Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Социальная ответственность государства, бизнеса и



2016-01-26 644 Обсуждений (0)
Тема 11. Социальная ответственность государства, бизнеса и 0.00 из 5.00 0 оценок




Гражданина.

Тест № 7

I. Социальная ответственность государства находит свое выражение в

проведении эффективной социальной политики в интересах

1. всех членов общества;

2. малоимущих слоев населения;

3. представителей малого бизнеса;

4. политической элиты общества.

II. Социальная ответственность бизнеса проявляется в

1. проведении добросовестной деловой практики;

2. социальных инвестициях в персонал;

3. развитии местного сообщества;

4. оказании помощи незащищенным слоям населения;

(просьба продолжить этот перечень)

5. ________________________

6. ________________________

7. _________________________

III. Под социальной ответственностью гражданина понимается:

1. реальное участие гражданина в управлении делами государства и

бизнеса;

2. соблюдение гражданином действующего законодательства и других

правовых норм;

(просьба продолжить этот перечень)

3. ___________________________

4. ___________________________

5. ______________________

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Конспекты лекций

ТЕМА 1: Государство как социальный институт. В России традиционно историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Убеждение большинства населения в необходимости сильного государства нередко уравнивалось самоволием власти. Не случайно как теоретики, так и практики постоянно обращаются к проблемам свободы и гражданских прав. Определение понятий «государство» и «гражданское общество» является одним из ключевых для понимания всей совокупности отношений современного общества и государства. Некоторые ученые государство и гражданское общество в российском контексте рассматривают как неразрывные части единого целого. «Управляемое законом» государство поднимается из гражданского общества; в свою очередь, государство вводит за коны и гарантирует благосостояние населения, что обеспечивает процветание гражданского общества. Ученые античного мира под гражданским обществом понимали не некое догосударственное состояние, а, скорее, рассматривали его как синоним понятия «политическое общество» и, стало быть, «государство». Понятия «гражданское общество» и «политическое» или «государство» употреблялись как взаимозаменяемые термины. Древнегреческие мыслители понятием «политическое» обозначали все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру, искусство и т. д. Платон определял государство как общность людей, достаточную для развития и процветания. Из реально существующих на тот период типов государства он отдавал предпочтение монархии и аристократии как наиболее подходящим формам осуществления власти лучших. В Античность и Средние века человек представлял экономическую, социальную, культурную, религиозную и иные сферы жизни общества как неразрывную часть целого с государством, политической системой. В Античности, а позднее и при феодализме само общество, имевшее политический характер, ассоциировалось с государством. Быть членом общества означало быть гражданином и одновременно членом государства. Аристотель определял государство как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих». Само понятие «гражданское общество» восходит к идеям Аристотеля и так называемого естественного права Цицерона. В соответствии с ними член общества должен быть не просто гражданином, а одновременно и членом государства и, следовательно, жить в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. Аристотель, анализируя жизнь граждан в раз личных сферах жизнедеятельности общества, проводил разделение функций государства и гражданского общества. В Новое время упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Шарль-Луи Монтескье, Ж. Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей. Т. Гоббс активно использует понятие «гражданское общество» в прямой формулировке. В одних трудах гражданское общество он фактически отождествляет с государством, в других - даже противопоставляет. Дж. Локк пишет, что общество предшествует государству, оно существует в естественном состоянии, “по природе”. Государство представляет собой некое “новое тело” с комплексом прав, которые превосходят права отдельных лиц, составляющих его. Локк провозглашает в определенной мере примат гражданского общества перед государством. Основой общества, в том числе гражданского, он считает собственность. По Дж. Локку, государство образуется на основе естественно сложившихся общественных отношений. Если по каким либо причинам правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правами. Народ, составляющий общество, является сувереном. Хотя с образованием государства суверенитет общества переходит к нему, оно не может полностью поглотить общество. Более того, главная цель государства состоит в защите общества; государство призвано не заменить общество, а управлять им, государство - это инструмент общества, помогающий ему организовать нормальную жизнь. Ш. Л. Монтескье в произведении «О духе законов» представляет гражданское общество как результат исторического развития. Гражданское общество есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. По его мнению, государственность не тождественна гражданскому обществу. Монтескье фиксирует диалектическое единство и противоречивость законов гражданского общества и государства. Ж. Ж. Руссо в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» определяет гражданское общество как общество, преобразованное в государство на основе общественного договора. Он провозглашает народный суверенитет, обосновывает право народа на установление власти демократически избранного правительства. Также он наиболее четко формулирует понятие гражданского общества, отмечая, что сущность политического организма заключается в согласовании повиновения и свободы. Ж. Ж. Руссо считает, что законную силу имеет только та система правления, которая основывается на участии каждого гражданина в решении любого вопроса, касающегося его жизни и благополучия всех членов общества. Он не видит различий между сферой властных отношений и другими сферами жизнедеятельности людей, т. е. гражданское общество и государство выступают в их неразрывности. Немецкий философ Георг Вильмгель Гегель также признавал примат государства над гражданским обществом. Государство, по его мнению, как более высокоорганизованная органическая целостность выступает как бы гарантом действительной свободы гражданского общества и представляет общество в его единстве. Гегель, обобщив идейно теоретическое наследие французской, англо саксонской и немецкой общественно политической мысли, пришел к выводу, что гражданское общество представляет собой особую веху на пути от семьи к государству. Отличаясь как от семьи, так и от государства, оно составляет необходимый элемент рационально устроенного человеческого сообщества Гражданское общество, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гегель отмечает, что гражданское общество составляет совокупность частных лиц, групп, классов, институтов и т. д., которые прямо не зависят от государства. Гражданское общество включает в себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие свободы, правильное взаимодействие личности и общества. Понимание Г. Гегелем государства как политической общности и области реализации гражданских политических прав близко к определению гражданского общества. Ученый полагал, что различные элементы гражданского общества находятся в постоянном противодействии между собой, причем наиболее активное развитие одних на практике часто приводит к подавлению других. Он определял гражданское общество как относительно независимую от государства совокупность отдельных индивидов, классов, групп и институтов, взаимосвязь которых регулируется гражданским правом. По Гегелю, гражданское общество не может сохраниться как «гражданское», если оно не управляется политически под присмотром государства. Он считал, что лишь конституционное государство (верховная публичная власть) может эффективно решать проблемы, связанные с существующей в обществе не справедливостью, и синтезировать свои конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Один из ведущих идеологов американской буржуазной революции, автор знаменитого памфлета «Права человека» Томас Пейн сформулировал радикальную концепцию гражданского общества. По Пейну, гражданское общество противостоит государству. Он считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Пейн был сторонником ограничения власти государства в пользу гражданского общества, поскольку каждому человеку внутренне присуща приверженность обществу. В целом, согласно Т. Пейну, законность государства – это не что иное, как делегирование власти всеми гражданами своих полномочий на благо общества. Чем совершеннее гражданское общество, тем с большей самостоятельностью регулирует он о собственную жизнь и тем меньше нуждается в государстве. Последовательная трактовка гражданского общества как особой внегосударственной сферы социума стала утверждаться в Европе после публикации книги французского политического мыслителя, социолога, государственного деятеля Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке». «Эта огромная социальная власть безлична; она больше не исходит от короля, но от Государства… она – продукт и представитель всех, и подчиняет право каждого воле всех… Это особая форма тирании, которую называют демократическим деспотизмом. Согласно А. де Токвилю, единственным средством ослабить диктат государства в обществе является создание, укрепление и расширение сферы деятельности общинных учреждений и органов местного самоуправления; развитие разнообразнейших добровольных организаций и ассоциаций; введение в повседневную практику политической жизни общества различных методов контроля населения за деятельностью чиновничества». А. де Токвиль, рассуждая об этом обществе, исходил из его специфики как особого социально политического явления, предполагая наличие у него собственного содержания, отделяющего его от правового государства и развернутой политической демократии. Он рассматривал вопросы о конкретном составе гражданского общества, его особых социально политических функциях, об отношениях гражданского общества и государства как главные в социально политической жизни. Концепция гражданского общества, связанная с именем Гегеля, в середине XIX в. разделилась на две самостоятельные – марксистскую и социал-демократическую. Свой собственный подход к проблеме гражданского общества имел К. Маркс. Вслед за В. Г. Гегелем он рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. В отличие от Гегеля К. Маркс при рассмотрении взаимосвязи гражданское общество – государство предпочтение отдавал обществу. Он считал государство временным явлением в развитии и функционировании гражданского общества. Активизация общественно политической жизни, проявившаяся в революционных движениях, способствовала выявлению различий между общественными и государственными институтами. Осознание и признание этих различий постепенно помогли найти аргументы для обоснования идеи временного существования государства и в поддержку будущего устройства, призванного обеспечить политическое равенство, гражданские свободы, конституционную систему управления ит. д. Сама идея индивидуальной свободы заставила внести в повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической общественно экономической формации основывалось на повсеместном общественном самоуправлении вместо государства. Ф. Энгельс писал: «Первый акт, в котором государство выступает действительно как представитель всего общества – взятие во владение средств производства от имени общества, – является в то же время последним самостоятельным актом его как государства. Вмешательство государственной власти в общественные отношения становится тогда в одной области за другой излишним и само собой засыпает. На место управления лицами становится управление вещами и руководство производственными процессами. Государство не отменяется, оно отмирает». К. Маркс описывает возможные соотношения гражданского общества и государства: 1) гражданское общество и государство – две враждебные армии; 2) гражданское общество и государство – две дружественные армии; 3) одна из армий в результате противоборства становится победительницей и распускает другую армию. Он полагал, что политическое освобождение представляет собой одновременно освобождение (эмансипацию) гражданского общества от политики, т. е. уничтожение его политического характера. Сам термин «государство» впервые начал активно применять итальянский мыслитель Николло Макиавелли, который пытался создать законченное учение о государстве. Он называл государство высшим проявлением человеческого духа, а служение ему – смыслом и счастьем жизни. Макиавелли определял государство как общее благо, которое возникает при воплощении в жизнь реальных государственных интересов. Он полагал, что государь не будет управлять подданными с помощью страха и насилия, а также нарушать их имущественные и личные права, чтобы не возбуждать их ненависть. То есть он отмечал некоторые признаки гражданского общества. В сложной интеграции экономических, политических, социальных и духовных отношений государственно организованного общества Н.Макиавелли показал наличие элементов гражданского общества. Он, так же как Платон и Аристотель, предпринял попытку развести понятия государство и гражданское общество, отмечая, что кроме государства есть нечто самостоятельное, функционирующее по своим правилам, т. е. по законам, которые формируют нечто подобное гражданскому обществу. И. Кант расширил представление о гражданском обществе. Он рассматривал противоречивые качества человеческой натуры: неуживчивость, тщеславие и в то же время жажду объединения, стремление к согласию. Главным способом сочетания свободы каждого со свободой других он считал формирование гражданского общества. По его мнению, гражданское общество основано на следующих априорных принципах: свобода члена общества как человека; равенство человека как подданного с другими людьми; самостоятельность члена общества как гражданина. Гражданское общество сформировалось в результате исторической трансформации всей общественной жизни, длительного диалектического движения от семьи к государству. Оно в своем развитии проходит ряд этапов, проявляя свои особенности в каждом регионе планеты или даже в отдельной стране. На пример, западная цивилизация при формировании гражданского общества находилась под влиянием протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. В то же время в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) развитие гражданского общества идет без индивидуализации западного типа и сохранении традиционных феноменов поведения и сознания. Структура социума, сформировавшегося в результате генезиса, включает частнособственнические отношения, рыночную экономику, социальные группы, институты, обеспечивающие жизнеспособность общества и реализацию гражданских прав. Современный немецкий