Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



2016-01-26 872 Обсуждений (0)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 0.00 из 5.00 0 оценок




по дисциплине Основы толерантности
для всех специальностей КазНПУ им.Абая

 

Форма обучения очная

Все специальности КазНПУ им.Абая

Кафедра методики преподавания истории и общественных дисциплин

Курс 2

Семестр 3-4

Количество кредитов 2

Всего часов 90

Лекций -15

Семинаров -15

СРСП -30

СРС - 30

Экзамен 3 -4 семестр

Алматы, 2015


 

Рабочая учебная программа составлена на основании:

26 октября 2009 г. на XV сессии Ассамблеи Народов Казахстана Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что «необходимо развивать гражданскую идентичность, толерантность в казахстанском обществечерез систему образования и воспитания… Министерству образования и науки надо подготовить концептуальные предложения по развитию этно- и поликультурного образованияс учетом специфики казахстанского общества. Надо разработать и внедрить в школах и вузах факультативный курс «Основы толерантности»».

Следуя указанию Президента РК Н.А. Назарбаева Образовательный центр инновационных технологий и толерантности разработал рабочую программу преподавания и внедрения курса «Основы толерантности» для обучения студентов на всех факультетах КазНПУ им. Абая.

 

Рабочая учебная программа дисциплины «Основы Толерантности» » составлена кандидатом политических наук, старшим преподавателем Даулбаевым Т.Ф.и обсуждена на заседании кафедры методики преподавания истории и общественных дисциплин

«___»_____________2015г., протокол №_________

 

ФИО составителя программы Даулбаев Т.Ф. ________( подпись)

 

Заведующая кафедрой методики преподавания истории и общественных дисциплин, к.и.н., профессор Ж. Нұрманбетқызы ________ ( подпись)

 

Рабочая учебная программа рекомендована Советом института истории и права «___ » 2015 г., протокол №_________

 

 

Целью дисциплины «Основы толерантности» является развитие гражданской идентичности, толерантности в казахстанском обществечерез систему образования и воспитания, формирование у студентов комплекса научных знаний о толерантности как о целостной системе: казахстанский патриотизм, уважение к культуре и традициям всех этнических групп.

Основными задачами дисциплины «Основы толерантности»являются:

- дать студентам целостное представление о теоретических и практических основах толерантности;

- показать толерантность как ключевую проблему для всего мира, существенно составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства;

- проанализировать толерантность как культурную направленность, отношение личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, университете, факультете, студенческой группе;

- раскрыть сущность межэтнической и межконфессиональной толерантности в Казахстане.

 

В результате изучения дисциплины «Основы толерантности»студент

должен знать:

- категориально-понятийный аппарат толерантности;

- знать современные тенденции и проблемы развития межэтнических и межконфессиональных процессов через призму толерантности;

должен уметь:

- анализировать наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость;

ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ

 

Наименование дисциплин, их разделы (темы)
История Казахстана
Философия
Культурология
Религоведение

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ

Наименование дисциплин
Теория межличностных коммуникаций
Человек и общество
История мировой культуры
Менеджмент в условиях реального современного образования
Андрагогика

