Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Какова классификация фирм (предприятий)?



2016-01-26 375 Обсуждений (0)
Какова классификация фирм (предприятий)? 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 4.ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОННОМИКЕ

Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают.
(Фридрих Хаек)

Нельзя полагаться на те доходы, которые мы только надеемся получить, какими бы верными они нам не казались.
(М. Монтень)

Что такое фирмы (предприятия)?

Производитель в условиях рынка осуществляет соединение факторов производства в целях создания материальных благ и услуг для удовлетворения общественных потребностей. Конечной целью производителя является реализация собственных интересов. Основным субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие).

Фирма (предприятие) - это хозяйственное звено, которое реализует свои экономические интересы посредством производства и реализации товаров и услуг путем целесообразного комбинирования факторов производства.

Понятия "предприятие" и "фирма" можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком понимании - это синонимы. В широком - их следует различать: предприятие представляет собой однопрофильное производство, тогда как фирма может включать несколько предприятий, причем как однопрофильных, так и разнопрофильных.

В настоящее время фирмы представляют собой преимущественно многопрофильные производства. Многопрофильность обеспечивает фирме большую устойчивость: убытки от одного вида деятельности могут компенсироваться прибылью от производства других товаров и услуг. Кроме того, многопрофильность фирмы обеспечивает совмещение производства товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Формирование многопрофильного производства путем рассредоточение капитала фирмы по разным отраслям называется диверсификацией производства.

Какова классификация фирм (предприятий)?

Фирмы можно классифицировать:

· по форме собственности на капитал;

· по степени концентрации и централизации производства, т.е. по величине капитала, размерам производства и количеству занятых

По первому критерию фирмы делятся на государственные и частные. По второму - на мелкие, средние и крупные.

Рассмотрим подробнее классификацию фирм по первому критерию.

Государство в условиях рынка может само выступать в качестве предпринимателя в тех сферах, которые недостаточно привлекательны для частного бизнеса, либо в отраслях, производящих общественно значимую продукцию. В качестве примера можно привести наукоемкое производство, требующее очень больших первоначальных инвестиций при медленной окупаемости. Частный бизнес отпугивает низкая скорость оборота капитала.

Государственные предприятия часто бывают менее эффективны, чем частные. Это объясняется, с одной стороны, несвободой в хозяйственной деятельности, а, с другой стороны, отсутствием конкуренции в государственном секторе, практикой покрытия государством убытков, т.е. пребывания в тепличных условиях. Поэтому расширения государственного сектора может привести к снижению эффективности национальной экономики, замедлению темпов экономического роста. Оптимальная пропорция между государственным и частным сектором подвижна. Она определяется конкретно-историческими условиями развития рыночной экономики. Волны национализации сменялись периодами, для которых более характерным было разгосударствление ряда отраслей.

Для частного бизнеса характерны следующие основные формы:

· единоличные фирмы ( собственник капитала - один человек);

· товарищества (соединяется капитал нескольких лиц);

· акционерные общества (пай каждого сособственника определяется количеством имеющихся у него акций).

Каждая из указанных форм имеет свои достоинства и недостатки. Так к достоинствам единоличного хозяйства можно отнести полную самостоятельность, а также конфиденциальность деятельности. Товарищества - коллективное, оперативное управление и, как правило, большие финансовые возможности по сравнению с предшествующей формой. Акционерные общества обладают широкими возможностями аккумулирования дополнительного капитала, привлечения профессиональных менеджеров.

К недостаткам первой формы можно отнести ограниченные финансовые возможности, необходимость совмещения управленческих специальностей, второй - зависимость партнеров друг от друга, третьей - строгий контроль за деятельностью и неповоротливость управления.

В целом же, для современной экономики характерна ведущая роль акционерных компаний. Их деятельность может выходить за рамки национальной экономики и распространяться на мировые рынки. Для акционерных компаний характерно массовое производство товаров и оказание торговых, финансовых и других услуг.

Теперь обратимся к анализу классификации фирм по второму критерию.

Для мелких фирм характерна многочисленность, быстрая реакция на изменения рыночной конъюнктуры, а также быстрое обновление. Мелкие фирмы эффективно функционируют в тех экономических нишах, где нет необходимости в массовом производстве и куда не проникает крупный бизнес.

Средние фирмы в странах с развитой экономикой не столь многочисленны. Их число имеет тенденцию к сокращению. Средние фирмы, с одной стороны, не обладают гибкостью мелкого бизнеса, а с другой - мощью крупного. Их выживаемость обусловлена тем, что в узких сегментах рынка, куда они внедряются, данные фирмы становятся мини-монополистами, так сказать "крупной рыбой в мелком пруду". Данные фирмы являются важным источником концентрации капитала, поскольку именно на них приходится наибольший процент поглощений.

Крупные фирмы обеспечивают массовое производство товаров при минимальных издержках благодаря экономии на масштабах производства. Они имеют возможность осваивать новые отрасли, поскольку способны осуществлять крупномасштабное инвестирование. Поэтому крупные фирмы выполняют основную роль проводников НТП. В целом, для крупных фирм характерно устойчивое положение в экономике.



2016-01-26 375 Обсуждений (0)
Какова классификация фирм (предприятий)? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Какова классификация фирм (предприятий)?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (375)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)