автор Сюзанна Ланг, описывая институциональную основу гражданского общества, предлагает обратить внимание на его главный элемент – гражданина: «…Объединения и союзы, группы самопомощи и соседские инициативы, благотворительные организации, социальные движения, неправительственные организации и сети, партии и профсоюзы, фонды с общественными целями и т. д., и т. п. … негосударственные и некоммерческие организации образуют институциональное ядро, и сила гражданских обществ измеряется, как известно, высокой степенью организации. Напротив, без такой инфраструктуры они остаются слабыми, частичными и неспособными к движению. Однако тот, кто чрезмерно сконцентрируется на институциональной стороне гражданского общества, рискует не увидеть другой, неотъемлемый ресурс процессов гражданского общества – самих граждан и их добровольного, самоорганизованного вклада в общественное благо…». Государство является социальным институтом организации жизни людей, удовлетворяющим общественные потребности, сферой общего интереса (в отличие от гражданского общества, в основе которого лежит частный интерес), а также основным органом политической власти, руководящим всеми сферами общественной жизни и использующим при этом различные средства, в том числе принуждение. Государство играет центральную роль в политической системе. Оно также представляет собой конкретную историческую форму осуществления государственности в жизни того или иного народа. Государственность – системное единство (целостность) факторов, взаимосвязей и взаимодействий, тенденций, форм и сфер жизнедеятельности людей и их общностей. Государственность есть тип политической организованности общества, которая достигается в ходе исторического развития. Государственность обеспечивает включенность человека в общество, социализированность его жизнедеятельности в трудовой, семейно бытовой, досуговой, общественно политической сферах. С. Ланг, опираясь на выводы комиссии бундестага «Будущее добровольного участия граждан», ставит вопрос о «новом разделении ответственности между государством и гражданским обществом». «Усиление гражданского общества, как оно пропагандируется Федеральным правительством и бундестагом, означает в этом смысле настоящую смену парадигмы, – подчеркивает Ланг. Она (смена парадигмы) ориентирована на представление о демократическом обществе, за чье будущее несут совместную ответственность акторы гражданского общества и государства, чьи судьбы, иными словами, направляются не исключительно и не преимущественно государством и его институтами, но оставляют пространство для собственной инициативы и собственной ответственности, для самоорганизации и самоопределения активно участвующих гражданок и граждан и их добровольных ассоциаций…». Впрочем, признает С. Ланг, «кооперативное, партнерское отношение между акторами государства и гражданского общества в большинстве случаев пока еще остается скорее программой, нежели действительностью. Структуры и методы сотрудничества все еще не вызрели, да и само сотрудничество для обеих сторон пока не является чем то само собой разумеющимся». Государство является мощным институтом власти. А. Смит определяет функции государства следующим образом. С од ной стороны, оно должно делать то, что невозможно или невыгодно для частных лиц (народное образование, общественные работы, развитие и содержание систем транспорта, связи, коммунальных служб и т. п.), с другой стороны – поддерживать режим естественной свободы (антимонопольная деятельность, регулирование нормы процента); наконец, охранять жизнь, свободу и собственность граждан (регулирование минимума заработной платы, оборона страны, полиция, отправление правосудия). Фундаментом общества, по мнению А. Смита, служит социальная справедливость. Опорой моральных стандартов и социальной справедливости служит система положительного права. Отправным пунктом для рассмотрения теории государства является интерпретация понятия власти. Для социологов, разрабатывающих проблемы социального государства, концепция власти является самой необходимой, ибо власть присутствует во всех процессах общественной жизни. «Власть (греч. kratos - быть в состоянии, мочь, иметь возможность): 1) способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей, существен но воздействовать на развитие общества с помощью различного рода средств: авторитета, воли, права, принуждения, а так же ресурсов; 2) механизм осуществления решений, принятых каким то лицом и группой лиц и требующих взаимодействия с другими людьми или группами людей, инструмент координации деятельности людей в обществе; 3) производительная или преобразующая способность социальных структур, существующая независимо от воли индивидуальных акторов(правитель) (например, власть рыночных сил при капитализме); 4) система властных (государственных) органов; 5) лица, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями; 6) знание-власть-комплексный фактор власти в условиях информационной эпохи». К. Маркс и Ф. Энгельс употребляют термин «власть» не только для характеристики социальных отношений, но и применительно к отношению человека и природы. К. Маркс и В. И. Ленин неоднократно указывали, что власть относится к числу коренных понятий политической власти. Для функционирования общества особое значение имеет толкование власти как авторитетно властного полномочия, влияния, исходящего из признания без принуждения другими их права закреплять нормативные установления, распоряжаться и рассчитывать на подчинение. Определение понятия и характера власти в обществе имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства. В. И. Ленин, объясняя, что власть существовала задолго до появления государства, проводил разграничение между властью и государством. Петр Струве утверждал, что государство сохранится и после уничтожения классов. Государство должно выступать гарантом уверенности граждан в обладании своей собственностью. “Одинаковое у всех людей, постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство – часто оказывается достаточно могущественным для того, чтобы обеспечить естественное развитие в сторону улучшения общего положения вопреки чрезмерным расходам правительства и величайшим ошибкам администрации”. Государство как социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного типа государства. Оно представляет собой устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Сущность государства определяется его социальным назначением, организационной структурой; специфическими возможностями, правами и полномочиями в сравнении с другими общественными институтами; характером отношений с обществом, классом, нацией. Наряду с функцией подавления государство осуществляет внешнюю политику, регулирование хозяйственного процесса, деятельность в сфере социальных отношений и духовной жизни. Исследователи 80-х годов прошлого столетия (А. С. Юнг, Ф.М.Бурлацкий, А. А. Галкин и др.) указывали на следующие признаки государства: 1) право употреблять силу; 2) охват всех сфер жизнедеятельности; 3) право обязательного привлечения к его членству всех граждан; 4) наличие своей территории; 5) независимость и суверенность. “К сожалению, россияне из поколения в поколение сталкиваются с такими формами государства, которые не относятся к благоприятным для большинства населения. Отсюда массовая недооценка той роли, которую могло бы при определенных обстоятельствах сыграть государство в становлении гуманистической и демократической социальной политики”. Ф. Энгельс главным признаком государства считал наличие публичной власти, отделенной от массы народа. Современные ученые выделяют следующие основные признаки государства: а) наличие определенного механизма (особая система органов и учреждений), реализующего функции государственной власти; б) закрепление определенной системы норм, санкционированных государством (право); в) распространение юрисдикции государства на конкретную территорию. Государство в любой стране осуществляет минимальную совокупность необходимых функций, независимо от того каким типом государства оно является. «Таковы функции защиты государственного строя; предотвращения и устранения социально опасных конфликтов; регулирования экономических и других общественных отношений; осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений – социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и прочей политики; внешнеполитические функции защиты интересов страны; функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многое другое». Важнейшими характеристиками государства являются государственное устройство и политический режим. В политическом обиходе понятие государства используется и для обозначения одного из институтов политической системы, располагающей аппаратом принуждения, и как официальное выражение всего общества. «Государственное устройство России имеет три уровня публичной власти: федеральный центр, субъекты Федерации и местное самоуправление. Каждый уровень обладает собственной исключительной компетенцией, вторгаться в которую органы иного уровня власти не вправе. Кроме того, государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную». Таким образом, государственное устройство находит свое выражение в территориальной организации государственной власти, характере взаимоотношений между государством в целом и его частями, а также между частями государства, центральными и местными органами. Одним из его типов является социальное государство. Еще в 1929 г. Джон Сандерсон и Р. Нейф выделили основополагающие функции государства, которые до сих пор сохранили актуальность: «1) наличие особой группы людей, занятых исключительно управлением всем обществом и охраной его экономической и социальной структур; 2) наличие монополии на принудительную власть в отношении всего населения; 3) право и возможность осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной – от имени всего общества внутри и вне страны; 4) суверенное право издания закона ни свобода личности, ни право не могут существовать без понятных, четких, всеми признаваемых и неуклонно соблюдаемых обязанностей члена общества перед сообществом таких же, как он, субъектов прав и обязанностей». Наша страна провозглашена социальным государством, и одновременно, согласно ст. 1 Конституции РФ, ныне Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В статье 3 Конституции РФ подчеркивается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а так же право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры. Также закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных лиц, достигших 18 лет, установлены в ст. 38 Конституции РФ. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, охрану окружающей среды – в ст. 42, на образование –в ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44 Конституции РФ. Этими правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно, права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство (ст. 5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (ст. 5). Гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Россия – светское государство. Как отмечает ст. 14 Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  
ТЕМА 2: Предпосылки формирования социального государства в России. К концу XX века в развитых странах сформировался определенный тип гражданского общества, для которого характерны приоритет частной собственности и частнособственнических интересов, наличие значительного “среднего класса”, высокий уровень жизни, большое количество разнообразных общественно политических организаций, выражающих интересы различных социальных групп, своеобразный социально психологический и политический менталитет и другие признаки. В странах же, вступивших на путь глубоких реформ, формируется переходный тип гражданского общества, в котором переплетаются как авторитарные, так и демократические свойства и черты. Известный итальянский социолог А. Грамши под гражданским обществом понимал систему «частных» организаций социальных классов и слоев, не включенных в аппарат государственной власти. В названную совокупность он включал профессиональные, культурные, просветительские, религиозные, благотворительные, а также общественно политические группы и объединения. Он отводил гражданскому обществу место между экономическим и политическим обществами, тесно связывая его как с данными экономическими структурами, так и с государством – ареной открытой классовой борьбы, которая получает свое разрешение и принимает политические и правовые (институциональные) формы господства. Предпосылкой возникновения гражданского общества так же является обретение подавляющим большинством граждан экономической самостоятельности, ликвидация сословных привилегий и возрастание значения личности человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Начало формирования правового государства также дает толчок утверждению и развитию гражданского общества. Другой важной предпосылкой становления гражданского общества является появление общественных индивидов (граждан), имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Личность только тогда может считаться полноценным гражданином, когда наделена высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан. Гражданин должен неукоснительно соблюдать законы и правила общечеловеческого общежития. Так формируется новый тип личности, находящейся в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В развитом гражданском обществе такие общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, а имеют собственную индивидуальность, обладают более высокой духовностью. Исходя из анализа мировой практики формирования предпосылок для становления гражданского общества можно выделить основные из них: 1) успешное протекание процесса становления демократического механизма политической власти на основе четкого раз деления ее функций, выражающих интересы разнообразных слоев населения; 2) позитивные тенденции в создании необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; 3) неуклонное снижение уровня коррупции посредством контроля за соблюдением всеми государственными органами и всеми другими политическими структурами, хозяйственными органами законов, обеспечение их верховенства; 4) ликвидация монополии государства на право собственности в самых разных формах и содействие государственных органов функционированию различных равноправных экономических субъектов; 5) наличие достаточно высокого уровня гражданской культуры, формирование навыков социально политической деятельности граждан в демократических условиях развития общества.  
ТЕМА 3: Понятие и сущность социального государства   Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма, а также классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия. Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф, Нойманн. В конституциях ряда европейских стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обесп

2016-01-26 644 Обсуждений (0)
Тема 11. Социальная ответственность государства, бизнеса и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Социальная ответственность государства, бизнеса и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)