Содержание дисциплины

2.1. Лекционный курс

№ темы Наименование тем лекций Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
  Раздел 1.Раздел I. ОСНОВЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  
Тема 1 История формирования взглядов и подходов к толерантности в общественной мысли   1.1. Истоки формирования толерантности в общественно-исторической мысли. 1.2. Генезис взглядов и подходов к пониманию толерантности. 1.3. Толерантность как фундаментальная основа человеческого бытия.
Тема 2 Принципы толерантности 2.1. Оценка основных принципов толерантности. 2.2. Терпимость и понимание как проявление толерантности.    
Тема 3 Обучение толерантности 3.1. Формирование толерантного сознания и профилактика недопущения национального экстремизма, ксенофобии в гражданском обществе. 3.2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием. 3.3. Способы воспитания толерантности  
Тема 4 Изучение и поддержка другой культуры 4.1. Толерантность как культурное явления в развитии мировой цивилизации 4.2. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г. - основа мультикультурализма.    
Тема 5 Уважение культурных различий 5. 1.Уважение и утверждение культурных различий в процессе изучения толерантности.    
Тема 6 Толерантность религиозная и светская 6.1.Диалектика религиозного и светского в изучении толерантности 6.2. Роль религиозного и светского типов культуры в современном понимании толерантности
Тема 7 Соотношение понятий религия и толерантность 7.1.Соотношение понятий религия и толерантность 7.2.Сравнительный анализ социально-когнитивных основ светской и религиозной культурных систем в процессе толерантности    
Тема 8 Диалектика религиозного и светского в культуре 8.1. Толерантность в отношениях светской и религиозной культур
Тема 9 Воспитание толерантности: сущность и средства 9.1. Педагогические подходы к воспитанию толерантности
Тема 10. Раздел 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КАЗАХСТАН Толерантность и личность   10.1. Личность как фактор толерантности 10.2 Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как особенность толерантности  
Тема 11. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности 11.1. Роль Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в формировании общемировой концепции толерантности
Тема 12. Назарбаев Н.А. – организатор диалогов лидеров мировых и традиционных религий 12.1. Заслуга Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева в формировании диалога мировых культур и цивилизаций 12.2. Значение съездов лидеров мировых религий в формировании толерантности.
Тема 13. Ассамблея народа Казахстана и ее деятельность по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия 13.1. История возникновения Ассамблеи народа Казахстана 13.2. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана в обеспечении межэтнического и межконфессионального согласия
Тема 14. Основные направления деятельности Ассамблеи народа Казахстана по формированию и реализации государственной национальной политики 14.1. Ассамблея народа Казахстана- как фактор стабильного развития государственной национальной политики 14.2. Роль Ассамблеи народа Казахстана в укреплении политики толерантности в Республике Казахстан
Тема 15. Этнокультурные объединения Республики Казахстан и их роль в пропаганде толерантности 15.1. Место и роль этнокультурных объединений Республики Казахстан в пропаганде толерантности
  Итого  
           

2.2. Семинарские, практические занятия

№ темы Наименование тем занятий Содержание тем Объем в часах Неделя семестра
  Раздел 1.Раздел I. ОСНОВЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  
Тема 1 История формирования взглядов и подходов к толерантности в общественной мысли   1.4. Истоки формирования толерантности в общественно-исторической мысли. 1.5. Генезис взглядов и подходов к пониманию толерантности. 1.6. Толерантность как фундаментальная основа человеческого бытия.
Тема 2 Принципы толерантности 2.1. Оценка основных принципов толерантности. 2.2. Терпимость и понимание как проявление толерантности.    
Тема 3 Обучение толерантности 3.1. Формирование толерантного сознания и профилактика недопущения национального экстремизма, ксенофобии в гражданском обществе. 3.2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием. 3.3. Способы воспитания толерантности  
Тема 4 Изучение и поддержка другой культуры 4.1. Толерантность как культурное явления в развитии мировой цивилизации 4.2. Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г. - основа мультикультурализма.    
Тема 5 Уважение культурных различий 5. 1.Уважение и утверждение культурных различий в процессе изучения толерантности.    
Тема 6 Толерантность религиозная и светская 6.1.Диалектика религиозного и светского в изучении толерантности 6.2. Роль религиозного и светского типов культуры в современном понимании толерантности
Тема 7 Соотношение понятий религия и толерантность 7.1.Соотношение понятий религия и толерантность 7.2.Сравнительный анализ социально-когнитивных основ светской и религиозной культурных систем в процессе толерантности    
Тема 8 Диалектика религиозного и светского в культуре 8.1. Толерантность в отношениях светской и религиозной культур
Тема 9 Воспитание толерантности: сущность и средства 9.1. Педагогические подходы к воспитанию толерантности
Тема 10. Раздел 2. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И КАЗАХСТАН Толерантность и личность   10.1. Личность как фактор толерантности 10.2 Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как особенность толерантности  
Тема 11. Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность современности 11.1. Роль Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в формировании общемировой концепции толерантности
Тема 12. Назарбаев Н.А. – организатор диалогов лидеров мировых и традиционных религий 12.1. Заслуга Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева в формировании диалога мировых культур и цивилизаций 12.2. Значение съездов лидеров мировых религий в формировании толерантности.
Тема 13. Ассамблея народа Казахстана и ее деятельность по обеспечению межэтнического и межконфессионального согласия 13.1. История возникновения Ассамблеи народа Казахстана 13.2. Деятельность Ассамблеи народа Казахстана в обеспечении межэтнического и межконфессионального согласия
Тема 14. Основные направления деятельности Ассамблеи народа Казахстана по формированию и реализации государственной национальной политики 14.1. Ассамблея народа Казахстана- как фактор стабильного развития государственной национальной политики 14.2. Роль Ассамблеи народа Казахстана в укреплении политики толерантности в Республике Казахстан
Тема 15. Этнокультурные объединения Республики Казахстан и их роль в пропаганде толерантности 15.1. Место и роль этнокультурных объединений Республики Казахстан в пропаганде толерантности
  Итого  
           

 

2.4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

 

№№ п.п. Наименование тем и содержание заданий для СРСП Формы проведения Объем в часах Неделя семестра
Тема 1 Толерантность религиозная и светская   Текущий контроль
Тема 2 Светская культура     Текущий контроль
Тема 3 Критика религиозной культуры   Текущий контроль
Тема 4 Соотношение понятий религия и толерантность Текущий контроль
Тема 5 Толерантность как духовное (а не физиологическое) явление   Текущий контроль
Тема 6 Главный смысл толерантности – социально-технологический Текущий контроль
Тема 7 Два типа культурных систем   Текущий контроль
Тема 8 Идеал религиозного и светского фундаментализма   Текущий контроль
Тема 9 Культурная система - синтез элементов религиозной и светской   Текущий контроль
Тема 10 Воспитание толерантности   Текущий контроль
Тема 11 Распространение знаний об истории и культуре казахстанского народа   Текущий контроль
Тема 12 Участие в реализации государственных программ по вопросам толерантности   Текущий контроль
Тема 13 Система подготовки национальных кадров по основам толерантности   Текущий контроль
Тема 14 Республиканские и региональные национально-культурные объединения   Текущий контроль
Тема 15 Совершенствование организационных форм по развитию толерантности Текущий контроль
Всего:    

 

 

2.5. Самостоятельная работа студентов

 

№№ п.п. Наименование тем и содержание заданий для СРС Формы контроля Объем в часах Неделя семестра
Тема 1 Обеспечение недопущения использования этнорелигиозных факторов   Текущий контроль
Тема 2 Определение «толерантная личность»   Текущий контроль
Тема 3 Обеспечение недопущения использования этнорелигиозных факторов   Текущий контроль
Тема 4 Толерантность и Казахстан   Текущий контроль
Тема 5 Толерантность и личность   Текущий контроль
Тема 6 Человек и его внутренний мир   Текущий контроль
Тема 7 Толерантное общение - это «быть с другими и сохранять свое «Я»!   Текущий контроль
Тема 8 Аутотолерантность   Текущий контроль
Тема 9 Принятие своего партнера по общению   Текущий контроль
Тема 10 Толерантная личность – человек   Текущий контроль
Тема 11 Человек - группа   Текущий контроль
Тема 12 Малые ассамблеи народов Казахстана   Текущий контроль
Тема 13 Результаты в сфере межэтнического согласия   Текущий контроль
Тема 14 Формирование казахстанской идентичности   Текущий контроль
Тема 15 Содействие формированию казахстанского патриотизма   Текущий контроль
Всего:    

 

3.2.Учебно-методические материалы

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

2. Назарбаев Н.А. Доклад на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана. 26 октября 2009 г. // Сайт АкОрда.

3. Назарбаев Н.А. Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. – Астана: ТОО АРКО, 2009. – 264 с.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

5. Евтух В. Национальные меньшинства между государственной политикой и самоопределением// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1998. - № 1-2. - C. 99-104

6. Комоцкая В.Д. Фактор политической культуры в межэтнических конфликтах на территории бывшего СССР. - http//www.

7. Положение об Ассамблее народа Казахстана.// Утверждено указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года, № 856.

8. Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №856 «О стратегии Ассамблеи народов Казахстана и положение об Ассамблеи народа Казахстана».

9. Д. В. Колесов «Толерантность. Введение в проблему» М.2011г.

 

Дополнительная литература:

2. Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов. - http//www.

3. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. – Век толерантности, 2001, № 1.

4. Арутюнян Ю.В., Дробижева Я.М Этносоциология: пройденное и новые горизонты// Социс.- 2000.- № 4.- C. 11-22.

5. Балушок В. Этническое и национальное: динамика взаимодействия// Социология: теория, методы, маркетинг. - 1999. - №1. - C. 93-107.

6. Белецкий, А. К. Топыго М. И. Национально-культурные и идеологические ориентации населения Украины// Полис.- 1998. - № 4. - C. 74-89.

7. Валитова Р.Р. К истории понятия толерантности. М., МГУ, 1994.

8. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства. //Внешкольник-2002 г. № 6.

9. Городяненко В. Г. Языковая ситуация на Украине// Социс. - 1996 № 9. - C. 107-113.

10. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование.- М.; Народное образование, 1999.

11. Достық-Дружба. Январь-февраль 2008.

12. Иванов И. Косовский кризис: год спустя// Дипкурьер НГ.-2000.-№ 5 (5).- C. 1.

13. Крицкий Е. В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности (на примере Северной Осетии)// Социс. - 1996. - № 9. - C. 116-121

14. Мукомель В. И. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов в СНГ // Социс. - 1999. - № 6. - C. 66-71.

15. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М., 2002.

16. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996.

17. Создание возможностей. 2004. № 1 (3).

18. Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России. - М., 1997.

19. Этнокультурные объединения Республики Казахстан. – Алматы, 2009. 64 с.

20. С. Г. Ильинская Толерантность Издательство: Праксис, 2007 г.

 

Интернет- источники: http://www.humanites.ru- Российский общеобразовательный портал

 

3.3..Вопросы для подготовки к экзамену

1. Определение дефиниции толерантности

2. Дифференцированное понимание феномена толерантности

3. Естественная (натуральная) толерантность

4. Различные определения термина «толерантность»

5. Моральная толерантность

6. Нравственная толерантность

7. Понятия толерантности и его различные характеристики

8. Понимание толерантности как определенной научной концепции

9. Основные вехи становления толерантности

10. Объект исследования толерантности

11. Ее основные понятия и категории

12. Категории смежных областей знания

13. Историческое и методологическое ядро толерантности

14. Основные методы и функции толерантности

15. Толерантность в системе знания

16. Понимание феномена толерантности в современной науке

17. Положение толерантности в СНГ и на Западе

18. Нравственная толерантность

19. Научная толерантность

20. Педагогическая толерантность

21. Административная толерантность

22. Этническая толерантность

23. Воспитание толерантности

24. Развитие толерантности как направленность личности в процессе образования

25. Этимология термина «толерантность»

26. Знания о культуре другой этнической группы

27. Понятие толерантности в различных культурах

28. Четыре параметра культурных различий

29. Уважение различий и сотрудничество

30. Признание наличия культурных различий

 

 

8. Тезисы лекций.Раздел 2.

Толерантность: дефиниция, методы, функции

 

Определение дефиниции толерантности. Различные определения термина «толерантность». Дифференцированное понимание феномена толерантности. Естественная (натуральная) толерантность. Моральная толерантность. Нравственная толерантность. Понятия толерантности и его различные характеристики («планов»):этический, юридический, философский, психологический. Понимание толерантности как определенной научной концепции. Основные вехи становления толерантности. Объект исследования толерантности. Ее основные понятия и категории. Категории смежных областей знания. Историческое и методологическое ядро толерантности. Основные методы и функции толерантности. Толерантность в системе знания. Понимание феномена толерантности в современной науке. Положение толерантности в СНГ и на Западе.

1. История формирования взглядов и подходов к толерантности в общественной мысли

 

Возникновение проблемы толерантности впервые в западной цивилизации на религиозном уровне. Религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза». В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости – когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не

Толерантный человек – это человек, который с уважением относится к интересам, привычкам, верованиям других людей, стремится понять их и достичь взаимного согласия без применения насилия, давления.

