Товарные основы и принципы функционирования рыночной экономики
Рыночное хозяйство представляет собой общественную форму организации экономики, основанную на товарном производстве и обеспечивающую взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Общие принципы формирования рыночной экономики: юридические основы, многоукладность экономики, атрибуты рыночной системы, свободная конвертируемость национальных денег, социальная защита граждан. Рынок – это вся система многообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления, основанная на определённых принципах, главный из которых – свобода экономической деятельности. Эволюция общественных форм производства: натуральное хозяйство (продукт производится для внутрихозяйственного потребления), товарное производство (отношения через куплю-продажу). Условиями возникновения рыночного хозяйства являются: общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей. В основе рыночного механизма лежит саморегулирование и свободное ценообразование. Структура рыночного механизма: 1. Экономическая связь между субъектами рынка. 2. Механизм формирования цен. 3. Механизм конкуренции. 4. Спрос и предложение. Воспроизводство - это движение общественного продукта по стадиям: 1. производство (рождение продукта): создание благ для удовлетворения потребностей, создание факторов производства 2. распределение - это определение доли каждого участника в производстве продукта 3. обмен - обеспечивает непосредственную связь производителя и потребителя 4. потребление - использование продукта в процессе удовлетворения потребностей (новый заказ). Рыночный механизм действует через пробы и ошибки, так называемый принцип "невидимой руки" А. Смита: когда стремление каждого к богатству ведет к богатству общества в целом. Функции рынка: универсальное средство перемещения жизненных благ, регулятор экономики, распределитель жизненных благ, средство общения людей. Преимущества рынка: гибкость, эффективное распределение ресурсов, свобода выбора и действий производителя и потребителя, максимальное использование достижений НТР, успешное функционирование экономики при наличии ограниченной информации. Недостатки рынка: низкая способность рынка к сохранению невоспроизводимых ресурсов, удовлетворение потребностей тех, кто платит деньги, не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен, нет мотивации фундаментальных исследований в науке, изменчивость рыночной конъюнктуры. Субъектно-объектная структура рынка– это система взаимоотношений между экономическими системами, отражающая их цели, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Объекты рынка – это товары, услуги, факторы производства, деньги, капитал, субсидии и т. д.. Субъекты рынка – это экономические агенты, участвующие в воспроизводстве экономических благ; юридические или физические лица, выполняющие в экономике определённую функцию от собственного имени или по поручению. Выделяют следующие ведущие хозяйственные субъекты: домохозяйство, предприятие (фирма), государство (правительственные учреждения), банк. Домохозяйство – экономическая единица в составе одного или более лиц, обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, снабжает экономику ресурсами (труд, капитал, природные ресурсы), самостоятельно принимает решения и стремится максимально удовлетворить потребности (семья, церковь). Предприятие (фирма) – самостоятельная, производственно-хозяйственная единица, цель – получение прибыли или удовлетворение потребностей. Регулируется законом. Использует факторы производства для изготовления продукции с целью продажи. Государство – правительственное учреждение, осуществляющее необходимость юридическую и политическую власть в стране над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общих целей. Банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для функционирования рынка. Структура рынка:по экономическому назначению объектов, по географическому положению, по степени ограничения конкуренции, по отраслям, по степени зрелости, с учётом ассортимента. Сегментация рынка:повышение эффективности реализации продукции с учетом интересов покупателей, их финансовых возможностей и потребительских свойств товаров. Инфраструктура -это комплекс отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок (биржа, маркетинг, информационные системы, кредитование, страхование, ярмарки, аукционы, коммерческие банки, транспортные средства, складское хозяйство). Конъюнктура -это совокупность складывающихся в каждый момент времени экономических условий (спрос и предложение, уровень цен и т.д.).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1034)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |