Деньги. Денежное обращение. Инфляция
Деньгами называют всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги — исторически развивающаяся экономическая категория. Они возникли много тысяч лет назад и последовательно прошли в своем развитии два главных периода: период полноценных денег и период неполноценных денег. История денег началась с их полноценного варианта. Полноценными называют такие деньги, у которых собственная стоимость (т. е. фактические затраты на изготовление монеты) примерно соответствует номинальной (т. е. той, которая на этой монете обозначена). Первоначально полноценными деньгами служили зерно, меха, скот и т. д. Со временем роль денег закрепилась за двумя металлами — золотом и серебром. При этом в истории денег были моменты, когда существовал биметаллизм (т. е. в обращении в качестве денег находились оба этих металла) и периоды монометаллизма (когда роль денег играло либо золото, либо серебро). В частности, на раннем этапе развития капитализма в Европе был широко распространен биметаллизм. Однако трудности, связанные с использованием двойных денег и цен, склонили чашу весов в пользу золотого монометаллизма. Выбор золота не был случайным. Золото — это благородный металл, обладающий большой сохранностью. Оно имеет целый ряд качеств, необходимых для всеобщего эквивалента: делимость, портативность (или высокую концентрацию), большую стоимость и наличие в количестве, достаточном для обмена. Система золотого монометаллизма была установлена в Великобритании еще в конце XVIII в. В конце XIX в. наиболее развитые страны континентальной Европы также перешли на золотой стандарт. Золотым стандартом называется такая денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента играет золото, а в обращении используются золотые монеты (классическая форма) или денежные знаки, разменные на золото. В условиях действия золотого стандарта деньги выполняли несколько функций. Во-первых, они служили мерой стоимости всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, называется ценой. Цены различных товаров выражались в некотором количестве золота, которое измеряется весом последнего. Определенное весовое количество золота принималось за единицу его массы. Эта единица, устанавливаемая государством в качестве денежной единицы, называется масштабом цен. Масштаб цен и его кратные части служили для измерения массы золота, а все цены товаров выражались в определенном количестве его весовых единиц (например, в Российской империи конца XIX в. денежной единицей был рубль, весовое количество золота которого равнялось 0,774254 г ). Вторая функция, которую выполняли деньги,— функция средства обращения. Она состояла в том, что деньги выступали как посредник при обмене товаров, переходя из рук покупателей в руки продавцов, и наоборот. Это давало людям возможность избавиться от бартерного обмена и разделить моменты купли и продажи товаров как во времени, так и в пространстве. Сначала функцию средства обращения выполняли золотые слитки. Это создавало определенные неудобства, поскольку при каждом обмене эти слитки приходилось взвешивать. Поэтому государство стало придавать этим слиткам небольшую, как правило, стандартную форму и ставить на них соответствующий штамп. Так золотые деньги приобрели форму монеты. В процессе обращения монеты постепенно стирались и количество золота в них уменьшалось. Происходило отделение номинальной стоимости монеты от ее реального содержания. Нехватка золота постепенно привела к тому, что государства стали заменять золотые монеты более дешевыми серебряными и медными, а потом и вовсе заменили металлические деньги бумажными. Третья функция денег реализовывалась при продаже товаров в кредит (т. е. в долг с отсрочкой платежа). Деньги использовались как средство платежа, причем не только в товарной сфере, но и вне ее (например, для выплаты налогов, займов и т. д.). Но если получивший за свой товар деньги не хотел сразу их расходовать, а решал поберечь выручку, то тогда деньги начинали выполнять функцию средства образования сокровищ, т. е. накапливались в качестве богатства вообще.
ДЕНЬГИ
Качества денег
Функции денег
Отмена золотого стандарта произошла в XX в. Первый удар по золотому монометаллизму нанес мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Беспрецедентное обесценивание бумажных денег привело к тому, что размен их на золото стал невозможен и практически во всех странах был прекращен. После Второй мировой войны усилившиеся экономически США внедрили в качестве основного средства платежа свою денежную единицу — доллар. Центральные банки различных государств могли теперь разменивать доллары на золото. Однако искусственно сохранять золотое содержание доллара Америка долго не смогла. К тому же много золота вместе с долларами утекло в Западную Европу (так называемые евродоллары) и на Ближний Восток (нефтедоллары). В декабре 1971 г. золотой стандарт был полностью отменен. Произошла демонетизация золота, т. е. его «отстранение» от денежных функций. На смену золотому стандарту пришла искусственная денежная система, в рамках которой действуют неполноценные деньги, номинальная стоимость которых никак не соответствует затратам на их изготовление. Основными видами неполноценных денег являются: Периодически возникали и продолжают возникать ситуации, в которых сфера обращения наполняется «лишними» деньгами, т. е. количество денег превышает действительную потребность экономики в них. В таких ситуациях говорят, что имеет место инфляция. Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются: —по отношению к золоту (при золотом стандарте); —по отношению к товарам и услугам; —по отношению к денежным знакам других государств. В первом случае повышается рыночная цена золота, во втором — цены на товары и услуги, в третьем — происходит падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам. ИНФЛЯЦИЯ
Существует несколько видов инфляции. В зависимости от среднегодового прироста цен выделяют:
ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНФЛЯЦИЯ Объяснить, почему именно эти категории оказаись в таком положении при инфляции (почему страдают вкладчики? Объяните все категории).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1510)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |