Тема 9. Государство в рыночной экономике
Соотношение рыночного саморегулирования и государственного регулирования.
В современной развитой экономике рыночное саморегулирование дополняется регулированием государства общественного производства. Причины вмешательства: не решаются социальные вопросы, не обеспечивается стратегический прогресс в науке и технологиях, проблемы производства общественных товаров, необходимость преодоления нищеты и сокращения доходов. Государственное регулирование экономики—это целенаправленный координирующий процесс управления государством отдельных сегментов рынка посредством изменения микро- и макропоказателей с целью сбалансированности экономики. Государство является рыночным агентом и политической организацией общества во главе с правительством и его органами (госорганы). На разных этапах развития общества роль государства была различной. Однако, всегда шла борьба между сторонниками свободного рынка и защитниками государственного вмешательства в экономику. В период становления рыночного хозяйства преобладала либеральная (классическая) традиция о роли государства. Физиократы отражали экономическую роль государства как «охранника» частной собственности. Особая роль отводилась «невидимой руке рынка» (Адам Смит). После 30-х годов ХХ века («великая депрессия») появляется модель государственного вмешательства в экономику Дж. М. Кейнса (1883-1946), в ней подчеркивалась роль государства в стабилизации экономики, регулировании занятости, смягчении циклических колебаний через финансово-бюджетные инструменты и денежную политику. Феномен социального «трансфертного» государства связан с приходом к власти соцпартий в Европе. Государство должно проводить активную социальную политику через перераспределение общественного продукта. С середины 70-х годов ХХ века в большинстве стран произошел сдвиг в сторону неоконсервативной политики («минимального государства»). Однозначно к роли государства в рынке подходить нельзя. «Государственники» исходят из «фиаско рынка», неоконсерваторы делают упор на «фиаско государства». Существует отличие государственного управления (директивы — как обязательное исполнение для руководства) от государственного регулирования рынка. При централизованной экономике управление предприятиями и хозяйственными связями осуществлялось административно и напрямую повсеместно. Государственное регулирование отличается целями и средствами (государственный патернализм — опека государства). Цели государственного регулирования: I. Главная цель — экономическая и социальная стабильность (через адаптацию к меняющимся условиям). В результате устанавливается экономическое равновесие: 1. Стабильные цены и валюта (индикатор — индекс цен); 2. Высокая занятость (индикатор — уровень безработицы); 3. Внешнеэкономическое равновесие (роль внешних факторов в ВНП); 4. Экономический рост (реальный ВНП) — это процесс расширения производственных возможностей. II. Опосредующие или конкретные цели: экономический рост (благосостояние), полная занятость (доход, обеспеченность работой), экономическая эффективность (разумное использование ресурсов), экономическая свобода (в рамках закона выбор формы предпринимательства и потребительских предпочтений), обеспечение нетрудоспособных (достойный образ жизни), стабильный уровень цен, баланс внешнеэкономических связей (ввоз — вывоз). Все цели достичь одновременно – невозможно. В основе целей лежит правовое обеспечение, то есть создание общих правовых условий экономической деятельности (меры запрета, разрешения, принуждения). Важно учитывать социальную ориентацию государственного регулирования, действие в интересах всех участников хозяйствования (социальное обеспечение и государственное попечительство через налогообложение и государственную собственность). Причины усиления государственной собственности: войны и национальная оборона, инфраструктура, рост народонаселения, урбанизация, экология, социальные вопросы и т.д. Границы госсектора (невмешательство): частная собственность, свободное ценообразование (кроме монополий), многообразие форм собственности. Сферы деятельностигоссектора (хозяйственные субъекты, целиком или частично принадлежащие центральным или местным государственным органам): сырьевая и энергетическая отрасли, инновационные процессы, охрана окружающей среды, милитаризация и конверсия, социальные и производственные инфраструктуры. Формы образования: национализация, госстроительство из госбюджета, госприобретение. Экономические функции государства. Экономические функции государства – это сознательное регулирование процессов общественного воспроизводства. I. Обеспечение правовой и общественной атмосферы (административное и правовое регулирование) II. Стабилизация экономики (отражено в целях госрегулирования)
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (405)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |