Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория мультипликатора



2016-01-26 1066 Обсуждений (0)
Теория мультипликатора 0.00 из 5.00 0 оценок




Увеличение или уменьшение инвестиций ведет к росту или падению объемов производства и занятости. Прирост или сокращение дохода оказывается более значительным, чем вызвавшее их изменение автономных инвестиций.

Мультипликатор (К) – это число, показывающее, во сколько раз необходимо увеличить изменение инвестиций, чтобы получить результирующее изменение равновесного НД (пример: инвестиции возросли на 10 млрд руб., если благодаря этому совокупный объем производства увеличился на 50 млрд руб., то мультипликатор равен 5.

Причина явления мультипликатора.

Мультипликационный эффект Дж.Кейнс связывал не с отдачей от инвестиций в виде выпуска дополнительной продукции или услуг, а с тем, что увеличение инвестиций приводит к увеличению доходов фирм, производящих инвестиционные товары. Цепная реакция доходообразования и расширения производства захватывает все более отдаленные друг от друга отрасли. Возникает “эффект кругов по воде”. Чем шире этот процесс, тем “эффект возмещения” становится менее интенсивным (на каждом этапе доход тратится на новое потребление, то есть становится чьим-то доходом). Сила эффекта мультипликатора зависит от того, сколько дохода поступит на следующую стадию, то естьот MPC (предельной склонности к потреблению).

Пример: Индивид сооружает кирпичный завод за 100 тыс. рублей, то есть незанятые рабочие получат 100 тыс. рублей дополнительного дохода. При МРС = 0,8 – 80 тыс. рублей потратятся на покупку товаров и услуг. У продавцов сократятся товарные запасы и они будут увеличивать объем производства на 80 тыс. рублей . Из этой суммы (МРС=0,8), получившие ее другие работники потратят на потребление 64 тыс. рублей и т.д.

Эта бесконечная цепь вторичных расходов вызвана первоначальными инвестициями в 100 тыс. рублей. Сумма увеличивающего дохода составляет

100 тыс.руб.+80 тыс.руб+64+… = 100 тыс.(1+0,8+0,82+0,83+…)

Предел суммы геометрической прогрессии выглядит

100 тыс. руб.*1/(1-0,8)=100 тыс. руб./0,2=500 тыс. рублей.

 

При МРС=0,8 , мультипликатор равен 5. По-другому этот результат можно получить :

Если МРС=0,8, то МРS= 0,2

1/(1-МРС)=1/MPS

Отсюда формула мультипликатора

или

Вывод: чем больше МРС, тем больше мультипликатор, тем больше будет итоговый прирост НД за счет прироста инвестиций

ΔY = K*ΔI

 

Мультипликационный эффект могут вызвать любые автономные затраты (C,I,G,X), то есть речь идет о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста НД к изменению всех автономных затрат, вызвавших его прирост

В случае роста автономных затрат эффект мультипликатора срабатывает в пользу экономического роста и наоборот. Как дестабилизирующий фактор мультипликатор тем сильнее, чем меньше величина MPS (и наоборот).

Контрольные вопросы

 

1. Что такое совокупный спрос и совокупное предложение?

2. Какие факторы влияют на изменение совокупного спроса и совокупного предложения?

3. Что такое инвестиции, их роль в экономике?

4. Что характеризует функцию потребления и функцию сбережения?

5. Что показывает мультипликатор?

 

 



2016-01-26 1066 Обсуждений (0)
Теория мультипликатора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теория мультипликатора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1066)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)