Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. История России в новое время (XVIII - начало XX в.)



2016-01-26 402 Обсуждений (0)
Раздел 3. История России в новое время (XVIII - начало XX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок




10 часов лекций, 10 часов семинарских занятий, 15 час самостоятельной работы (подготовка к семинарам)

Лекция 9.Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия.

Пётр и Софья. 1696 г. Пётр I - единоличный правитель.

Основные направления деятельности Петра I. «Великое посольство». Восстание стрельцов. ХVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Военная реформа. Преобразования российской промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Развитие торговли. Политика протекционизма. Налоговая политика.

Социальная политика Петра I. «Табель о рангах» 1722 г. Указ о единонаследии. Укрепление крепостничества.

Реформы в области управления. Становление абсолютизма. Империя. Замена приказов коллегиями. Губернская реформа.

Религиозные реформы. Ликвидация патриаршества. Огосударствление церкви. Духовный регламент.

Культурные преобразования.

Северная война. Полтавская битва. Прутский поход Петра I. Россия - новая военно- морская держава. Ништадтский мир 1721 г.

Различные оценки деятельности Петра I.

 

Семинар 4. Петровская модель модернизации на основе механического заимствования.

Вопросы для подготовки:

1. Факторы модернизации государства и общества в России конца XVII в.

2. Методы и содержание петровской модернизации: экономические, социальные и социокультурные аспекты.

3. Результаты и последствия такой модернизации.

Литература основная:

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная:

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001 // http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/204037-kamenskiy-ab-ot-petra-i-do-pavla-i-reformy-v-rossii-xviii-veka.html

Ключевский В.О. Курс русской истории // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ или любое издание.

Павленко Н.И. Петр Первый. М., 1975 // militera.lib.ru/bio/pavlenko_ni01

Источники по теме 9 факультативно для семинарских занятий, а также для выполнения домашних заданий (Петровские указы, Духовный регламент и др.) см. на сайтах:

· ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах)

· www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках)

· www.hist.msu.ru/ER/ (источники по истории России)

· www.historylinks.ru/catalogue/common/ и др.

 

Лекция 10. Преобразования Елизаветы Петровны и Екатерины II и их последствия.

Елизавета Петровна.

Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. «Просвещенный абсолютизм». Доктрина естественного права. Деятельность Уложенной комиссии. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти.

Развитие крепостничества. Восстание казаков под предводительством Пугачёва. Этапы восстания.

Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкие войны. Разделы Речи Посполитой.

Культурная политика Екатерины II и развитие культуры.

Царствование Павла I.

 

Семинар 5. Характер преобразований Екатерины II.

Вопросы для подготовки:

1. Факторы реализации в России политики «просвещенного абсолютизма».

2. Противоречия государственной деятельности Екатерины II

Литература основная

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России XVIII в. М., 2001 // http://razym.ru/naukaobraz/istoriya/204037-kamenskiy-ab-ot-petra-i-do-pavla-i-reformy-v-rossii-xviii-veka.html

Ключевский В.О. Курс русской истории // http://ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ или любое издание.

 

Лекция 11. Внутренняя политика Александра I: реформаторские и охранительные тенденции.

Начало царствования Александра I. Либеральные начинания. Указ "О вольных хлебопашцах". Реформы в области образования. Изменения в системе государственного управления (министерства). М.М. Сперанский. "Записка о древней и новой России" Н.М. Карамзина.

Послевоенная политика Александра I. Конституционный проект Н.Н. Новосильцева. Военные поселения. Проект отмены крепостного права. Польская конституция.

Внешняя политика России. Создание антинаполеоновской коалиции. Тильзитский мир. Отечественная война 1812 г.

Движение декабристов. Характер и результаты.

Культура России перовой половины XIX в.

 

Семинар 6. Российское общество первой четверти XIX в.: стремления и возможности модернизации

Вопросы для повторения:

1. Содержание и ход модернизации сверху в первой четверти XIX в.

2. Факторы формирования протестного движения элиты общества

Литература основная

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная

История России XIX - начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов. / под. ред. В.А. Федорова. М., 2002.

История России XIX - начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов / под. ред. В.А. Федорова. М., 2002 // goraknig.org/nauchno_populjarnoe/?kniga=NDg3NTIxMw__

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало ХIХ века). СПб., 1994 // http://www.alleng.ru/d/lit/lit26.htm

Лекция 12. Николай I и Александр II. Подготовка и проведение Великих реформ. Факторы и результаты. Контрреформы Александра II и Александра III.

