.: M. Delcourt (U'trumaue'-Neutrum II

Mйlang H.-Ch. Puech. Paris, 1974. P. 122): «Похищенный ре­бенок, несчастная, одетая мальчиком и ненавидящая свой пол, Миньона предстает как zwitterhaftes Wesen (двуполое су­щество). Примиренная наконец-то сама с собой, она игра­ет в детском празднике роль ангела, и поет песню, где объявляет о своей близкой смерти: „Ich eile von der schцnen Erde... » Об образе Миньоны ср.: W. Emrich. Die Symbolik von Faust. II. Frankfurt am Main, 1957. S. 172; там и библиогра­фия: с. 459 (примечания).

117) О фигуре Оттилии и демоническом ср.: W. Emrich. Die Symbolik... S. 214 (в связи с понятием Ungeheures). О гер­мафродитизме ср.: ibid. S. 171-176-

И8> E. Bertram. Nietzsche-, глава о Сократе. Не имея возмож­ности вступать в долгую дискуссию, скажу, что, скорее все­го, позиция Бертрама об отношениях Ницше с Сократом не устарела и в связи с появившимися недавно работами по этой теме.

и») фр. Ницше. Веселая наука. § 34°-

izo) фр Ницше. Сумерки идолов. Проблема Сократа. § 8.

121) фр Ницше. Рождение трагедии. § 13.

122> Платон. Пир, 223c-d. Об этом тексте, а также о речи Алкивиада в Пире, наконец, в очень общем плане и о диа­логах Платона см. замечательную книгу: К. Gaiser. Piatone come scrittore filosуfico. Saggi sull'ermeneutica dei dialoghi platonici. Napoli (Instituto Italiano per gli Studi Filosofici, Lezioni della Scuola di Studi Superiori in Napoli 2), 1984.

123) фр Ницше. Странник и его тень. § 26.

124> Ксенофонт. Пир, II, i6.

125) Fr. Nietsche. Unzeitgemдsse Betrachtungen. Schopenhauerals Erzie­her. § 2. «Wдhrend dem Menschen nichts Frцhlicheres und Besse­res zu Theil werden kann, als einem jener Siegreichen nahe zu sein, die, weil sie das Tiefste gedacht, gerade das Lebendigste lieben mьssen und als Weise am Ende sich zum Schцnem neigen... Sie bewegen sich und leben wirklich... weshalb es uns in ihrer Nдhe wirklich einmal menschlich und natьrlich zu Muthe

ist und wir wie Goethe ausrufen mцchten: „Was ist doch ein Lebendiges fьr ein herrliches kцstliches Ding! wie abgemessen zu seinem Zustande, wie wahr, wie seiend"!»

ne) ф. Ницше. Рождение трагедии... § 15. O мечте Сократа, которому боги приказывают во время его сна посвятить себя музыке, рассказывается в Федоне, 6o-6i.

127> Федон, ii8a.

128) фр Ницше. Веселая наука (la gaya scienza). § 34°-

129) фр Ницше. Сумерки идолов. Проблема Сократа. § i2. 130> Об этом см.: Heien H. Bacon. Socrates Crowned II Virgi­nia Quarterly Review. Vol. 35. 1959. P. 415-430.

131) Платон. Пир, I/5C.

132> Там же. inc. Ср.: Th. Gould. Platonic Love. P. 40.

133> Платон, Пир, 2iзе.

134> Там же. 222d.

135) Там же. 223d.

136) Там же. 19<>е.

137> Там же. i/6c; 22Oa; 223d. 138> Там же. 223d.

139) Там же. 174^ и 22ос.

140) фр Ницше. По ту сторону добра и зла. § 295-

141) Фр. Ницше. Ессе Homo. Почему я пишу такие хорошие книги (Ессе Homo. Warum ich so gute Bьcher schreibe). § 6.

142) J. G. Hamann. Sokratische Denkwьrdigkeiten. P. 149 ff. 143> E. Bertram. Nietzsche... P. 346.

144) Ср. текст, цитированный выше: с. ii8. из) фр Ницше. По ту сторону добра и зла. § 295-

Марк Аврелий

15 Издание, которое необходимо учитывать: Marc Aurиle. Wege zu sich selbst I Par W. Theiler, Zьrich, 1951; есть и более позднее критическое издание греческого текста Pensйes Марка Аврелия, вышедшее недавно: Marci Aurelii Antonini Ad se ipxum libri XII. Изд.: J. Dalfen, Leipzig: Teubner,

1979, снабженное превосходным критическим аппаратом. Все же мы придерживаемся издания В. Тейлера, сопро­вожденного прекрасным переводом и ценнейшими ком­ментариями.

2) Р. Wendland. Die hellenistisch-rцmische Kultur in ihren Bezie­hungen zu Judentum und Christentum. Tьb., 1972.4. Aufl. S. 238.

3) J. M. Rist. Stoic Philosophy. Cambridge, 1969. P. 286.

4) E. R. Dodds. Paiens et chrйtiens dans un вge d'angoisse I Trad. fr. H.-D. Saffrey. Paris, 1979. P. 43, n. 2 (Э. Р. Доде подразумевает здесь Размышления. VIII, I, i;X, 8, i-2; XI, 18,5; V, io, i).

5) Дион Кассий. LXXI, 36, i.

6) E. R. Dodds. Paпens et chrйtiens dans un вge d'angoisse. P. 43.

N. 2.

7) R. Dailly, H. van Effenterre. Le cas Marc Aurиle. Essai de psy­chosomatique historique II Revue des йtudes anciennes. T. LVI. 1954.

P- 347-365-

8> Дион Кассий. LXXII, 6, 4.

9) R. Dailly, H. van Effenterre. Le cas Marc Aurиle. Essai de psy­chosomatique historique. P. 3 54.

»°>Ibid. P. 355.

u) Можно найти в G. Misch. Geschichte der Autobiographie (I, 2, Berne, 1950. P. 479 ff.) не только прекрасное общее представ­ление творчества Марка Аврелия, но хорошее уточнение относительно его «пессимизма». О наставничестве и духов­ных упражнениях в античности ср.: Р. Rabbow. Seelenfьhrung. Methodik der Exerzitien...; I. Hadot. Seneca...; id. Epicure et l'enseigne­ment philosophique helle'nestique et romain II Actes du VIIIe congrиs de l'Assotiation Guillaume Bude. Paris. 1969. P. 347-3 53.

12) Ср.: I. Hadot. Epicure et пenseignement philosophique... P. 349.

13) Диоген Лаэртский. X, 135-

14> Эпиктет. III, 24, юз; Ш. 5> -

15> Это греческое название Размышлений Марка Аврелия можно перевести как: «для себя самого».



2016-01-26 350 Обсуждений (0)
Философия как способ жить 9 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия как способ жить 9 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)