На мой взгляд, это чрезмерно узкое толкование данной категории. Представляется возможным рассматривать толерантность как характеристику любых социальных структур – отдельного человека, социальной группы, общественного института или общества в целом, – фиксирующую специфическую ориентацию на разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия с другими социальными структурами. Специфичность этой ориентации заключается в стремлении понять позицию другой стороны, объяснить ей свою позицию и в процессе диалога найти взаимоприемлемое компромиссное решение. Категорией, противоположной по своему социальному смыслу толерантности, является экстремизм, опирающийся на насилие как главный инструмент решения проблем.

 

Таким образом, толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого компромисса.

 

Так понимаемая толерантность представляет собой интересную исследовательскую проблему. Например, можно предложить следующие параметры этой категории:

А) Уровень толерантности. Если исходить из предложенной выше оппозиции «экстремизм-толерантность», то можно предположить, что высшая точка толерантности связана с идеей непротивления злу насилием и следованием принципу: если тебя ударили по правой щеке, подставь левую. Нормальная, средняя степень толерантности обозначена максимой «Око за око, зуб за зуб» и минимальная толерантность описывается тезисом «Если враг не сдается, его уничтожают».

В качестве гипотезы можно предположить, что есть социальные структуры, изначально ориентированные на агрессию, на силовое решение проблем, и есть структуры, в большей степени ориентированные на переговоры, на поиск согласия, на компромисса.

Б) Субъекты толерантности. Под субъектами толерантности понимаются различные индивиды, социальные группы, общественные институты, на которые распространяется принцип толерантности, с которыми возможен поиск компромисса. Понятно, что перечень таких субъектов у каждой социальной системы разный.

В 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61). была принята «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО.

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

Отныне 16 ноября объявлен Международным днем, посвящённым терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Dia Internacional para la Tolerancia)

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости , Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Предмет толерантности. Под предметом толерантности понимается та характеристика личности, социальной группы или иного объединения людей, которая может быть полем согласования интересов, взаимопонимания, поиска компромиссов. Понятно, что у разных субъектов предмет толерантности может быть разным. Один готов примириться с тем, что кто-то верит в другого бога, но ни за что не признает его право иметь иные политические взгляды. Другой, наоборот, готов не обращать внимания на политические взгляды, если есть совпадение в религиозной принадлежности. Третий не может поступиться некоторыми нравственными императивами.

Другими словами, у каждого человека, каждой социальной группы, каждого общества есть некие пределы, некие зоны, где толерантность не допускается.

Предметное поле толерантности можно изобразить в виде некоей розы ветров, где векторами являются религиозные, политические, экономические, нравственные и иные взгляды.

Разработка индикаторов и социологического инструментария, позволяющего более или менее точно определить степень толерантности с помощью определенных шкал, на мой взгляд, особых трудностей не вызывает, а результаты такого исследования могут быть весьма любопытными. Однако в этой статье я хотел бы поразмышлять о глубинных процессах, предопределяющих тот или иной уровень индивидуальной и общественной толерантности.

Толерантность проявляется прежде всего в коммуникации. Известно, что для того чтобы возникла коммуникация, необходимо существование двух, неразрывно связанных с ней компонентов: эмоционального контакта и согласия по поводу реальности. Говоря об эмоциональном контакте, иногда пользуются термином «эмпатия» – прямой перевод используемого немецкими психологами слова «einfuhlung», дословно «чувствование внутрь». Слово происходит от греческого «pathos» (сильное и глубокое чувство, близкое к страданию) с префиксом «ет-», означающим направление внутрь. Прослеживается аналогия со словом «симпатия», выражающим «сочувствие» и имевшим оттенок сентиментальности. Эмпатия – чувство более глубокое, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Именно в этом состоянии достигается полное взаимопонимание между людьми. Существование эмпатии напрямую связано с самим смыслом коммуникации. Нельзя понять человека собеседника, если не отождествить себя с ним.



2016-01-26 872 Обсуждений (0)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)