Личность Николая Павловича. Вступление Николая I на престол Комитет 6 декабря 1826 г. Переустройство системы государственного управления. Роль императорской Канцелярии. Развитие промышленности и путей сообщения. Крестьянский вопрос. Социальная политика. Политика в области просвещения, печати, религии.

Подготовка и проведение крестьянской реформы. Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Различные направления общественного движения. Идеология народничества.

Контрреформы Александра II и Александра III.

Внешняя политика. Войны с Турцией, Персией, Кавказская война. Балканское направление. Среднеазиатское направление. Дальневосточное направление.

Семинар 7. Характер и последствия Великих реформ.

Вопросы для подготовки:

1. Общее и особенное реформ в различных сферах общественной жизни в 1860-1870-е гг.

2. Ограниченность реформ или здоровый консерватизм?

3. Причины прекращения реформ и перехода к контрреформам

Литература основная

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная

История России XIX - начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов. / под. ред. В.А. Федорова. М., 2002 // goraknig.org/nauchno_populjarnoe/?kniga=NDg3NTIxMw__

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / под ред. А.П. Корелина. М., 1995 // www.twirpx.com/file/1360067/.

Российские самодержцы: 1801-1917. М., 1994 // www.kodges.ru/nauka/history/226276-rossiyskie-samoderzhcy.-1801-1917.-2-e-izd..html

Источники по темам 10-12факультативно для семинарских занятий, а также для выполнения домашних заданий (Манифест 19 декабря 1861 г. и др.) см. на сайтах:

· ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах)

· www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках)

· www.hist.msu.ru/ER/ (источники по истории России)

· www.historylinks.ru/catalogue/common/ и др.

 

Лекция 13.Россия в начале ХХ в. Социально-экономическое развитие. Политическое развитие и протестное движение.

Завершение промышленного переворота в России. Его особенности. Развитие транспортной системы. Динамика промышленного развития. Темпы промышленного производства. Монополистические объединения и предпосылки их возникновения. Особенности монополий в России. Складывание финансового капитала. Финансовая политика правительства. Роль иностранного капитала.

Развитие сельскохозяйственного производства. Проблема «американского» и «прусского» путей развития капитализма в сельском хозяйстве. «Русский путь».

Внутренняя и внешняя торговля.

Итоги. Количественный и качественный уровень индустриального и аграрного развития.

Крестьянский вопрос и крестьянское движение. Рабочий вопрос и рабочее движение. Демократическое движение. Самодержавие и предприниматели. Первая русская революция. Образование политических партий.

Третьеиюньская монархия. Программа П.А. Столыпина: «правовое самодержавие». Реформы и «успокоение». Столыпинская аграрная реформа. Реформа образования.

Внешняя политика России начала ХХ в. Русско-японская война. Участие России в первой мировой войне.

Семинар 8.Особенности развития России перед 1917 г.

Вопросы для подготовки:

1. Факторы и показатели социально-экономического развития.

2. Содержание противоречий российского общества начала ХХ в.

3. Возможно ли было избежать революционные события 1917 г.?

Литература основная

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В.В. Керова М., 2014.

Литература дополнительная

История России XIX - начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов. / под. ред. В.А. Федорова. М., 2002.

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / под ред. А.П. Корелина. М., 1995 // www.twirpx.com/file/1360067/.

Российские самодержцы: 1801-1917. М., 1994 // www.kodges.ru/nauka/history/226276-rossiyskie-samoderzhcy.-1801-1917.-2-e-izd..html

Источники по теме 13 факультативно для семинарских занятий, а также для выполнения домашних заданий (Манифест 17 Октября, программы политических партий и др.) см. на сайтах:

· ihtik.lib.ru/2011.06.10_ihtik_history/ (История России и зарубежных стран в исследованиях и документах)

· www.gumer.info/ (История России в исследованиях и источниках)

· www.hist.msu.ru/ER/ (источники по истории России)

· www.historylinks.ru/catalogue/common/ и др.



2016-01-26 402 Обсуждений (0)
Раздел 3. История России в новое время (XVIII - начало XX в.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. История России в новое время (XVIII - начало XX в.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)